Сегодня:

«ПРОЗРЕНИЕ»  КАЗАКА  СКОРОХОДОВА 

И  НАУЧНАЯ  ДИСКУССИЯ  С  ПРОКУРОРОМ

 2 июля, очередное заседание по делу В.А. Журавлева.

Выступает свидетель защиты Л.С. Буркина, профессиональный психолог, доцент ЮРГТУ (НПИ). В ходе предварительного  расследования она приглашалась следователем П.А. Бахаревым как специалист для оценки содержания положенной в основу обвинения «копии протокола схода казаков станицы «Средняя» от 16.06.2010 г.».

— Следователь показал мне протокол, — рассказала Л.С. Буркина в суде, — которому я дала отрицательную оценку. В протоколе не было прямой речи кого бы то ни было, не было фраз с призывами к противоправным действиям. Также в содержании протокола мною были обнаружены фрагменты текстов, изложенные от третьего лица, что недопустимо при составлении протоколов. Там были вписаны тексты, которые содержат общеизвестные факты. Фраза, приписываемая Журавлёву, — «наведём порядок с вами или без вас», — доказывает отсутствие призывов. Наоборот, эта фраза отталкивает аудиторию.

Гособвинитель О.Н. Степанова своими многочисленными вопросами, которые можно оценить как некомпетентные, пыталась умалить профессиональные способности свидетеля, но получила блестящую отповедь, научное содержание которой достойно отдельного изложения.

Свидетель защиты Д.М. Бережной, участник схода 16 июня 2010 года, был тогда председателем Совета стариков станицы «Средняя».

— Протокол схода не велся, — сообщил он, — была простая встреча. Журавлёв отвечал на бытовые вопросы. После того, как он прозвал предыдущую администрацию жуликоватой, встал Демченко и начался скандал, потом пошли статьи в газетах, потом обращение к прокурору. Я от Журавлёва не слышал никаких националистических высказываний.

— С чего вы решили, что протокол не велся? – спросила прокурор О.Н. Степанова, но адвокат Л.В. Новиков потребовал отвести данный вопрос как некорректный, недопустимый. Судья Н.П. Егоров поддержал его требование.

Третьим свидетелем выступил В.В. Скороходов, инициатор приглашения В.А. Журавлёва В.А. на сход 16.06.2010 года, бывший тогда атаманом станицы «Средняя». Все это время он являлся основным свидетелем защиты: выступал на стороне Журавлёва в ходе рассмотрения гражданского дела по иску Журавлёва к газете «Новочеркасская неделя»; при расследовании уголовного дела в ходе многократных допросов и очных ставок с другими казаками последовательно и обоснованно доказывал всю несостоятельность выдвинутых против Журавлёва обвинений. И вдруг…

Сбиваясь, дрожащим голосом В.В. Скороходов сообщил суду:

— Начальник штаба станицы «Средняя» Титаренко сам выбирает, кому вести протокол. Я давал указание вести протокол Титаренко. После схода я этот протокол видел, но не подписал. Я с ним был полностью согласен. Журавлёв назвал деятельность предыдущей администрации преступной. Демченко, естественно, возмутился. Потом началось сравнение с казаками Вермахта – у них была идея, а нынешние казаки всё распродают… <…> Журавлёв предложил как раз выдворять, выгонять лиц кавказской национальности…

Когда в судебном заседании возник естественный вопрос, почему Скороходов так радикально поменял свои показания, он ответил:

— Я боялся, что меня с работы выгонят (В.В. Скороходов был оставлен мэром Кондратенко на работе в Администрации города – коммент. «ЧЛ»). Действительно то, что я сейчас сказал.

Адвокат Новиков спросил у Скороходова, работает ли он в Администрации в настоящее время, но вопрос вызвал откровенную ярость прокурора и был отведен. Немного позже адвокат сформулировал вопрос к Скороходову иначе: «Связано ли то, что вы поменяли свои показания, с тем, что вы работаете в Администрации города?», но прокурор снова бурно запротестовала. И только когда судья Н.П. Егоров сам перефразировал все тот же вопрос, свидетель ответил: «Не связано. Руководство даже не знает о моем выступлении в суде». И заврался! Или с памятью что-то… Заявление Скороходова было опровергнуто сообщением Журавлёва: он лично обращался к руководству Администрации города с просьбой отпустить в суд этого свидетеля и передал ему повестку через сотрудников ДГХ, где он трудится в настоящее время.

Скороходову была адресована порция вопросов Журавлева, который обычно никому из свидетелей вопросы не задавал:

Журавлев: — Вы на гражданском процессе поддержали мою сторону. Я принуждал Вас к этому?

Скороходов: — Нет.

Журавлёв: — Кто-то-нибудь из Администрации принуждал вас к этому?

Скороходов: — Нет.

Журавлёв: — Куда вы дели тетрадь с протоколами, прошнурованную и пронумерованную в соответствии с действующей инструкцией по делопроизводству на казачьих станицах?

Скороходов: — Я не знаю, куда она делась.

Журавлёв: — Куда вы дели протокол схода казаков станицы «Средняя» от 16.06.2010 г.?

Скороходов: — Я не знаю, куда он делся, я его не подписывал.

В ходе дальнейшего допроса Скороходов попытался откреститься от всех событий, в которых он ранее участвовал на стороне Журавлёва, заявляя, что все делал под давлением — под давлением не кого-то конкретного, а под давлением внутреннего ощущения, что может лишиться работы.

Последним свидетелем в этот день выступил В.А. Аринин, казак и почетный атаман станицы «Средняя», бывший атаман Новочеркасского казачьего округа, которого сменил на этом посту небезызвестный А.П. Волков.

Аринин сообщил суду, что сам он на сходе казаков 16 июня 2010 года не был, но, увидев публикации в газете «Новочеркасская неделя», в которых сообщалось, что казаки станицы «Средняя» якобы все поголовно возмущаются выступлением Журавлёва, решил выяснить, насколько это правда:

— На ближайшем сходе 30 июня 2010 года я спросил казаков: «Кто-нибудь возмущён выступлением Журавлёва?». Никто из присутствовавших не выразил возмущения. Было единогласно принято решение подготовить опровержение, текст которого затем также на сходе 7 июля 2010 года был с поправками единогласно утвержден. На этих сходах присутствовали и многие из тех, кто позже стал свидетельствовать против Журавлёва…

Свидетелю были заданы вопросы:

Адвокат Л.В. Новиков:  — Говорили ли казаки на этих сходах об экстремистских и националистических высказываниях Журавлёва?

Аринин: — Никто слыхом не слыхал.

Новиков: — Содержание протокола схода казаков станицы «Средняя» от 16 июня 2010 года кто-нибудь доводил до сведения казаков?

Аринин: — Нет. Ходили разговоры, что кто-то записывал сход на диктофон или видеокамеру.

Судья Н.П. Егоров: — Сколько казаков присутствовало на сходе 30 июня 2010 года и как голосовали за и против публикации опровержения?

Аринин: — Было 30-40 казаков. Все голосовали «за». Даже никто не воздержался.

Затем В.А. Аринин с разрешения судьи рассказал об обстоятельствах гибели своего старшего сына, убитого на почве национальной неприязни, о выражениях неприязни по национальному признаку в его адрес со стороны преступников и о том, что это вопиющее преступление не расследуется столь же должным образом, как «дело» Журавлёва.

Судья Н.П. Егоров настолько был шокирован приведенными аргументами Аринина,  что принял решение направить выписку из протокола судебного заседания в прокуратуру для принятия мер дополнительного реагирования.

Переполненный зал суда провожал Аринина бурными аплодисментами!

Свидетели защиты, казаки станицы «Средняя», участники схода 16 июня 2010 года А.Г. Кирсанов и Ю.А. Харсеев также отвергли все обвинения в адрес В.А. Журавлёва.

За время длительных судебных разбирательств один из свидетелей защиты – Е.Н. Журавлев (однофамилец подсудимого) умер, поэтому были зачитаны ранее данные им показания.

В связи с нахождением свидетеля защиты И.А. Немцова за рубежом, его показания, ранее данные следствию, были засчитаны в пользу защиты на основании полученной из США факсограммы. Прокурор О.Н. Степанова возражала против этого, заявляя, что факс может быть подложным, отправленным из … Ростова! На это судья Н.П. Егоров предложил ей самой позвонить по указанному на факсе номеру телефону, а не делать необоснованных заявлений.

Здесь мне вспомнилось выступление доцента ЮРГТУ Л.С. Буркиной, которая в ответ на не слишком умные прокурорские измышления объяснила присутствующим, что такое недобросовестная научная дискуссия.

Подсудимый В.А. Журавлёв, комментируя сомнения прокурора, сообщил, что он и так не в том положении, чтобы отягощать свою участь фальсификацией каких-либо документов по «делу». Адвокат Л.В. Новиков предложил прокуратуре провести самостоятельную проверку и возбудить новое уголовное дело по факту фальсификации факсограммы… Судья Н.П. Егоров в итоге принял решение направить запрос в ФМС по факту нахождения И.А. Немцова за пределами РФ.

В зале витали идеи направить запросы в ЦРУ, ФБР и в «Спортлото»…

 Слушатель на «процессе».