Сегодня:

Мы начинаем цикл публикаций о национальных объединениях Новочеркасска. Проект реализуется совместно редакцией газеты «Пробизнес» и региональным общественным движением «Центр семейной политики».

Первая публикация посвящена Армянскому культурно-просветительскому центру «АНИ». 21 сентября отмечался день независимости Армении. Новочеркасск стал родиной для более чем 4 тысяч армян. Это одна из самых крупных и давних национальных общин в нашем городе. О её роли в жизни нашего города мы беседуем с членом Консультативного совета при Администрации города по вопросам межрелигиозных и межнациональных отношений,  заместителем руководителя армянского культурно-просветительского центра «АНИ» Вячеславом  Товмасяном и членом совета регионального общественного движения «Центр семейной политики» Варданом Минасяном.

В.Т. — Прошли выборы в городскую думу и в законодательное собрание. Как повели себя в этой ситуации национальные общины? Какую роль они сыграли в нашем городе?  Я считаю, что  армянская община сыграла немаловажную роль.

— В чём она заключалась?

— Нас официально зарегистрировано  4745 человек, плюс семьи. Мы провели определённую организационную работу,  звонили, связывались с людьми, чтобы каждый человек понял, что от его голоса зависит развитие нашего города. И так не только по выборам. Вот мы не просто приняли план работы с национальными диаспорами, мы его, можно сказать, родили, соотнесли  с областным планом. Постарались учесть интересы всех национальных общин. Весной будет вечер национальных культур, там будут представлены и кухня разных национальностей, танцы, музыка, поэты. У нас тоже есть что показать – например, Артур Антонян строит макеты церквей – наш   Собор,  Храм Христа Спасителя и другие уникальные вещи.

— В чём вы видите роль армянской общины?

В. М.:- Когда в 90-х годах открылись армянские общественные организации —  после разрушения Советского Союза  — они помогали людям друг с другом общаться, поддерживать друг друга. Чем лучше будет работать общественная организация, тем она больше даёт для города. Но ведь ровного развития не бывает, у каждой есть периоды подъма и спада.

— И какой период сейчас у армянской общины?

— Сейчас, я думаю, она после спада уже поднимается.  Потому что сейчас, общаясь с людьми, я вижу, что многие начинают по-другому думать, им хочется показать свою историю — мы, армяне, имеем очень древнюю историю, и героические победы, и геноцид… В Новочеркасске армяне  живут с первых дней. Многие внесли заметный вклад в развитие города – И.М. Арутюнов, В.А. Минасян…

В. Т. – Не забывайте, что среди почётных гражданина города двое – армяне:  заслуженный врач В.А. Григорян и предприниматель  А.Р. Арсенян, президент  нашего культурно-просветительского центра «АНИ».  Армяне участвуют во всех сферах жизни города – в образовании, медицине, предприниматели много делают для города — это торговая  деятельность, рестораны, общепит, в строительстве очень много.

— Как вы относитесь к распространённому мнению, что «армяне весь город захватили»?

-В.Т. – Около пяти тысяч армян из 180 тысяч населения новочеркасска – это захват города считается?!

— Я вам озвучила настроения, которые сама слышала.

— Слово «захват»  – это некрасиво и неправильно. Я с этим могу согласиться только в том аспекте, что они в торговле играют действительно большую роль –  не просто как  «торгаши» — они работодатели, предоставляющие горожанам рабочие места.

В. М. – «Захват»? Говорят, если хочешь рыбу ловить, надо мутить воду. Армяне работают 24 часа в сутки! И если они чего-то достигли,  честь им и хвала.

— Мне кажется, когда человек начинает  оправдывать свои неудачи или недостатки, обвиняя в этом людей другой национальности, — он просто подыскивает удобное объяснение, чтоб не искать истинные причины своих или общих проблем.

В. Т. — Я бы предложил – давайте встречаться общественными организациями, чтобы люди в городе друг друга лучше узнавали:  вот армяне имеют такие-то и такие-то хорошие вещи, у азербайджанцев такое-то хорошо, у грузинов такое-то и так далее. Наш город маленький, но здесь живут , кажется,  более 30 национальностей. Чтобы мы лучше знали и понимали, кто что делает.

— Поддерживает ли Новочеркасская община связи с другими общинами?

В.Т. — Обязательно. У нас в Ростовской области в 34 городах и районах действуют армянские общины. Это данные 2011 года, может быть, сейчас больше. Нас объединяет Союз армян России.

— Участвует ли культурно-росветительский центр «АНИ» в  совместных социальных проектах?

— Конечно. У нас есть детский танцевальный коллектив, который исполняет армянские танцы.   Каждый год нас приглашают в Ростов, мы участвуем в совместных концертах, и к себе приглашаем — из Чалтыря, из Ростова.

— Я думаю, что национальное искусство могло бы чаще быть представлено во время городских праздников, когда в основном мы видим казачьи песни и танцы.

— Да. Но, кстати, руководитель казачьего ансамбля «Любо» Юрий Хачатурян тоже армянин! (смеются) А если серьёзно, у нас есть план культурно-массовых мероприятий, котрые будут проводиться совместно с национальными общинами, в том числе и с армянской.

— Есть ли связи с другими национальными общинами?

Есть. Мы вместе сажали деревья, с казаками проводили конные соревнования в Кривянке, праздник в Грушевке. Я организовывал детско-юношеские соревнования по греко-римской борьбе, одним из организаторов был Атаман  городских казаков Демченко Андрей Васильевич.

— На каком языке говорят дети в армянских семьях? Насколько община способствует сохранению национальной культуры и языка?

В.Т.- Для этого мы несколько лет назад открыли воскресную школу. Чтобы наши дети, которые родились уже в Новочеркасске, знали свой язык. Вначале она работала в помещении общины, а сейчас в 12-й школе. Мои дети приехали сюда, когда им было 2 года, они выросли в русскоязычной среде. Но благодаря воскресной школе они научились читать и писать, дома мы разговариваем по-армянски. Я с ними вместе читал букварь, котрый мы получили от посольства Армении.

В.М.  – В 1999 году я лично привёз учебники из Еревана, из Министерства, а потом церковные книги, при поддержке католикоса всех армян Гарегина II, чтобы изучать наше древнее христианство. Много помогает генеральный консул Армении.

— Если зашла речь о христианстве – есть больной вопрос:  строительство армянской церкви.DSCN3685

— В.Т. Мы её не оставили, но в связи с финансовым кризисом приостановили. На сегодняшний день  идёт этап восстановления документов, сейчас там всё почистили вокруг, идёт подготовка к ограждению,  а что касается закрытия крыши, — это сейчас основное, —  наш президент Арсенян уверен, что к весне крышу закроем.

— На какие деньги идёт строительство?

— Только на пожертвования. Это будет значимый объект для всего города, не только для армян., это же христианская церковь, кстати, самая крупная в Ростовской области по вместимости.

— Можно ли говорить о примерных сроках окончания  строительства?

— Недавно я разговаривал с г-ном Арсеняном, постараемся закончить в течение 3-х лет.

— Кто руководит стройкой?

— Главным архитектором является Александр Тумасов, который руководит проектным бюро НПИ, под его руководством проводится строительство этого здания. Хотелось бы, чтоб он же его и закончил. Несколько раз документация менялась, потому что строительство церкви должно вестись по определнным не только строительным, но и христианским канонам. В фундаменде стоят 12 кирпичей, по числу Апостолов, они были освящены при закладке церкви.

В.М. – Мне очень хотелось бы, чтоб к 24 апреля 2015 года строительство Церкви было бы завершено, потому что это столетняя годовщина трагической даты – геноцида армян. Это было бы исполнение долга перед нашими погибшими предками. Мы все постараемся, чтоб к этому дню, с Божьей помощью, Церковь открылась.

-Как вы представляете перспективы армянской общины, может быть, есть замыслы, которые пока не исполнились? Я слышала о музее…

В.М. – Это моя священная цель —  собирать материал для музея. Есть семьи, поколения которых живут здесь много десятилетий – Дирацуяны, Сахаджиевы, Карапетовы и многие другие. У них наверняка есть книги, фотографии. А к тому времени, когда Церковь будет завершена, в подвале мы организуем музей, в котором будет представлена история армянской общины в г. Новочеркасске. Но армяне жили в Новочеркасске задолго до образования общины.  Я часто захожу в Собор – и мне кажется, судя по некоторым штрихам, его строили и армянские руки…

Мне кажется, сбор материалов, которые могут стать экспонатами народного музея  – письменными или вещественными — это та идея, которая может объединить не только многих армян, но и тех, кому дорога история города. Все, кто готов поделиться фотографиями, письмами, семейными реликвиями, предметами армянского быта, или как-то иначе помочь сбору экспонатов для музея, звоните по тел. 8-928-146-28-56. Можно также обратиться к нам в редакцию.

 Ирина Городецкая