Сегодня:

Почти месяц прошел со дня открытия в отделе искусств библиотеки им. Горького выставки творческого объединения «Креатив» под названием «Вокруг да около абстрактной реальности». Работ представлено было около двадцати. Инициатором проведения выставки стала заведующая отделом Наталья Григорьевна Черная.10

Прошлогодняя выставка беспредметников в этом же зале была многообещающим, активным началом шествия авангарда по выставкам Новочеркасска. Так, отдельный зал в музее им. Крылова был выделен под актуальное искусство на ежегодной городской выставке. Попытки смять привычки восприятия традиционного искусства были представлены даже в образах философско-религиозных размышлений. Откровенных пощечин общественному сознанию не было. До банального надругательства Марата Гельмана никто не осмелился приблизиться. Слегка только раздражал «скромностью» и своими размерами автопортрет местного живописца в виде Спасителя. Но автор, правда, не из творческой группы «Креатив».

На открытии выставки в библиотеке присутствовали интересующиеся искусством и весьма подготовленные зрители. Была культурно-просветительская программа и дискуссионный клуб. Общение художников со зрителем складывалось непросто. Причина, возможно, была в предчувствии дождя, а может, в нашем неумении вести диалог. Недавно на открытии персональной выставки в музее приезжий живописец так увлекся рассказом о своих картинах, что гостям невозможно было вставить даже слово. Через час зал опустел. Остались оператор местного телевидения, смотритель и художник. Публика не выдержала приступов словоохотливости и разбежалась.

Мы по-прежнему не умеем общаться. Сложнее всего, конечно, слушать. По словам одного индийского святого, когда мы думаем о говорящем: «Когда же он, наконец, заткнется?», это трудно назвать общением. Представляется, что за художника должны говорить больше его работы, а не он сам. Малевич к своим кубическим композициям предлагал небольшие брошюрки, объясняющие, что он хотел сказать. Кстати, В.И. Шкуропадский представил на этой выставке творчество Малевича в компьютерном слайд-шоу. Работ самого Владимира Ивановича больше всего на показе — целых четыре: «Религиозно-идеологическое распятие» в виде креста из ячеек для куриных яиц с символами основных религий. Желтая змейка «СМСки» в виде бумеранга, орнаментальная композиция на фиолетовом махровом полотенце и «Черный квадрат в контексте матрицы коллективного бессознательного».

Представляют интерес картины Н.В. Беляевой. «Плач невидимки» (2013г.) напоминает калейдоскопическое мерцание огней неправильной формы. Г.О. Карабен экспонировал два друидских полотнища в зеленой гамме, одно под названием «ПА-ТА-МУ-ША» с красным ветвистым деревом с прогоревшим насквозь отверстием, ставшим дуплом. Две картины Н. Мамонтова, выполненные в свойственной ему манере, неоднократно уже выставлялись. «Маятник памяти» Е.Г. Корнилова вызывает противоречивые чувства тревоги и недоумения. Из скульптур — только одна композиция Н. Мамонтова — «Около ноля».

Много было желающих выступить на открытии выставки: Л.Н. Миронова, А.Б. Кириченко, Е. Забегай и другие. Не обошлось без эксцессов. Эмоциональной оказалась реакция четы двух преподавателей, видимо, впервые столкнувшихся с абстракцией. Отторжение произошло скорее из-за слишком серьезного отношения к увиденному.

В целом, нынешняя выставка в библиотеке им. Горького только отголосок двух предыдущих. Чувствуется творческий спад в этом художественном направлении. Конечно, движение не обязано быть линейным, и мы надеемся, в будущем объединение «Креатив» порадует зрителя новыми проектами и идеями.

История российского авангардного искусства не однозначна. В ней есть все: политизированность, неуемная агрессивность, самопожертвование, беззащитность перед давлением официоза, самодостаточность, откровенный цинизм, поиск правды. Сейчас трудно удивить чем-либо зрителя, прильнувшего к мониторам. Авангард пытались всегда использовать то в качестве осинового кола в спину традиционного искусства после революции семнадцатого года, то в качестве чучела для битья в тридцатых или знамени для диссидентов в семидесятых. А рядовому обывателю достаточно вида с лодками и березками, зачем ему вникать в течения новейшего искусства?..

В нашем безумном мире, где прослойка разжиревшей бюрократии до такой степени прижала к земле народ, что ему невозможно вздохнуть под хрустом ломающихся костей и некогда думать о прекрасном, художнику тоже нет места. Творчество при любых политических режимах всегда вопреки, а не благодаря. Культура из некогда «продажной девки политики» превратилась в назойливую старушку-нищенку, дребезжащую кружкой для подаяния.

 Сергей Шабанов, искусствовед.