Сегодня: 19 апреля 2134, Понедельник

В октябре 1945 года в Новочеркасск, для продолжения военной службы, прибыл молодой двадцатидвухлетний лейтенант Иван Скоморохов. Здесь, как и на фронте, он продолжал командовать взводом. А квартировать ему пришлось в доме № 33 по улице Пушкинской. Его квартирной хозяйкой оказалась вдова В.Г.Кривопустенко – Васса Павловна. Ей нравился деликатный, умеющий интересно рассказывать и внимательно слушать квартирант. Они беседовали на разные темы. Как-то она поведала Скоморохову  трагическую историю своего мужа.

В 1941 году, перед началом войны, Василия Григорьевича избрали заместителем председателя Новочеркасского горисполкома. Когда оккупация города немцами стала неминуемой его, в числе группы надёжных товарищей, оставили здесь для подпольной работы. После того, как 27 июля 1942 года Новочеркасск был оккупирован, В.Г. Кривопустенко возглавил подпольный комитет ВКП(б). К сожалению, его деятельность на этом поприще оказалась очень краткой. В конце сентября он был арестован гестапо, и через несколько дней  расстрелян.Изображение-003

14 февраля 1943 года наши войска изгнали немецко-фашистских захватчиков из Новочеркасска. В камере, где содержался Кривопустенко, обнаружили кусок фанеры с текстом, написанным его рукой: «26 сентября 1942 года. На этой койке спал с 24 сентября 1942 г. 26 сентября был на допросе. Решение не объявили, но в подтверждение обвинений сделали очную ставку мне неизвестного человека – Юханова Алексея. Он дал ложные показания и вдобавок бросился избивать, хотя совершенно точно он меня не знает. В общем – подлец, провокатор.

Судя по отношению на допросе и пристрастию, я буду расстрелян. Прощайте. Умру честно. Никому (из товарищей) я зла не сделал. В.Кривопустенко». Ему было 42 года.

Скоморохов делился с Вассой Павловной своими впечатлениями от архитектуры бывшей донской столицы, восторгался величием Вознесенского собора. И вдруг услышал:

— А Вы знаете, наш дом тоже не простой, ведь его, говорят, строил для себя Главный строитель собора Лимаренко.

Когда я узнал об этом от Ивана Георгиевича, захотелось найти документальное подтверждение этой информации. Известно, что инженер-полковник Константин Христофорович Лимаренко в 1896 году, был прислан Военным министром в Новочеркасск для выяснения причин приостановки строительных работ на соборе. В результате тщательной  проверки выполненных работ им было установлено, что глубина заложения фундамента и общая его площадь несколько уменьшены по сравнению с предусмотренными автором проекта А.А.Ященко. Чтобы не разбирать уже сделанное и продолжать строительство, Лимаренко предложил облегчить верхние части храма за счёт применения пустотелого кирпича, а подкупольные своды выполнить не кирпичными, а тонкостенными железобетонными. Это было очень смелое инженерное решение. Ведь железобетон, как конструктивный материал, к тому времени ещё не имел достаточного теоретического обоснования. Но опытный военный инженер не ошибся, и возведение главного собора Области Войска Донского под его руководством, к концу 1901 года вчерне было завершено. В 1904 году должны были пройти торжества, связанные с освящением Вознесенского собора, но начавшаяся война с Японией, помешала этому. К намечавшимся торжествам в Киеве была издана богато иллюстрированная книга Лимаренко «Войсковой соборный храм в гор. Новочеркасске». В ней сообщались подробности, связанные с архитектурными и конструктивными особенностями, возведением, инженерным оборудованием и художественным оформлением собора. Освятили собор в мае1905 году, т.е. ровно через сто лет после его закладки.

Сведений о жизни К.Х.Лимаренко в нашем городе практически нет. В энциклопедии «Новочеркасск» («Издательство НОВОПРИНТ», 2005 г.), о нём сказано крайне скупо: « Лимаренко Константин Христофорович, инженер-полковник, главный строитель Вознесенского собора в 1896 – 1904. По окончании его строительства получил звание генерал-майора и остался жить в Новочеркасске». Где и как долго он здесь жил – не известно.

О доме под №39 на улице Пушкинской, который якобы построил Лимаренко, известно несколько больше. Прежде всего, он сохранился, и если судить по фасадам, находится в хорошем состоянии. Это одноэтажный с подвалом кирпичный дом, с размерами в плане примерно 14х28 метров. Как и многие постройки того времени, к улице он обращён короткой стороной. Интересно решён главный, уличный, фасад дома. В его оформлении использованы многочисленные элементы классической архитектуры: русты, сандрики, кронштейны, пояски, карниз. Входная (парадная) дверь смещена к левому углу и акцентирована фигурным навесом на кованных кронштейнах (фото 1 и 2). Въезд во двор закрывался двухстворчатыми металлическими воротами (не сохранились). Когда и кем построен дом, к сожалению, установить не удалось. В архивных документах Центра технической информации хранится купчая крепость от 21 января 1903 года, согласно которой владельцем дома стал инженер-маркшейдер Иван Иванович Запорожцев. Этот довольно большой дом (21 комната) использовался им, как доходный, о чём свидетельствуют квитанции обязательной ежегодной квартплаты всеми квартиросъёмщиками, установленной Городской управой в 1912 году.

В 1920 году дом и всю усадьбу (3253 кв. м.) по адресу Почтовая, 15,*  занял Автоотряд 9-й Донской дивизии. 17 октября 1923 года дом муниципализировали. Через месяц после этого дивизия покинула город и, соответственно, автоотряд – усадьбу. Запорожцев стал заведующим домами, в которых проживало тогда 13 семей.

В 1940-х годах в доме жило три семьи. Кривопустенко занимали квартиру с входом с улицы. По свидетельству Скоморохова это была замечательная квартира – широкие ступени вели в просторный коридор-прихожую с умывальником, затем кухня, просторный зал и спальня. Туалет находился во дворе, до городской бани – всего два квартала.  Тогда ещё сохранялась прежняя отделка помещений квартиры: лепнина на потолках, мраморные подоконники, зеркала в стенах. И, конечно, был камин. Как там теперь посмотреть не удалось – на звонки и стук в парадную металлическую дверь (раньше она была дубовой, резной) никто не отозвался.

Иван Георгиевич Скоморохов квартировал у В.П.Кривопустенко до возвращения в 1947 году её сына из армии. В это время его, уже старшего лейтенанта, офицера-фронтовика, кавалера ордена Отечественной войны, двух орденов Красной Звезды и медалей, назначили комендантом Новочеркасского гарнизона. Гарнизонная комендатура, находилась тогда, как и теперь, в красивом здании бывшей гауптвахты на Подтёлковском (теперь Платовский) проспекте. Искать новую квартиру долго не пришлось, она нашлась здесь же, в полюбившемся ему доме, правда, попроще и входом со двора. Этот двор мне хорошо знаком, так как в 1950-51 г.г. я, будучи студентом (тогда – учащимся) четвёртого курса Новочеркасского архитектурно-планировочного техникума, с двумя сокурсниками стоял на квартире в одном из дворовых флигелей.

В середине ноября 1948 года Скоморохову пришлось покинуть Новочеркасск и служить в разных местах, в том числе и в ГДР. И всюду надёжной спутницей Ивана Георгиевича была Галочка, ставшая женой в день их отъезда из Новочеркасска. В 1963 году он, в звании майора, по состоянию здоровья вынужден был уйти в запас, и они вернулись в родной город Галины. Работая заведующим фотолабораторией в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте, начал писать воспоминания. Дневниковые записи, переписка и личные встречи с земляками и однополчанами, помогли восстановить давно минувшие события. В результате получилась трилогия «На очной ставке с прошлым». Это капитальное художественно-документальное произведение, проиллюстрированное огромным количеством фотографий, повествующее о довоенной жизни на Урале и боевом пути 5-го Гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса. В его составе автор, в должности командира огневого взвода, прошёл с боями от Сальских степей до Австрийских Альп. Рукопись книги получила высокую оценку известного донского писателя А.В.Калинина. Он рекомендовал её к изданию и написал предисловие, в котором особо отметил: «Очень нужна такая книга сегодня донским читателям – не только ветеранам, но и молодёжи – внукам и правнукам участников славного похода 5-го Донского корпуса».

Иван Георгиевич Скоморохов является почетным гражданином городов Гуляйполе, Орехово, сёл Полтавка и Преображенка. В апреле этого года ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Новочеркасска». В ноябре ветерану войны и труда исполнится 90 лет.

———

* В 1930 году дом уже значился под номером 33. В 1937 году улицу Почтовую переименовали в Пушкинскую. С февраля 1958 года дом обрёл нынешний адрес: улица Пушкинская, 39.

                                                                                                                     Владимир Репников

                                                                                                                     Фото Павла Карпова