Сегодня: 19 апреля 0470, Суббота

Как удивительна и прекрасна жизнь! Сколько в ней непредсказуемых моментов! Я думаю, что человеческий организм продуман Богом до мельчайших деталей. И как здорово, что мы, люди, не знаем своего будущего, можем оглянуться на прошлое, поправить ошибки и двигаться вперед.

Я родился в 1938 году здоровеньким зрячим ребенком. Хорошо помню, как играл во дворе, бегал по снегу, любовался весенними цветами и деревьями в листве. Весёлое, безмятежное было время! Но началась война, и вся наша жизнь резко поменялась: родители всё время были заняты на работе, я чаще оставался с бабушкой….А.С.-Чичкан

Жили мы в то время недалеко от Сталинграда возле механико-технической станции. Было голодное, холодное и страшное время. Когда фашисты подошли к Сталинграду, начались частые бомбёжки, доставалось и нашему населённому пункту.

Во время одной из бомбёжек меня оглушило. Врачей рядом не было. Военный санинструктор приходил, делал перевязки. Я выжил, но ослеп.

С этого момента началась совсем другая жизнь.

Я никого не хочу обижать, но мне кажется, что когда люди живут в одной среде, им, естественно, сложнее представить себе другую.

Я стал малоподвижным, неразговорчивым, угрюмым. Вокруг я слышал сердобольные голоса, а некоторые бабушкины знакомые прямо говорили: «Прибрал бы его Бог, поплакали бы, так оно лучше было бы». А я сидел на скамеечке и не мог ни на шаг оторваться от неё.

Однажды к нам пришла мамина приятельница, увидела меня и говорит: «Почему он у вас всё время сидит, ведь нужно учиться ориентироваться?!». А я сидел и молчал, во мне жизнь замерла. «Вставай, вставай! Иди на мой голос», – услышал я тёплые женские слова. Я встал, сделал неуверенно несколько шагов, звуки плыли в моих ушах. С этого времени я начал постепенно учиться ориентироваться в пространстве.

Моя старшая сестра пошла в школу, и вместе с ней, я начал учить стихи, таблицу умножения. Мне тоже хотелось ходить в школу, но для меня школы не было! И вокруг никто не знал, есть ли школы для слепых детей. И вот кто-то сообщил моим родителям, что в городе Новочеркасске открывается такая школа! И, хотя был февраль месяц, мы с мамой собрались и поехали в город Новочеркасск на поиски школы. Нашли! Меня приняли в 1-й класс, который формировался, по существу, до конца учебного года. Вот здесь я впервые познакомился с великим изобретением Луи Брайля! Вначале было очень трудно читать и писать по системе Брайля, если ещё учитывать, что букварь был в одном экземпляре на весь класс! Пальцы не слушались и не воспринимали текст, руки быстро уставали держать грифель….

Только спустя некоторое время, после упорного труда я научился читать пальцами и писать рельефно-точечным шрифтом, пользуясь специальным металлическим прибором. Детские пальцы свободно воспринимали различные комбинации, составленные из шеститочия: буквы алфавита, знаки препинания, цифры. К концу учебного года я показал отличные результаты по всем предметам и меня перевели во второй класс.

Большим событием школьной жизни было открытие библиотеки! Я взял книгу А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», написанную по системе Брайля. Я её перечитывал несколько раз! Чтение книг стало одним из самых моих любимых занятий. Брайлевская книга приоткрыла окно в прекрасный мир искусства. Времени для уныния совсем не оставалось! Мы с одноклассниками приспособились иногда читать книги под одеялом во время тихого часа и в ночные часы, хотя на это занятие в школе-интернате был строгий запрет.

На летние каникулы я приехал домой. Со знанием дела я привёз с собой брайлевский прибор, грифель, пачку брайлевской бумаги и детскую книгу для чтения «Слонёнок», не помню автора. Я давал уроки для родственников. Надо отметить, что мама и сестра быстро разобрались в системе Брайля, и в следующий учебный год у нас никаких трудностей в переписке не было. Так знание системы Брайля помогло общению с родственниками на довольно большом расстоянии.

В школе для слепых нас учили многому: ориентироваться в пространстве, не бояться трудностей, по возможности быть самостоятельными людьми. Во втором классе я начал заниматься в шахматном кружке. Будучи уже в старших классах, получил первый шахматный разряд. Шахматный опыт приходил благодаря ежедневным занятиям и участию в турнирах. Неоднократно на школьных турнирах занимал первые места и даже был чемпионом школы!

Начиная с третьего класса меня записали в кружок обучения игре на баяне, и я начал много времени уделять музыке. Пришлось изучать запись брайлевских нот! Занятие это было очень сложное. Мне казалось, что я никогда не смогу играть на инструменте двумя руками, но упорный труд дал свои результаты. Уже во втором полугодии я овладел нотной грамотой по Брайлю и выучил 10 произведений. С этого времени я начал выступать на классных, а затем и на общешкольных концертах, участвовал в различных мероприятиях даже со старшими учениками!

В то время в городе Новочеркасске школа для слепых детей была восьмилетняя, поэтому мне пришлось ехать дальше учиться в город Кисловодск. Здесь я получил аттестат о среднем образовании и Золотую медаль.

Знание системы Брайля и нот по системе Брайля помогло мне получить профессию преподавателя музыки по классу баяна в Нальчикском музыкальном училище, овладеть международным языком эсперанто и побывать на различных слётах и конгрессах эсперанто-ассоциации слепых в России и за рубежом, стать семейным человеком, вырастить сына и дочь, иметь внуков и правнуков.

По настоящее время я работаю педагогом дополнительного образования в своей родной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей III вида № 33 города Новочеркасска Ростовской области. Я часто вспоминаю слова моего учителя, Константина Фёдоровича Газина: «Для того, чтобы быть равным по подготовленности и профессионализму со зрячими людьми, нужно быть на голову выше их…». Эти слова вполне оправданы, так как для подготовки к занятиям мне требуется в два раза больше времени, чем моим зрячим коллегам. Но при этом с гордостью могу отметить, что многие мои ученики овладевают системой Брайля, игрой на музыкальных инструментах и продолжают моё дело: в г. Новочеркасске –Александр Егоров, в Ростове-на-Дону – Валерий Петренко и Евгений Черников, Руслан Колодяжный в г. Курске, Андрей Кудинов в Волгоградской области.

Именно благодаря брайлевской грамотности я публикуюсь на страницах изданий различного уровня и во всемирной паутине Интернет на сайте учительского фестиваля педагогических идей.

Htpp://festival.1september.ru/authors/219-513-114

Много раз в мыслях и вслух я благодарил и славил Луи Брайля за изобретение инструмента познания окружающего мира! Мне кажется, что брайлевскую точку можно назвать точкой зрения, потому что именно она нам, незрячим людям, зрение и возвращает.

Сегодня, с вершины прожитых лет, я благодарю судьбу, которая дала возможность овладеть рельефно-точечным шрифтом Брайля. Я уверенно могу сказать, что жил и живу полной жизнью, и именно брайлевская грамотность изменила, улучшила всю мою жизнь!