Сегодня:

Пресс-служба губернатора сообщила, что Ростовская область впервые включена в список низкодотационных регионов России. Таким образом, она перешла из категории регионов с дотацией из федерального бюджета от 20 до 60 процентов в категорию с дотацией ниже 20 процентов. Такое изменение статуса стало возможно благодаря увеличению собственных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Приятно осознавать, что в этом есть и наша заслуга — в прошлом году ОАО Фирму «Актис» перевели в ряд крупнейших налогоплательщиков региона и теперь мы состоим на учете в инспекции, специально созданной для таких крупных предприятий, как наше.

Однако, не все было гладко на этом тернистом пути. Стоит упомянуть о нескончаемых спорах с налоговой инспекцией Новочеркасска: 31 судебное дело у ООО «Эскорт», каждое из которых было решено в нашу пользу, и 22 — у ОАО Фирмы «Актис», из которых только в одном претензии налогового органа были найдены частично обоснованными, в общей сложности семнадцать дел находятся сейчас в стадии рассмотрения.

В свое время председатель Арбитражного суда Ростовской области Ольга Александровна Соловьева на совещании по подведению итогов деятельности за 2012 год отметила, что по спорам между налоговым органом и налогоплательщиком почти три четверти дел (73,3%) было разрешено в пользу налогоплательщика. Причем, она посчитала необходимым отметить, что эти цифры ни в коем случае не свидетельствуют о лоббировании судом интересов деловых структур, а отражают действительную ситуацию, сложившуюся в сфере контроля над бизнесом.

Почему крупный бизнес уходит в Ростов

Моя личная история непростых взаимоотношений с местной налоговой инспекцией началась двадцать лет назад, когда в 1993 году фирме «Дон-Авто», абсолютно прозрачному предприятию, официальному дилеру General Motors и «Автоваза» инспектор вынесла предписание уплатить в бюджет 10 процентов от оборота — миллиард рублей на тот момент! Переговоры с руководителем налоговой ни к чему не привели, и нам пришлось судиться — мы выстояли четыре инстанции и полностью вернули этот миллиард.

Вот тогда-то мы узнали, что есть еще островки правды в нашем государстве — это суды, в которых можнозащитить обоснованность своих действий и решений. И если мы правы, то нам бояться нечего и надо идти до конца.

Мы-то понимаем, что работаем без нарушений, а вот налоговая, к сожалению, не всегда. Большим минусом инспекций по сей день остаются кадры — самые толковые специалисты шли изначально в коммерцию, в Новочеркасской налоговой юристом, например, одно время вообще была бабушка — пенсионерка, мало знакомая с современным законодательством, и во многом по этой причине мы погрязли в судах. В первое десятилетие двухтысячных у нас были сплошные суды, и более того — все проверки проходили максимально нецивилизованным образом, с полным игнорированием прав налогоплательщика и тому подобных вещей.

К примеру, счел налоговый инспектор, что по его мнению, мы нарушили налоговое законодательство: сразу предъявляются инкассовые поручения к нашему счету, арестовываются счета, как итог — полная парализация всей хозяйственной деятельности предприятия, а этого бизнес просто не может себе позволить. Мы приходили к руководителю Новочеркасской налоговой просто по-человечески поговорить: «Посмотрите, что вы делаете? Вы же не даете работать нам». А она говорит: «Ну что вы хотите, мы же учимся на вас». Даже система досудебного урегулирования налоговых споров, на которую возлагаются большие надежды как на действенный и оперативный механизм восстановления нарушенных прав налогоплательщиков, и та была практически неприменима на месте.

В конце концов было принято решение поставить «Актис» на налоговый учет в Ростове-на-Дону. И мы перешли в налоговую Октябрьского района, потому что у нас был расположен на Буденновском проспекте офис продаж небольшой, и там же по адресу мы зарегистрировались. Надо сказать, что в последующие годы судов у нас практически не было — лишь пара спорных моментов, когда нам были предъявлены претензии и мы отстояли около восьмидесяти миллионов.  Такая же ситуация складывалась и с «Эскортом», до тех пор пока не появился у нас московский партнер и вот уже четвертый год «Эскорт» находится на налоговом учете в Московской области.

Считаю необходимым отметить тот факт, НЭВЗ, крупнейший налогоплательщик города, также стоит на учете в Ростове. Так же как и ГРЭС.

Спорить с инспектором — себе дороже?

Можно ли представить предприятие нашего масштаба в цивилизованной стране с таким количеством налоговых претензий? Нет. Потому что там, с одной стороны, четко определено и жестко регламентировано законодательство, и самым страшным преступлением является налоговое; но параллельно с этим фискальные органы не позволяют себе действий по взысканию платежей за рамками законодательных актов.

Это вопрос личностный, а не системы и закона — в стране, где соблюдаются юридические нормы, неважно, кого ты поставишь руководителем инспекции — любой человек будет действовать по четкому алгоритму в каждом конкретном случае, а у нас человеческий фактор имеет возможность проявлять себя в трактовках законов, и здесь уже таится возможность для чиновничьего произвола. Потому так остро стоит вопрос о том, насколько в состоянии защититься предприятие от необоснованных претензий, ведь не все такие профессионалы, как мы. Не каждый предприниматель знает свои права, понимает, как их можно отстоять, зачастую люди боятся идти на конфликт с инспектором — и сколько таких несправедливо взысканных денег с людей, имеющих свое дело?

Такова порочная практика: суммы взыскиваются, данные попадают в отчетность, план сбора налогов в бюджет выполняется любой ценой (не абсурд ли подобное планирование само по себе, в то время как показатели налоговых сборов являются прежде всего индикаторами экономических процессов?), инспектор, возможно, даже премию получает, а потом эти же суммы плюс штрафные санкции за неправомерные действия в отношении компании предприятие отсуживает себе назад, но это уже никого не волнует. Государство на самом деле теряет таким образом деньги! А ответственность никто не несет.

Основание для выводов

За эти годы у меня сложилось четкое мнение, что здесь речь идет прежде всего об отсутствии личной ответственности лиц, принимающих решения, за их последствия. Ведь в истории нашего предприятия были 150-ти — страничные акты инспекторов по взысканиям, практически полностью оспоренные нами в суде!

Заметьте — ни один руководитель, вынесший отмененные вышестоящими инстанциями решения или даже инспектор, акт проверки которого изменен после рассмотрения спора, не привлечены к дисциплинарной или иной ответственности. Безнаказанность, отсутствие мер реагирования на отмену ненормативных актов, позволяет работникам инспекций и впредь действовать в том же духе, а компания вновь и вновь вынуждена доказывать свою правоту в судебных инстанциях.

А ведь на наших предприятиях было около 50 конфликтов с налоговыми органами решено не в пользу государства за последние тринадцать лет, и многие дела прошли по две, а то и три, четыре инстанции — получается, около 150 судов!

Почему же нет жесткого закона об ответственности чиновников? Ведь есть аттестация государственных служащих — как она происходит? Если один и тот же человек раз за разом выносит решения, которые мы все последовательно оспариваем в суде, почему он работает до сих пор? Покажите нам, как вы в таком случае проводите оценку эффективности своих сотрудников, мы имеем право знать!

Вот вам красочный пример двухлетней давности, когда налоговым органом было начислено ко взысканию более 40 миллионов рублей налога на прибыль за девять месяцев 2011 года. Решением Арбитражного суда, оставленном в силе апелляционной и кассационной инстанциями, претензии налогового органа были признаны незаконными в полном объеме!

В тот период, когда новый стекольный завод только строился, в соответствии с налоговым законодательством, у ОАО Фирмы «Актис» возникло право на вычеты по НДС, уплаченного при строительстве за выполняемые строительно-монтажные работы, поставку оборудования и материалов. Когда старое производство было остановлено из-за большого процента износа оборудования, а новое еще только строилось, реализации готовой продукции практически не было и, естественно, сумма к возмещению налога на добавленную стоимость из бюджета превышала сумму начисленного НДС. Так вот, практически во всех налоговых актах основанием для отказа в возмещении заявленных сумм НДС указывалась «формальность деятельности» подрядчика при возведении новых цехов. То есть налоговый орган не признавал реальность строительства и считал, что предприятие осуществляет его только на бумаге с единственной целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС! Нонсенс, согласитесь.

Штрафовать нельзя помочь

Причин подобному безобразию, на мой взгляд, несколько.

Для начала, в Новочеркасске до сих пор не созданы условия для цивилизованных отношений с контролирующими органами: медлительность в осуществлении стандартных процедур, недостаточная техническая и юридическая грамотность сотрудников зачастую создают проблемы буквально на пустом месте. Отсюда — возникающие проволочки при уплате платежей и сборов, однако ни один мэр за двадцать лет не озаботился этой проблемой и не провел ни одного совещания, посвященного работе налоговой службы нашего города! За всю историю моей работы я помню только одно большое совещание с участием налоговиков, которое собрал Станиславов в 2003 году, когда у нас дошло до «маски-шоу» на заводе по поводу возмещения НДС. И больше никогда администрация подобных мероприятий не инициировала, хотя о сложностях этих знают: налоговые споры — общая беда новочеркасских предпринимателей.

Понятно, что непосредственных рычагов административного давления у местных властей нет, но есть же вопрос доброй воли. Почему не попытаться хотя бы оказать поддержку местному бизнесу, который создает рабочие места в городе? Почему не озвучить проблему на областном, федеральном уровне?

Зато обладателей малейшей задолженности вызывают в администрацию «на ковер» и «пропесочивают» в газетах, невзирая ни на актуальную экономическую ситуацию в стране, ни на добросовестность предприятия, забывая упомянуть о настоящих виновниках происходящего.Новый-8

А ведь ни один сотрудник инспекции, чьи неправомерные действия привели к перебоям в нормальном функционировании бизнеса, не понес за это время наказания и не был уволен за профнепригодность — и отсутствие личной ответственности налоговиков за принимаемые ими решения я назову одной из основных причин  создавшихся невыносимых условий для работы крупного предприятия.

Поэтому меня так порадовала инициатива В.В.Путина, когда он, будучи на втором сроке президентства, внес в ГосДуму проект закона об ответственности чиновников за принимаемые ими решения — вплоть до уголовной. И где сейчас этот закон? Похоронен в недрах чиновничьего аппарата.

Я задал губернатору два года назад, когда он приезжал к нам в Новочеркасск, вопрос — можно ли сделать хоть что-нибудь как субъекту Федерации в законодательном плане о персональной ответственности лиц, принимающих неправомерные решения? Нет ответа до сих пор.

Чтобы оценить объемы совокупных налоговых отчислений ОАО Фирмы «Актис», ООО «Эскорт» и ООО «ОйлГасСервис», приведу лишь несколько цифр: за 2013 год нами было уплачено почти 300 миллионов рублей налогов в федеральный бюджет, а в региональный и местный бюджеты — около 140 миллионов рублей!

Поэтому неоднократные заявления представителей Администрации, что бюджет города не получает от нас средства потому, что «Актис», к примеру,  зарегистрирован в областном центре, мягко говоря, не соответствуют действительности. А вот то, что городская управа за последние 13 лет не оказывала содействия в решении проблем, возникающих у предприятий — факт. Согласование различных документов растягивается на месяцы и годы, а налоги выше, чем у соседей.

Сейчас, когда действующий состав мэрии отпраздновал свою первую годовщину, полезно оглянуться назад и оценить, какие из предвыборных обещаний Владимира Киргинцева были действительно выполнены и что пошло на благо городу и на пользу людям, чьими трудами живет Новочеркасск,  насколько «потеплел» инвестиционный климат в нашем отдельно взятом городе и какие конкретно меры предпринимаются местными властями для того, чтобы вести бизнес здесь было удобно и цивилизованно.

 Владимир Базиян.

 

Адрес для обратной связи pr@escort.ru