Сегодня:

     Новость о том, что водители станции скорой помощи «хором» увольняются, облетела за считанные часы не только город, но и, похоже,  всю область. Случай, действительно, беспрецедентный, поскольку Новочеркасск подобного еще не наблюдал. Мне, как автору целой серии  статей о делах и делишках БСМП во главе с тамошним начальством, сам Бог велел разобраться в сложившейся ситуации. Не исключаю, что именно волна, поднятая «Частной лавочкой» и стала прародительницей того, что сейчас происходит. А, собственно, происходит-то что?

     Действительно, несколько десятков водителей скорой помощи написали заявление об увольнении, во главу угла своего недовольства ставя невозможные условия работы. Во-первых, маленькая зарплата, во-вторых, урезанные лимиты на бензин, и в-третьих, заявляется, что им негде ремонтировать машины, потому что площади, на которых это делали до сих пор, не принадлежат БСМП. Акция водителей получила широкую огласку усилиями организаторов, которые вышли одновременно на несколько СМИ, в том числе и областных. Выглядит все действительно кричаще и, вне всякого сомнения, требует самого тщательного расследования. Чем и займемся.

  «Скока-скока? И почему собственно?!»

М. Жванецкий

Городок наш провинциальный мало отличается от столиц в плане ценовой политики, но уровень зарплат при этом  на два порядка ниже, причем, не только у водителей скорой помощи, а у всех. Кстати, о водителях. Сравнив зарплаты водителей скорой помощи в нескольких городах, пришлось признать, что выше они только у ростовчан. Таганрог, Волгодонск, Новочеркасск на одном уровне, остальные – ниже. Новочеркасские «водилы», работающие на ведомственном транспорте, принадлежащем организациям различных форм собственности, получают, по слухам,  до 15 тысяч рублей. Причем, этот максимум у тех, кто имеет выслугу лет (у кого это предусмотрено), коэффициенты, премиальные, ночные-сверхурочные и так далее и тому подобное. Так вот в случае со скорой помощью все это «и так далее» вместе с премиальными и коэффициентами обозначено законами и нормативными актами на государственном уровне, а распределяется… в родном до боли учреждении – БСМП. К превеликому сожалению, ни мэр, ни прокурор зарплаты не назначают, хотя, и тот и другой вполне могут заинтересоваться, насколько законно происходит этот процесс в отдельно взятом учреждении. Судя по тем ответам из прокуратуры, которые мне приходилось читать, не любит она это дело. Ох, не любит. Ей человек жалобу с фактами, а она ему отписку, мол, ваше обращение нами прочитано и переправлено на деревню дедушке – пусть теперь он прочитает. Про зарплаты прокуратура пересылала жалобы в трудовые инспекции, оттуда приезжали люди, не встречаясь с заявителем, проводили что-то, что они называют проверкой и… уезжали. А главврач и иже с ним продолжали свое дело. Я бы даже сказала, дело всей жизни. Это я к тому, что проблема с заработной платой решится тогда, когда во главе больницы будет стоять (а не высиживать под сплитом в кабинете) человек с совестью и высокопрофессиональный.

 «Ударим автопробегом по бездорожью!»

«Золотой теленок»

Теперь лимиты на бензин.  То, что в БСМП главврач экономит даже на лейкопластырях, мы уже писали. Видимо, то обстоятельство, что вынуждены были увеличить зарплату  медперсоналу, повлекло за собой необходимость изыскивать статьи экономии. Вспомнили о водителях и нашли-таки, где они на свой хлеб изредка маслице добывают. Подчеркиваю: изредка. Помню, как одна из наших читательниц рассказывала нам о том, что под окна ее частного дома раз в два-три дня приезжала машина скорой помощи, и водитель среди бела дня сливал в канистру бензин и относил в свой гараж. Было это на протяжении нескольких лет! Видимо, с тех пор действительно лимиты сильно урезали, раз больше его не видно.  Где же та золотая середина, при которой  на работу хватит, а «налево» не останется? Задачка чисто арифметическая. Только решать ее добросовестно никто пока не захотел, а водители терпели-терпели, да и … нашелся среди них «добрый» молодец, вовремя почуявший настроение масс. Но, о массах чуть позже, а пока, пункт номер три в списке недовольств – отсутствие условий для ремонта.

Предыстория проста.  Гараж скорой помощи так много лет располагался в одних и тех же помещениях, что никто и не задумывался, кому они принадлежат. А недавно уволенный заведующий гаражом настолько сроднился с местом (в физическом смысле) своей работы, что посчитал гараж своим собственным. Иначе чем еще можно объяснить, что он устроил там мастерские по ремонту автомобилей, причем, сторонних. Как знать, может он и своих слесарей не обижал – давал подшабашить слегонца. И уж вряд ли бы ему позволили развернуть  «левый» бизнес на рабочих площадях, если бы он не сумел заинтересовать начальство. Если и то, и другое так, то становится понятным, что недавнее увольнение зарвавшегося завгара кому-то поперек горла встало. А тут еще выясняется, что помещения гаража далеко не все ведомственные. Есть, так называемые, бесхозяйные. Это обстоятельство немало удивило руководство БСМП, но не остановило умело разогреваемого недовольства водителей. В том, что его подогревали – сомнений нет. Мне звонил работник скорой помощи и рассказывал о том, что «все как один водители, аж 51 человек, написали заявления на увольнение» дня за три до того, как это все случилось. Выходит, слух пошел еще до события, при этом водители пошли на эту авантюру далеко не сразу. Уговаривать пришлось, убеждать. Кому – знают сами водители. Им видней, кто их использовал. Зачем – поймут обязательно. Народ у нас не дурак!

 «Тут ить надо техни-ц-ски…»

Мультик «Фока на все руки дока»

Тем не менее, проблема есть – надо ее решать. В понедельник  в БСМП с водителями скорой встречались заместитель министра здравоохранения РО С.Г. Беседовский, заместитель главы Администрации Е.Ю. Жиркова, сотрудники министерства, администрация БСМП и представитель гострудниспекции. Разговор получился непростой. Тот, кто организовывал «бунт на корабле» обязан был изучить юридическую сторону всех претензий. Скорее всего, если целью поступка была именно забота о коллективе, «мозг» отказался бы от идеи подстрекательства к массовому увольнению.  Судите сами. Влиять на размер зарплаты ни Администрация города, ни министерство не могут. То есть, крик не в то окно, ребята. С этим просто нужно было всем скопом ввалиться к Сёмину в прохладный отремонтированный кабинет, желательно с наемным адвокатом, и затребовать отчет по всем статьям начислений. Это, если уж сильно бунтовать хотелось. Правильнее поступать иначе, а именно:  система письменных запросов – дело муторное, но беспроигрышное, ибо есть доказательство в случае судебных тяжб. Кстати, то, что в квитках водители видят, что суммы начислений больше, чем суммы выплат, это не значит, что их обворовали. Во всяком случае, не таким способом. Тут дело просто в замудренной системе начислений, когда зарплата за прошлый месяц начисляется и тут же вычитается. Вот и получается, что человек видит в справках суммы большие, чем реально получал. Зачем – ответ у бухгалтеров, их учили, они знают. Хотя, бухгалтеры нередко ошибаются, поэтому, отслеживать нужно каждый квиток. Это не стыдно. Это нормально. Тогда и бастовать не нужно будет.11

Далее – по бензину. Та же история. Слово к делу не пришьешь, а письменный документ – пожалуйста. Расчет расхода бензина в смену сделать совсем нетрудно.  С этими расчетами снова пожалуйте к главврачу, и уж после того, как он не отреагирует, стучитесь в другие инстанции – у вас же доказательства вашей правоты есть! Если действительно есть.

Ну, и к вопросу о гаражах. Что касается тех гаражей, в которых сегодня ютятся автомобили скорой вместе с водителями, эта проблема тоже должна была разрешиться с помощью администрации БСМП и руководства станции. Но ребятам снова было не с руки заморачиваться такими «мелочами», и теперь придется Администрации города предпринимать меры, чтобы создать нормальные условия работы водителям и слесарям. Ситуацию прокомментировал первый заместитель главы Администрации В. В. Синюгин:

— Тот гараж, который на балансе БСМП,  действительно много лет находится в совершенно непригодном для работы состоянии. Вне всякого сомнения, зимой работать в таких условиях нельзя и мы не допустим этого. Мэр поставил задачу подготовить проектно-сметную документацию, изыскать средства и отремонтировать гараж. Это процесс объективно долгий, что обусловлено определенными процедурами, прописанными Законом. Поэтому только к концу года ремонтные работы начнутся, а закончатся, соответственно, в 2014 году. Все это время люди должны работать в нормальных условиях, поэтому, сейчас подыскиваем помещение, чтобы временно перевести гараж скорой помощи и вплотную заниматься ремонтом этих помещений.

По поводу бесхозяйных гаражей, на которые претендуют и БСМП, и МБУ «Новочеркасская служба эксплуатации», находящаяся на этой же территории: прежде всего, КУМИ предстоит определить собственника, который возьмет их на баланс. Слухи о стоянке административного транспорта на территории двора – не более чем слухи.

Эта же информация была озвучена и на встрече с водителями. Ну, а по поводу массовых заявлений об уходе заместитель главы Администрации города Е.Ю. Жиркова во время встречи сказала так:

— Сто семьдесят с лишним тысяч жителей без скорой медицинской помощи мы не оставим. С вами, или без вас, но обслуживание будет.

 «Ури, Ури! Где у него кнопка?!»

«Приключения Электроника»

Очень не хочется думать, что кто-то организовал ситуацию так, что она выглядит, как шантаж. Мучает вопрос, почему в основу бунта легли претензии, которые, как видит читатель, не есть самые наболевшие? Бытовые условия работников станции, укомплектованность кадрами, техническое оснащение машин – все эти позиции организованы в нашей городской скорой из ряда вон плохо! Руководство, что больницы, что самой станции, ни разу не озаботилось ни одной из обозначенных проблем. Однако крик на всю округу подняли именно по поводу бензина и гаражей. Вы знаете, что такое «эффект толпы»? Любое сообщество людей – семья, рабочий коллектив, государство, создают некое информационно-энергетическое образование в котором  участники этого коллектива, когда они вместе, становятся более подвержены любому воздействию. Помните классическое «наших бьют»?  Это из той же оперы. Психологи называют это «эффектом толпы». Очень похоже на то, что нынче происходит в среде водителей скорой помощи. Наедине с собой стоит подумать, а не чужой ли транспарант я несу? И нет ли пути короче и ровней.

В следующих «сериях»: сколько продлится больничный Гудковой; кто оперирует детей; почему с некоторыми медсестрами анестезиологи не ходят в операционные и многое другое…

Ирина Гаврилова.