Сегодня: 20 апреля 6038, Вторник

Бесспорен факт, что экология и экономика очень тесно всвязаны, и не только происхождением слов. Экология в узком смысле — это наука, которая занимается взаимоотношениями между организмами и окружающей их средой. В более широком значении слова — это убеждение, согласно которому в конечном счете все находится во взаимозависимости. Действия вызывают реакцию, а реакция создает условия для всех будущих действий. В этом же состоит и точка зрения экономической науки. Экономическая наука и экология — это союзники, а не конкуренты или противники.

Экономист утверждает, что если в нашем обществе обостряется проблема загрязнения окружающей среды, это происходит потому, что мы позволили людям пренебречь определенными существенными издержками или даже поощряли их в этом. Для решения проблемы необходимо найти способы, чтобы преодолеть это пренебрежение. И задача состоит в том, чтобы понять, что именно мы понимаем под загрязнением окружающей среды. К сожалению, это не так просто, как могло бы показаться.

Совсем не достаточно определить загрязнение как нанесение ущерба окружающей среде. Это слишком широко. Все, что мы делаем — даже если мы просто ходим и дышим — наносит ущерб некоторой части окружающей среды. Большая часть ущерба, который мы наносим окружающей среде обычным ходом нашей жизни, в действительности никогда не будет возмещена; но очень небольшая часть ущерба необратима в том смысле, что ее нельзя возместить, что бы люди ни делали.

Но экономисты (а не экологи) говорят указывая на загрязнение, связанное с осуществлением производственной деятельности.

Окружающие нас штрафы

За негативное воздействие на окружающую среду установлена плата. Такая форма компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде перечисляется в бесспорном порядке.

В процессе работы любой организации, учреждения, предприятия образуются отходы — мусор от уборки помещений, изделия, потерявшие потребительские свойства. Результатом эксплуатации автотранспорта являются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников.Все эти факторы оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Это удовольствие не бесплатное. Причем обязанность платить не зависит от вида деятельности и касается всех, кто ведет любую хозяйственную деятельность. Плательщик сам должен следить за сроками и платить без лишних напоминаний ежеквартально, до 20 числа, следующего за отчетным периодом месяца. В противном случае нарушитель будет оштрафован

Что касается ответственности за неуплату платежей за загрязнение окружающей среды, обращаем ваше внимание на то, что поскольку экологические платежи не являются налоговыми платежами, к налоговой ответственности организации не привлекаются за неуплату. В то же время, за неуплату, либо несвоевременную уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду на организацию может быть наложена административная ответственность по статье 8.41 КоАП, в виде штрафа. Размер штрафа зависит от субъекта, привлеченного к ответственности:

  • Должностные лица – от 3 000 до 6000 рублей;
  • Юридические лица – от 50 000 до 100 000 рублей.

 

О правовой природе платежей и не только

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей с 2005 г. (по 2010 г. включительно) осуществляла Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»). Затем в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780 данные полномочия были переданы другому ведомству — Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

— налоговые органы не должны осуществлять контроль за правильностью начисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09);

— на данные платежи не распространяются положения ст. 46 НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке;

— указанные платежи подлежат уплате вне зависимости от того, какой режим налогообложения применяет хозяйствующий субъект (п. 3 ст. 346.1, п. п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Расчет платежей

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно (или с привлечением специализированной организации) исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ). Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 .

Отчитываемся по платежам

Как упоминалось выше, отношения в сфере платежей за негативное воздействие на окружающую среду контролирует администратор — Росприроднадзор. Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также осуществляет контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей.

Однако названная служба (несмотря на то, что полномочия ей были переданы в середине 2010 г.) до сих пор не утвердила нормативные документы, которые устанавливают форму и формат отчетности, а также регулируют порядок ее подготовки. Для этих целей природопользователям по-прежнему следует руководствоваться формой расчета, утвержденной предшественником, — речь идет о форме расчета и Порядке ее заполнения, утвержденных Приказом Ростехнадзора N 204 <*> (далее — Порядок заполнения Расчета).

———————————

<*> Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Отчетным периодом для платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный квартал (Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

Учитывая реалии нынешних дней, отчет об исчисленных платежах за негативное воздействие на окружающую среду нужно представить в территориальный орган Росприроднадзора:

— по месту нахождения каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов;

— или по месту нахождения плательщика в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 3 Порядка заполнения Расчета). Уплатить платежи в бюджет также надо до указанной даты (Приказ Ростехнадзора N 557).

Согласно п. п. 19, 20 Порядка заполнения Расчета исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду плательщик производит отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям. По передвижным объектам (транспортным средствам), зарегистрированным на территории муниципального образования, плата также вносится отдельно.

Если на территории РФ у природопользователя более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то расчет платы по ним включается в единый расчет (п. 5 Порядка заполнения Расчета).

Если сумма платежа в отчетном периоде составляет 50 тыс. руб. и более, расчет необходимо представить в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи) (п. 11 Порядка заполнения Расчета). Расчет, представляемый в бумажном виде (если сумма платежа менее 50 тыс. руб.), должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью (п. 17 Порядка заполнения Расчета).

Об ответственности природопользователей

За неуплату (или несвоевременную уплату) платежей за негативное воздействие на окружающую среду (несмотря на то, что они не являются налоговыми), а также за непредставление (или несвоевременное представление) отчетности предусмотрены штрафные санкции, причем размер их довольно внушителен.

Так, за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ст. 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в размере:

— для должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб.;

— для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

Если природопользователи (включая субъектов малого и среднего предпринимательства) не представляют отчетность в установленный срок, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ (Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903). Согласно названной норме несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или другими опасными веществами влечет наложение штрафа на:

— должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.;

— индивидуальных предпринимателей — от 30 до 50 тыс. руб.;

— юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб.

Взамен штрафа в отношении предпринимателей и юридических лиц может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Помимо этого, на природопользователей в силу ст. 8.5 КоАП РФ могут быть наложены санкции за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы. Размер штрафа в этом случае составит:

— для должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб.;

— для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

«Упрощенцы» не освобождаются…

 «Упрощенка» привлекательна тем, что налогов при ее использовании нужно платить совсем немного:

– единый налог по УСН,

– НДФЛ с доходов наемных работников,

– страховые взносы;

– и (в редких случаях) НДС (например, при выполнении обязанностей налогового агента).

Эта информация общеизвестна и прописана в статье 346.11 НК РФ.

К СОЖАЛЕНИЮ для многих «упрощенцев» удивительно слышать о том, что, оказывается, в ряде случаев нужно платить еще и экологический сбор.

Порядок уплаты этого сбора не регулируется налоговым законодательством, потому как сбор не входит в общеустановленную систему налогов и сборов (ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Однако это не означает, что сбор можно игнорировать — он является обязательным.

«Упрощенцы» в перечень плательщиков сбора чаще всего попадают лишь по единственному основанию — если в своей деятельности используют транспортные средства, работающие на топливе (например, на бензине или керосине). При этом неважно, находятся транспортные средства в собственности или взяты в аренду. Используя транспорт, любая организация должна уплачивать экологический сбор и своевременно отчитываться по нему — подавать в Росприроднадзор расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее также — расчет).

Удивлены? Давайте посмотрим, с чего начать и какие шаги предпринимать в дальнейшем, чтобы выполнить эти обязанности.

Действие N 1. Посчитайте сумму сбора за загрязнение

атмосферы автомобилями

 Чтобы стать плательщиком экологического сбора, никуда на учет вставать не нужно. Законодательством это не требуется. Просто по итогам каждого истекшего квартала рассчитывается плата за выбросы от транспортных средств в атмосферу. Расчет зависит от вида и количества потраченного топлива. Поэтому определите, сколько какого топлива использовано за расчетный период. Для этого вам понадобятся путевые листы или акты списания горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Действие N 2. Заполните расчет платы

за негативное воздействие на окружающую среду

 Для тех, кто использует в работе транспорт, экологической отчетностью, как мы уже прежде упомянули, является расчет. Его форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.

Расчет состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, и четырех разделов. Каждый раздел — для отдельного вида загрязнений. Для владельцев транспорта предусмотрен разд. 2. В соответствующих графах этого раздела отражают показатели, которые используются для определения суммы сбора, и итоговые значения. Всю информацию нужно приводить по видам топлива. Соответственно, если вы используете несколько видов топлива, для каждого вида будет своя строка.

Действие N 3. Сдайте отчетность в Росприроднадзор

и уплатите экологический сбор

 Итак, сумма сбора подсчитана и расчет составлен. Когда же нужно отчитаться в Росприроднадзоре, а также заплатить исчисленный платеж в бюджет? На это дается 20 календарных дней по истечении отчетного квартала (п. 3 Общих положений Порядка заполнения расчета, п. 1 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557). При этом если 20-е число выпадает на выходной день, уплатите сбор и сдайте отчетность накануне. Поскольку перенос срока на следующий рабочий день, как это установлено, например, в отношении налогов, не предусмотрен.

Расчет представляйте в Росприроднадзор по месту нахождения транспорта (п. 2 Общих положений Порядка заполнения расчета). В целях расчета таким местом считается место регистрации транспортного средства (Письмо Ростехнадзора от 11.12.2008 N 14-05/6488).

В какой форме представлять расчет, зависит от суммы, исчисленной к уплате. Так, если сумма платежа меньше 50 000 руб., расчет можно оформлять в бумажном виде. Причем, как и в случае с другой бумажной отчетностью, прежде такой расчет пронумеруйте, прошнуруйте и скрепите печатью. Если платеж равен 50 000 руб. или превышает данный размер, отчетность сдавайте электронно — на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи (п. п. 11 и 17 Общих положений Порядка заполнения расчета).

Сумму платежа перечисляйте на счет управления Федерального казначейства также по месту регистрации транспортного средства (п. 20 Общих положений Порядка заполнения расчета).

При заполнении платежного поручения указывайте КБК Росприроднадзора. На 2013 г. установлен такой КБК — 048 1 12 01020 01 6000 120 (Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н). И обратите внимание: в поле 101 платежного поручения ставьте код статуса плательщика 08, поскольку экологический сбор — это не налоговый платеж.

Пример оформления платежного поручения можно посмотреть на стендах в управлениях Росприроднадзора или на их сайтах.

Действие N 4. Отразите плату

в бухгалтерском и налоговом учете

 Если вы работаете на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», сумму уплаченного экологического сбора за использование транспорта вы вправе отнести на затраты в полном объеме (пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Ничего нормировать не нужно.

Для справки. «Упрощенцы» с объектом «доходы минус расходы» вправе отнести на затраты плату за выбросы от транспортных средств в полном объеме.

В бухучете сумму платы на расходы могут списать все «упрощенцы» независимо от применяемого объекта налогообложения. Сумма отражается записью в последнее число того квартала, за который сделан расчет платежа. Проводка делается по дебету счета учета расходов на содержание транспортных средств (счета 26, 44 и др.). А в кредите будет счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использовать счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» не совсем корректно, так как на данном счете согласно Инструкции к Плану счетов учитываются платежи налогового характера. А экологический сбор, напомним, таковым не является.

Платеж отражайте в учете на основании бухгалтерской справки. Обязательно приведите в ней сам расчет платежа и укажите отчетный период. Не забывайте, что экологический сбор считается не нарастающим итогом с начала года, а отдельно по кварталам. И если транспорт используется у вас в течение года приблизительно с равной нагрузкой, то платежи за каждый квартал будут примерно одинаковыми.

Нюансы, требующие особого внимания. Норматив платы за выбросы от транспортных средств следует корректировать на специальные коэффициенты. При этом все плательщики используют как минимум два из них — это коэффициент экологической значимости, дифференцированный по регионам России, и коэффициент, учитывающий инфляцию.

Для расчета платы за негативное воздействие на природу нужно знать объем израсходованного бензина в тоннах. Поэтому если вы учитываете бензин в литрах, сделайте пересчет единиц. Для этого узнайте плотность топлива.

«Упрощенцы» с объектом «доходы минус расходы» вправе отразить в налоговом учете сбор за загрязнение окружающей среды по мере его уплаты в бюджет.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Должны ли предприятия «офисного бизнеса» платить экологические платежи?

Предприятия «офисного бизнеса» должны платить экологические платежи, так как в результате их деятельности образуются как минимум отходы потребления, а именно: отработанные люминесцентные лампы или лампы накаливания, мусор от хозяйственно-бытовой деятельности сотрудников, отходы бумаги и пр.

Могут ли арендаторы не вносить плату?

Арендаторы могут не платить плату за НВОС в том случае, если в договоре аренды указано, что плату за негативное воздействие на окружающую среду за них вносит арендодатель. Однако, арендодатель не всегда платит за все виды негативного воздействия, оказываемые арендатором на окружающую среду (например, не платит за выбросы от передвижных источников арендатора).

Какие экологические платежи нужно вносить за автотранспорт?

Автотранспорт является передвижным источником выбросов, то есть за него в обязательном порядке нужно вносить экологические платежи за загрязнение атмосферного воздуха, исходя из количества израсходованного топлива. Но кроме этого, автотранспорт является источником образования отходов в результате его эксплуатации и ремонта. Предприятие сможет не платить экологические платежи за отходы от автотранспорта, при наличии у него договора с автосервисом на проведение технического обслуживания и ремонта машин, в котором указано, что все отходы, образующиеся от обслуживания и ремонта, остаются в собственности автосервиса, что также должно быть отражено в актах выполненных работ.

За все ли отходы необходимо вносить плату за НВОС?

До вступления в действие Приказа Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 плату за НВОС нужно было вносить только за те отходы, которые направлялись на размещение, то есть на полигоны твердых бытовых и строительных отходов. За отходы, которые передавались специализированным организациям на переработку, обезвреживание или использование (при условии соблюдения нормативов предельного накопления) экологические платежи с предприятия не взимались./font> Согласно Приказу Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 экологические платежи взимаются и за временное хранение (накопление) отходов на территории предприятия, с целью дальнейшей передачи на переработку, обезвреживание или использование.

 Должны организации, финансируемые из бюджета вносить экологические платежи?

В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009 года все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 года осуществлять данные платежи.

Если предприятие не производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, возможно при составлении расчета платы за НВОС, исключить данный раздел?

На основание Приказа Ростехнадзора № 182 от 05.04.2007 года( в ред. от 27.03.2008 г.), плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы, а именно плательщик представляет Расчет в составе: титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 — в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановлением от 28 августа 1992 г. N 632.

Должно ли предприятие осуществлять расчет платы за НВОС, если в течение отчетного периода деятельность данного предприятия не велась?

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие любые виды негативного воздействия на окружающую среду, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду обязаны вносить экологические платежи (согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды») , только для такого предприятия будет сдаваться так называемый «нулевой расчет», то есть сумма налога будет равна нулю.

p.s. Редакция благодарит Торгово-промышленную палату города Новочеркасска за предоставление материалов, разъясняющих вопрос.

Агентство поддержки малого и среднего бизнеса г.Новочеркасска готово предоставить дополнительные разъяснения по рассматриваемому вопросу.

Экологические платежи – это плата за негативное воздействие на окружающую среду, которое оказывает деятельность предприятия. Экологические платежи должны платить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие любые виды негативного воздействия на окружающую среду.