Сегодня:

Дикий Дон

(Обобщение  отдельных  наблюдений)

– Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно.                       

Всё мне надоело, и революция и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно всё идёт пропадом! Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и всё.                                    (М.А. Шолохов, «Тихий Дон»).

 

СВЕРХУ  ДОНИЗУ

С момента порочного зачатия «казачьего ренессанса» минула четверть столетия – достаточный срок для попытки некоторого промежуточного подытоживания растянутого в новейшем времени этносоциологического феномена и честного ответа колоритному седобородому старику, завсегдатаю самых первых казачьих посиделок, взывавшему тогда же, в конце 80-х, к классике: «Не надо разрывать могилы – неизвестно, что оттуда появится!..»

В том, что это так называемое «возрождение» с первых своих дней было порочным, сомнений нет, ибо началось оно не потому, что Отечество остро нуждалось в воскрешении канувшей в лету цивилизации воинов-пахарей (советское государство ничуть не страдало от отсутствия данного организационно оформленного военизированного реликта), а потому что в эпоху ельцинско-горбачёвских разборок каждый из «радеющих за народ» господ-товарищей искал   л ю б у ю  точку опоры, способную посодействовать в схватке за личную неограниченную власть, ввиду чего на льдинах-осколках разрушенной псевдодемократическим половодьем некогда монолитной Империи, неизвестно куда несомых мутными перестроечными волнами, возникали самые экзотические общественные образования: от Союза Скифов и Сарматов России (а аббревиатура-то у болезных будет похлеще, чем у нынешней Казачьей Партии Российской Федерации!) до относительно быстро структурировавшихся казачьих организаций. Конечно, нельзя было отнимать у людей право поиграть в ролевую игру, если она помогала им хотя бы ненадолго забыться, сколько-нибудь смириться с годами унижения и с фактическим истреблением их предков. Но можно ли было принимать эту ролевую игру всерьёз, тем паче начатую в политической подворотне картонного постсоветского карнавала?

Вопрос, похоже, из разряда риторических. Однако попытаться разобраться и дать честный ответ надо, ибо, как и тогда, казаки на перепутье, так как сегодняшние проблемы казачьего народа, развитие организационных форм его структур, сам правовой статус казачьих общин, многие  с м ы с л о в ы е   и  з н а к о -в ы е  ориентиры остаются тесно увязанными с теми концептуальными конструкциями, которые были предложены российскому обществу самим «казачьим ренессансом» ещё в перестроечное лихолетье минувшего столетия. Внутренние противоречия казачьего движения тех лет обусловили и  с у щ н о с т н у ю,  и  ф о р м а -л ь н о — ю р и д и ч е с к у ю  неопределённость казачьих организационных структур в наши дни.

История не терпит сослагательного наклонения, всё случилось – как случилось. И ежели представители скифо-сарматского альянса, коих была плешивая горсть на всю страну, сегодня практически сошли на нет, подвергнувшись неизбежной при любом политическом сектантстве маргинализации, то члены казачьих обществ, представляющие собой количественно относительно ощутимую (а значит и электорально более привлекательную!) величину, манипулирования лёгкости для были умело разведены высокопоставленными искусными напёрсточниками по разноликим стойлам – «вольным», «общественным», «реестровым», «республиканским» и прочая, и прочая. Хотя, если уж говорить откровенно, приходится согласиться с казачьим журналистом Андреем Сербой в том, что самые что ни на есть «государевы» казачьи структуры, являющиеся де-юре всего-навсего «добровольным объединением граждан», практически ничем не отличаются «…от нигде не зарегистрированного, живущего без всякого устава «Евро-азиатского казачьего хутора имени товарищей Христофора Колумба и Патриса Лумумбы села Чудо-Юдова». Нет у сегодняшних станичников и каких-то особенных, «своих» прав, которыми не были бы наделены остальные, не являющиеся членами казачьих «кружков по интересам», граждане страны.

Кстати, злую (роковую?) шутку с возрождением казачьего народа сыграла изначальная фиксация воссоздаваемых традиционных территориальных образований (хуторов, станиц, юртов и т.д.) в качестве общественных организаций. Это отвечало состоянию его «растворённости» и «размытости» среди других слоёв населения постсоветской страны, но фактически бесповоротно блокировало перспективу этнической реабилитации… Как верно заметили весной этого года журналисты газеты «Аргументы недели»: «Казаки просто есть, как есть русские, украинцы, татары и другие народы. От того, что эти народы не состоят в некой организационной форме, признанной государством, от того что под эти организационные структуры не написаны и не приняты особые законы, регулирующие их деятельность, их существование не является менее реальным фактом. Хотя объединение их в той или иной форме и не исключается, но знак равенства между каким-нибудь ООО «Русские» и русскими вообще вряд ли кому-то пришло бы в голову ставить. Это справедливо в отношении всех народов, и только в отношении казаков, почему-то, применяются двойные стандарты». Далее авторы публикации пытаются дать оценку деятельности созданным вне подлинных казачьих чаяний формализованным фантомным структурам и ставят жирную безапелляционную точку: «Просто на дворе 21-й век, и пытаться придумать возможность госслужбы для рудиментарных и чисто декоративных сегодня структур – неэффективно и бессмысленно. <…> Можно создать манекен больного и накачивать его лекарствами, но самому больному от этого легче не станет. Скорее он наоборот начнёт проявлять от этого абсурда признаки скорого умирания. <…> Таким образом, оценивая деятельность Водолацкого, можно сделать вывод, что она была, возможно, очень эффективна. Только это была работа на благо манекена, формальной структуры, которая подменила собой истинное казачье возрождение. <…> …время ещё есть. Время на то, чтобы признать тупиковость и ошибочность реестрового пути и начать движение в правильном направлении. Движение в сторону возрождения народа, а не его манекена».

Иногда диву даёшься, как много времени требуется на осознание нехитрых, в общем-то, лежащих на поверхности истин. Сколько лет ушло на понимание всей порочности (и опасности!) с маниакальной настойчивостью насаждаемого извне термина «казачество» (сравните – «бурячество», «калмычество», «кабардинство», «алеутство», «адыгейство», «татарство» и т.д.). Очень важно понимать:  г л а в н ы м  обстоятельством, создающим существенные проблемы для реализации права казачьего этноса на самоопределение в рамках действующего законодательства Российской Федерации, является сознательная подмена (причём на уровне государственной национальной политики – достаточно вспомнить «кремлёвский свежачок» от 17.10.13 № 778, с издевательско-исчерпывающей фразой-пощёчиной о «гражданах, в установленном порядке добровольно    в с т у -п и в ш и х  в казаки») понятий «казаки» и «казачий народ» совершенно не идентичным им понятием «казачество». Ведь оперируя термином «казачество», статус которого имеет функциональный окрас и аналогичен видам службы МЧС, МВД и т.п., мы сами волей-неволей исключаем казачий этнос из системы правоотношений в сфере национального самоопределения под предлогом отсутствия его правосубъектности.

И ещё. С головой уйдя в заведомо тупиковое ностальгирование (нередко под запотевшую!) по полумифической казачьей жизни – «такой как раньше», все представления о которой (в лучшем случае) обусловлены едва зацепившемся в памяти дедовским полушёпотом, но никак не собственной биографией, окончательно запутавшись в круговерти многолетнего выклянчивая у власти нафантазированной однажды службы, мы сами не заметили, как внутри казачьих организаций наметился весьма нездоровый крен и станичники остались … без женщин! В том смысле, что казачки практически ушли из общин, и это горький факт, о котором не принято гуторить в полный голос. И действительно, всё закономерно, им же не служить… То ли дело – мы! казаки-мужчины! люди-воины! Ну да, ну да. Перечитайте циркуляр от семнадцатого октября.

Говорят,  н а р о д  жив, пока жива его песня, которую поёт над колыбелью  м а т ь,  и рассказанная  с е с т р о й  сказка, через язык и образы которой ребёнок делает свои первые шаги в познании мира, пока ласкают слух    б а- б у ш к и н ы  пословицы и поговорки…  Не бывает однополых народов. Ветхозаветная попытка практикования ряда видов девиантного сексуального поведения привела к весьма прискорбному итогу в виде finita la comedia в районе Мёртвого моря. Не хотелось бы думать, что лукавый век повсеместного торжества «толерастии» приведёт к вытеснению казачьего триколора стягом цвета радуги…514

Но, вернёмся к началу нашей беседы. Итак, с момента появления первых казачьих объединений Новой России прошло двадцать пять лет. Много это или мало? Гм, как посмотреть. К своему четвертьвековому юбилею Василий Сталин прошёл путь от сперматозоида до генерал-майора, а за вдвое меньший срок Третий рейх успел образоваться, завоевать полмира и погибнуть. Казачий народ до сих пор «возрождается». Что ж, всё относительно.

И, тем не менее, ощущение закономерно наступившей после затяжной пробуксовки общей стагнации жизнедеятельности казачьих структур любого ранга (и особенно «официальных») не покидает ни на минуту. Более того, яркой иллюстрацией сего печального факта служит активизация (читай: традиционное межсезонное обострение) со стороны таких неуёмных деятелей казачьего политбомонда, как Юдин, Бузинов, Афромеев и иже с ними. Как ни крути, смастыренные этими «ловцами душ» из числа «реестровых дезертиров» компании «любителей республик и бекеш» – не что иное, как «банды Фомина» со скидкой на 21-й век. То есть – отображение  о т ч а я н и я  и массового  р а з о- ч а р о в а н и я  в Войсковых казачьих обществах со стороны незаметно состарившихся в стационарной очереди на госслужбу романтиков. Можно по-дружески подшучивать над «переметнувшимися» собратьями, но осуждать их нельзя. Да и в чём вина этих пассионариев, многая лета принимавших на веру транслируемую отовсюду ложь о «государевой службе», которая уже вот-вот, почти что скоро, не извольте сумлеваться, а пока донесите фотографии с уголком плюс справку из соседнего ЖЭКа и т.д. и т.п. Театр абсурда с колоссальным запасом прочности, где пожизненный абонемент на бесплатные посещения представлений будет унаследован правнуками. А в какой-нибудь альтернативной структуре этим альтруистам и идейным аскетам прямо на входе суют в руки плацебо в виде вкладыша в аусвайс, где сбывание стародавних мечт о «казачьей державе» умещается на красочной бумажке размером с сигаретную пачку. Ура! Здорово! Жалко только, что туфта.

Наблюдая в течение длительного периода времени за шатающейся, но настырной и не желающей уходить в небытие массой людей в лампасах, власть поняла: если не можешь ликвидировать «пьянку» – возглавь её. Упирающегося осла бесполезно тянуть вперед и уж тем более бить. Всё гораздо проще. Берётся палка и к ней привязывается сладкая морковка. Фокус готов! Сидишь себе преспокойно на ослике и держишь у него перед глазами морковку, а он хочет её достать и бежит вперёд: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»…

Время, как известно, безжалостно и неумолимо. Рано или поздно «морковка» вянет, сохнет и скукоживается – наступает политическое банкротство, когда жёванные-пережёванные байки о госслужбе не воспламеняют даже гендерно подходящих граждан старше восемнадцати и младше шестидесяти. К тому же, спокойный сон сильных Дона сего нарушается свербящими мыслями о том, что наступит день и казаки возопиют: «Где деньги, Зин?». А суммы, спущенные сверху за более чем десятилетний период на имитацию службы списочной братии таковы, что начинает пахнуть жареным. Все понимают: обнародование итогов независимого аудита войсковой калиты способно подвинуть в топ-рейтинге скандалов даже сердюковско-васильевскую табуреточную сагу.  Как быть? В этом случае концептуальная идеология подвергается ребрендингу и потенциальным чревоугодникам предлагается свежая «морковка»: айда в КаПРФ – Казачью партию Российской Федерации! За свою землю! За алтари и очаги! Ух ты, ишь ты! Дождались: «Вот она, власть-любушка, все ровные!..»

Посмотрели казаки. Покрутили-повертели. Примерили даже. Поняли: «народные фронтовики» верстают новых дураков – рекрутов для идеологического ристалища. Послали подальше. Не прокатило.

Благо урожаем Господь не обошёл, всего вдоволь, а уж «моркови» и подавно: новая «фишка» от «уполномоченных по казацтву» в Ростовской области – ГАУ «Казаки Дона»! ГАУ – это государственное автономное учреждение, которое, если верить СМИ, поспешившим пропеть осанну очередной неоидеологической «заманухе», будет «заниматься реализацией государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области». Хуторяне и станичники в недоумении: неужели ВКО «ВВД» занималось чем-то противоположным?! Впрочем, создание ГАУ – вопрос, похоже, решённый. Дон в ожидании своего ГАУляйтера.

А пока – дабы в перспективе не было системных сбоев и свежая «морковь» всегда была под рукой – заинтересованные в этом процессе озаботились не только «теплицей» для выращивания сего востребованного продукта, но и добротным, укомплектованным ответственными сотрудниками «овощехранилищем». Почётная роль «идеологических аграриев» отведена недавно созданному в стенах новочеркасского политехнического университета НИИ ИК и РКР – Научно-исследовательскому институту истории казачества и развития казачьих регионов. Справедливости ради надо сказать, что трудятся там действительно достойные, заслуженные учёные, но … не пересохла ли пуповина, связующая кабинетных мыслителей с промазутченными селянами? Вот что говорит по этому поводу один из наших станичников: «Прошлой осенью довелось мне побывать на Верхнем Дону. Скажу прямо – более апокалиптической картины я ещё не видел! Станицы и хутора, практически обезлюдевшие, с поголовно спивающимся населением – от мала до велика, не преувеличиваю! – сплошь и рядом встречают случайно забредших путников крест-накрест заколоченными оконными глазницами давно брошенных, осиротевших куреней. Разворованные донельзя бывшие колхозы-миллионеры навевают тоску похлеще тарковско-балабановского синематографа. Маракотова бездна бесконечного падения – морального и материального; ужасающая своей чернотой бездонная социальная воронка.

Иной раз, глядя на что-либо подобное, нет-нет, да и ворохнётся-вырвется подлючее, щемящее глотку определение: точка невозврата…

…Скажите, разве можно прийти в эти уже полумёртвые населённые пункты к ещё полуживым людям с «выработанной в кабинетных верхах» национальной идеей? Каким макаром? С доктриной, распечатанной на листах формата А-4 шрифтом Times New Roman 14-м кеглем?».

… В сфере ЖКХ практикуется небезынтересная схема. Берут какое-нибудь проворовавшееся ООО «Жилремонт», искусственно его банкротят, а сами учреждают, скажем, ООО УК «Жилремонт» – по сути, всё то же самое, только в профиль. Игра букв. Даже мебель в офисе не меняют. И директор тот же. И цветы на подоконнике. Только расчётный счёт в банке другой…

У ветеранов казачьего движения устойчивое состояние deja vu, ибо на их глазах – с регулярностью достойной лучшего применения – происходило и происходит нечто подобное: сегодня практически любой из них может похвастать относительно небольшой, но со вкусом собранной коллекцией самых разных ксив – от замызганных картонок СК ОВД и СКВРиЗ до отпечатанных на «Гознаке» фирменных удостоверений ВКО «ВВД». Документы стали штамповать с водяными знаками, вот только жизнь казачья как была, так и осталась кустарно-самиздатовская…

Один ныне здравствующий московский литератор не так давно написал: «Казаки нужны стране, когда она развивается: воюет, осваивает новые земли, хозяйствует. Тем, кто больше всего озабочен поддержанием общероссийского болота как оптимального состояния общества, тем, кому рабство важней любой пассионарности, казаки не нужны. Им нужны ряженые. Этих ряженых наше время поставляет в изобилии».

Очень хочется с ним поспорить. Да вот только не получается.

 

Александр Писаревский, казак станицы «Средняя».

Декабрь 2013 года,

Новочеркасск.    

 (Окончание следует).