Сегодня:

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства, качество коммунальных услуг и оплата за них всегда играли «первую скрипку» в быту новочеркасцев.  Реформа ЖКХ длится уже достаточно долгое время. И если говорить откровенно, люди ее просто боятся. Казалось бы, мы должны радоваться, что постепенно реформируется несовершенная система, но у всех нас засела мысль: не стало бы хуже. Отчего так происходит?

Дело в том, что на начальной стадии реформирования правильного рецепта  выбрано не  было. Когда настал момент, что ЖЭУ не просто не справлялись с поставленными задачами — они поглощали огромные бюджетные средства, не предоставляя качественных услуг, то государством было принято решение перевести работу жилищно-коммунального сектора в частные взаимоотношения и создать управляющие компании.

С тех пор прошло много времени, но проблемы, которые возникли тогда, аукаются и поныне. Первая  волна управляющих компаний переходного периода, по сути, были созданы  из тех же работников ЖЭУ, и эти люди как работали по заведенному ими же порядку, так и продолжили. Но если раньше их  как-то контролировала исполнительная власть и счетно-контрольные управления, то, получив  свободу, многие из них поняли, что можно  бесконтрольно пользоваться деньгами. Причем один из существенных рычагов для этого дала прописанная в Жилищном кодексе статья 155, в которой говорится о  получении денег от жильцов многоквартирных домов на расчетные счета  управляющих компаний.  Возможно, авторы проекта просто не подумали, что может произойти. А произошло следующее: люди платили управляющей компании, деньги оседали на ее счетах, а до ресурсоснабжающих организаций не доходили. Проще говоря —  деньги откровенно  разворовывались. Когда же подходило время, к примеру, отопительного периода, то теплоснабжающая организация говорила: дом должен несколько миллионов. «Как же так?! Мы же платили!» — возмущались жильцы. А директор управлящей компании к тому времени уже в бегах, сама компания в процедуре банкротства, «ресурсники» грозят отключить дом от тепла. Приходит другая «управляйка» и все начинается по-новой.

Частично эта порочная система уже разорвана. Созданы такие муниципальные учреждения как единый расчетный Центр (ЕРЦ), функция которого — разделение денег между жильцами и управляющими компаниями (УК). Говоря проще, не дает компаниям запустить руку в оплату за тепло, воду и свет.  ЕРЦ получает деньги от жителей и в УК перечисляет только средства, причитающиеся ей на содержание и ремонт жилищного фонда. Деньги ресурсоснабжающих организаций до управляющих компаний не доходят.

Но у них начались другие «подводные игры». Делаются приписки по электроэнергии за места общего пользования, непонятные перерасчеты по теплоснабжению. К счастью, таких компаний становится сегодня меньше. В дело активно включилась прокуратура. И прокурорская проверка ставит на место зарвавшиеся УК, возбуждает уголовные дела о мошенничестве в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Но проблема ЖКХ никогда не уйдет на последние позиции в рейтинге «головных болей» новочеркасцев, да и россиян в целом. Существует официальная статистика: почти у половины россиян оплата за ЖКУ составляет главную статью расходов. В то же время в европейских странах это 18%, в США — 16%. Если сравнивать расходы по «коммуналке» в России и европейских странах, то можно привести пример Болгарии. Там совсем не отапливают жилье при плюсовой температуре — очень дорого. Расход воды на человека — в десять раз меньше. У них стоимость ресурса больше, но объем потребления меньше. Экономят на всем, лишний раз лампочку не включат. Мы к этому не привыкли. Не привыкли и самостоятельно считать потребляемые услуги. Электроэнергию  посчитать легко, воду — тоже, но горячую воду — уже сложнее.  Существует ряд параметров: давление, объем, температура, необходимо вычислять килокалорию, за которую нужно платить. Многие управляющие компании пользуются укрупненными системами расчетов. Что они из себя представляют? Для того, чтобы не расчитывать на каждую квартиру потребленное тепло, УК берут норматив, умножают его на площадь квартиры и выставляют людям счет. К концу отопительного периода получают либо экономию либо недооплату.  Обычно выходит второе. (Немного отвлекаясь, скажем, что наши старые дома не соответствуют  нормативам по потерям тепловой энергии: они холодые зимой и жаркие летом. Таких домов в городе большинство. Если посмотреть на них зимой в такой прибор как тепловизор, то дом  покажется красным — он весь излучает тепло, и его потери  составляют почти 70%.)

Жильцам надо самим научиться контролировать расход теплоэнергии. Ведь половину расходов в квитанции по оплату ЖКУ составляет тепло. Это самая дорогая услуга на сегодняшний день. Многие вообще не понимают что такое гигаколория. Знают только, что есть такая единица, есть ее утвержденная стоимость — для каждой котельной или теплоснабжающей организации она своя и зависит от многих факторов: удаленности, количества потребления и так далее — но не понимают как ее можно экономить дома. В этом вопросе палки в колеса вставляют и сами управляющие компании — они не пускают жильцов к приборам учета. Но прежде всего надо четко осознать: не управляющая компания командует жильцами, а наоборот -жильцы нанимают компанию на работу. Компания — это наемная сила. Если в доме создано товарищество собственников жилья, то тогда все просто: деньги у ТСЖ, пришла компания,   предложила обслуживать дом по отоплению, ее наняли. И тогда УК ходит как миленькая и кланяется: мы все сделали, заплатите нам. В домах же, где нет ТСЖ, получается, что компания — король. Хотя жильцы — их наниматели, сотрудники управляйки  зарплату получают за ваши деньги, вы можете их контролировать. В многоквартирном доме всегда найдется хотя бы один человек с техническим образованием, который сможет правильно вычислить потребляемое тепло и его стоимость.

 Наталья Андреевская