Сегодня: 18 апреля 5518, Четверг

Нашему постоянному  читателю и автору Анатолию Алексеевичу Ныркову – 90! Участник Великой Отечественной войны, ветеран труда, преподаватель, ученый, просто неравнодушный, увлеченный, многогранный – удивительный человек. Несмотря на солидный возраст, он всегда откликается на происходящие в стране и городе события, переживает, обосновывает свою точку зрения, не боится иметь свое собственное, порой отличное от «официального», общепринятого, мнение.

Мы любим и ценим Вас, Анатолий Алексеевич! Собираемся и на Вашем столетии погулять… и так далее! Поздравляем с юбилеем. Желаем, прежде всего, здоровья, а это позволит оставаться в гуще событий – как вы жили всегда. Сил Вам, бодрости, многие лета!

 

С неизменным уважением – Ваши «Частные лавочники».

 

 

А  ЕЩЕ  БЫЛ  СЛУЧАЙ…

 

(Из воспоминаний А.А. Ныркова)

 

Мою биографию можно почитать в обоих изданиях «Новочеркасской энциклопедии», а также в справочнике «Геологи Нижнего Дона». Там есть все биографические формальности. Но как бы хотелось в такую торжественную дату добавить некоторые другие характеристики.

 

… 17-летним мальчиком из курской деревни я приехал в Новочеркасск без ходатаев сдавать конкурсные экзамены на геолога.

Приехал. Сдал. Зачислен. Окончил 1-й курс. И вдруг Молотов объявил: началась война.

16 июля 1941 года я был уже курсантом 19 ВАШПО – военно-авиационной школы первоначального обучения на самолете У-2. С 13 августа начались полеты в станице Пролетарской. В ноябре оттуда пришлось срочно эвакуироваться, я успел сделать всего 138 полетов, в воздухе провел 24 часа 7 минут.

Приехали мы в г. Александров-Гай на голое, не подготовленное место. Была суровая зима, в пилотках и шинелях было холодно. Однако 7 февраля 1942 года учебные полеты уже начались на том же У-2, только вместо колес поставили лыжи. С мая снова на колеса. За год сдал экзамен и стал пилотом. Но боевым летчиком не стал, закончил еще школу на УТ-2, а потом ждал очереди в истребительных школах (Краснодарская, Батайская, Черниговская). Везде курсантов было много, а самолетов не хватало. В Черниговской школе уже была близка очередь, обучали «слепым» полетам (на УТ-2 под колпаком). И в это время закончилась война, и Сталин одним из первых указов демобилизовал бывших студентов – идите учиться.

Так я вернулся в Новочеркасск на 2-й курс геологов. По распределению был оставлен для поступления в аспирантуру. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации и проработал на одной кафедре 40 лет.

Профессия геолога и научного работника позволяла побывать за Полярным Кругом и в тропиках, ходить по пустыням Сахара и Кара-Кум, купаться в Байкале и в Индийском океане. Свои горы – Кавказ, Урал и Карпаты стали хорошо знакомы.

Конечно, все знают, что геологическая жизнь богата разными приключениями, которых не пришлось избежать мне.

 

… Когда на лекциях преподаватель рассказывает о происхождении минералов, я при описании биогенного способа образования минералов вспоминаю одно из приключений, происшедших на Кавказе. Дело было в Чечено-Ингушении, и попал я туда таким образом. На факультете все знали, что я занимаюсь исследованием глинистых пород. А вот ессентукские геологи не могли справиться с расчленением мощной толщи нижней юры, представленной глинистыми породами. Мой бывший студент-выпускник прислал письмо: не можете ли вы помочь нам с расчленением этой толщи. Иначе говоря, нужно было найти и увидеть разницу во внешне похожих глинистых сланцах. Я согласился взяться за это дело и из трех студентов, ранее окончивших геологический техникум – А. Казьмина, А. Авраменко и В.Овчаренко — сформировал небольшой отряд, имеющий специальную задачу.

11,142Три месяца отряд провел в горной Ингушении, вблизи Грузии – там и сейчас неспокойно. Вспоминаю, что нужно было выехать на несколько дней в Новочеркасск, чтобы выполнить учебную нагрузку – провести занятия с заочниками. Я уехал, ребята остались втроем. Возвращаюсь, а мне говорят, что они уже несколько дней не работают, потому что рядом появился Хызыр – известный в тех местах бандит. В это время к отряду подошел грузинский пастух овечьей отары Бычико. Ребята рассказывают о своей опасности и показывают на развалины жилищ и на дымок в этих развалинах. Ребята думают, что там поселился Хызыр.

Выслушав все это, Бычико сразу со своей берданкой пошел туда. Я распорядился взять мелкашку и ружье и следовать за ним. Бычико шел впереди, нас не ожидая, перелез через стенку внутрь развалин. И сразу раздался выстрел. Что мы должны думать? Рассредоточились и осторожно подошли к развалинам. И сразу раздался второй выстрел. Подходим к развалинам и видим – идет Бычико, веселый и здоровый. Что же произошло? Оказалось, что когда он перевалил через стенку, то увидел одичавшую кошку. Он выстрелил, она побежала наверх, он за ней и снова выстрелил. Посмеялись. Никакого Хызыра здесь не было. А откуда дымок? Просто самовозгорелся многолетний помет голубей. Этот случай я обычно рассказываю на лекции, когда речь идет о биогенном процессе минералообразования. Такой разложившийся в условиях сухого климата помет диких птиц обычно называют гуано и в нем встречен десяток минералов (стеркорит, чаннайит и другие).

Многие мои приключения описаны в моей книге «О времени и о себе» (она есть в музее и в библиотеке НПИ). Вот некоторые из них…

… На следующее лето примерно в том же районе (места проживания чеченцев и ингушей, выселенных Сталиным во время войны) мне пришлось встретиться с медведем и врукопашную «драться» с ним. Оттуда меня, раненного, на вертолете вывезли в грозненскую больницу.

… Приходилось бывать в Алжире. Как-то рыбалили в бухте: с алжирцами ловили в кефаль на наживку в виде кусочков сардин. И вдруг однажды на крючок попалось что-то крупное. Тяну, легонько поддается, как будто зацепился за канат, лежащий на дне. Подошли рыбаки-алжирцы, помогли, и я увидел вместо рыбы … чудовище! Оказалось, я поймал крупного осьминога, вытащить которого помог подсак. Что это такое? Сбежался народ, объяснили, что это деликатес.

А был еще забавный случай: еду на рыбалку на машине, а впереди грузовик. И вижу, что перед машиной араба перебегает дорогу дикая свинья с поросятами. Сбив поросенка, араб не остановился, он не смеет даже прикасаться к свинье. Пришлось мне забирать убитую свинку, и дома было жаркое.

 

… А вот случай «из другой оперы». Идут студенческие занятия. Вдруг в комнату дипломного проектирования стройфака входит сам принц Сианук – глава государства Камбоджа. Знакомится: что такое дипломное проектирование? Во французской системе преподавания нет дипломного проектирования. Есть госэкзамены. И всё. Принц Сианук спрашивает: «А могут ли ваши студенты спроектировать мне городок с сохранением национальных особенностей?». Ответили – могут. И двум студентам было дано такое задание. Они потрудились плюс огромная работа советских преподавателей. Все было выполнено отлично. Принц Сианук дал команду: во всех вузах ввести защиту дипломного проекта…

 

Уже не работая преподавателем, я до сих пор не теряю связь с институтом: так, за последние 10 лет в издательстве НПИ вышли такие издания, как учебное пособие «Минералогия для гидрогеологов» (соавтор Е.А. Нырков), «Гидрослюдам жить!..», «О времени и о себе», две научные статьи за рубежом и другие.

 Анатолий Нырков, профессор,

ветеран Великой Отечественной войны и труда.