Сегодня:

МЫ ЕДЕМ НА ПЛЕНЭР!

 Подкативший автобус щелкнул распахнувшимися дверями, и ребятишки с веселым гомоном устремились внутрь. Заняв места, разместили складные стульчики и этюдники. Оперативная перекличка… и вот уже художественная школа осталась позади и за окнами  мелькают панорамы городского пейзажа. Легкое напряжение витает в воздухе — предстоит выездной пленэр, на котором из учеников никто не был ни разу… Несколько правосторонних поворотов, и вскорости старая Ростовская дорога  зелеными по обочинам холмами раскрывает свои объятия! То и дело слышится: “Ох, красиво… Здорово… Сколько  цветов… А  небо… Зелень…”.

Программа художественной школы включает обязательный для всех обучающихся летний пленэр. Эта летняя практика — неотъемлемая часть начального художественного образования, без которой, как правило, не переводят в следующий класс. И на протяжении многих лет учащиеся регулярно проходят ее со своими преподавателями в черте города: в роще, в сквере, на аллеях.

Пребывание и работа на открытом воздухе заметно отличаются от работы в помещении, где разные этюды сделать гораздо сложнее, чем на природе.  Они учат видеть, чувствовать и образно изображать свои эмоции. Определяют  своеобразие работ и  личностные переживания, и особенности восприятия каждого человека.

— Первый выездной пленэр в истории школы был так давно, что мало кто о нем помнит, — в 1972 году, — делится своими мыслями директор детской художественной школы залуженный работник культуры России В.П. Егельская. — Тогда, будучи молодым преподавателем, Владимир Иванович Кулишов выезжал с детьми в станицу Грушевскую, где все они жили почти месяц. Спали на матах, питались в столовой и ежедневно работали на природе. Сейчас времена другие,  многое изменилось… Но эта познавательная  и необходимая форма работы с юными художниками пусть через столько лет, но вернулась в школу. Ребята с нетерпением ждали поездки. Теперь выездная практика станет постоянной. В августе мы везем детей на международный пленэр во Владимир-Суздальский. Его программа обещает быть очень интересной!

В перспективе же пока — двухдневный пленэр в окрестностях хутора Большой Мишкин на Мишкинских буграх с представителями одноименной группы художников города и в овеянной славой бывшей столице донских казаков станице Старочеркасской.

Наставлению педагога или нравоучению родителя трудно соперничать с воспитательным влиянием на душу ребенка окружающей среды. Эти чувства и эмоции не передаваемы! Лишь небольшая заминка присутствовала в действиях учащихся, когда прибыли на место. Холмы приветствовали нас солнечной погодой, стрекотанием кузнечиков, терпким запахом расстилавшихся ковром цветущих  трав. Надо было видеть глаза детей – как они смотрели вокруг!

В подножии склона — крыши домов, спрятавшиеся в зелени садов, поодаль слева  железнодорожная ветка, сверху напоминающая длинную лестницу, чуть дальше Аксай, извилисто петлял, блестя на солнце среди деревьев. Впереди  простиралась чередующимися салатово-соломенными полосками даль, заканчивающаяся где-то на горизонте легкой дымчатой чертой.  Справа  — необъятная голубизна неба с васильково-белыми причудливыми вкраплениями облаков.

Осязание свободы, вдох полной грудью и полет! А не просто смена обычного окружения. Разве не дают эти ощущения новых эмоций? Тех, которые невозможно испытать в городской суете?

Ученики, а их было 30 человек, рассыпались по бугру, приноравливались то к одному, то к другому местечку, рассаживались группками. Задание было определено заранее, еще в школе, обучающими  педагогами, а здесь, на выезде, присутствовали В.Т. Лазаренко и М.С. Сидельникова, которые в случае необходимости могли помочь советам, подсказкой.9.1

Событийность выездных пленэров заключалась в совершенно другой психологической обстановке — процесс работы шел в новых, впервые испытываемых условиях. И они были отличны от условий работы в классе и даже в парке или роще. Между тем, рядом находились еще и два профессиональных художника — члены Союза художников России. Мастер-классы давали председатель городского клуба художников  Константин Сиденин и руководитель группы “Мишкинские бугры” Александр Глущенко.

Мастером пейзажа называют А.А. Глущенко. Расположившись на виду, на склоне, он делал первые наброски предстоящей картины. К.Е. Сиденин принялся за портрет, а натурщицей стала одна из лучших учениц школы Кристина Луговец. В течение всего пленэра ребята будут следить за работой мастеров, задавать вопросы, спрашивать, советоваться, получать ответы.

Итак, юные художники осваивали новый урок, наблюдая за тем, как настраивается на работу и как работает настоящий художник. Они попали в эпицентр сопричастности к этому действу и сами могли почувствовать себя настоящими художниками. Здесь все было по-другому. Натуру предстояло писать в условиях естественного освещения. Цветовые оттенки, плановое построение рисунка, образное изображение своих эмоций, ощущение перспективы, объемов — все это надо было определять самостоятельно.  Учиться  видеть красоту и гармонию природы — это брать у нее все необходимое для художественного отображения…

На косогоре поодаль друг от друга разместились два Александра — Голубов и Ганьшин. Их обоих педагог Г.Б. Владыка характеризует очень высоко. Ребят отличает умение сосредоточиться на заданном, настраиваться на работу, не отвлекаться.  Даже если они не свяжут свою жизнь с живописью в дальнейшем, эти качества помогут им в решении многих важных вопросов.

Глядит в оба и Иван Галушкин. Трудится, не вставая, в тени кустарников.  А вот его друг второй Иван – Анисимов — периодически делает небольшие пробежки, словно подзаряжается солнечной энергией, и возвращается к своим этюдам. Этого мальчика хватало на все! В Старочеркасске он успеет еще и обласкать соборного сторожевого песика, который радовался детям не на шутку!9.2

Четким выходит у Кати Букреевой рисунок — вот он, изгиб реки в окружении зелени… Она поглядывает из-под солнечных очков вперед, улыбаясь, явно довольная всем.

…Через четыре часа работа на пленэре завершается. Кто-то разминает уставшие от долгого сидения ноги, кто-то утоляет жажду освежающим квасом, приготовленным Валерианом Тихоновичем, кто-то собирает небольшой букет в память о чудесном дне…

Когда мы возвращаемся домой, нет уже в автобусе того былого легкого напряжения. Звучат веселые голоса и радостный смех!

На второй день мы прибыли в станицу Старочеркасскую. Раздумывали, где размещаться? Решено было остановиться на майдане. Пока шли к нему, ребята с интересом рассматривали чистенькие дворы с аккуратными грядками, увитые цветущими розами невысокие заборчики, разномастные казачьи курени. И залитый солнцем майдан, и Воскресенский собор в лесах, и пушки с воротами Азовской крепости — все это настроило их на определенный лад. Писать городскую архитектуру им уже приходилось. Но здесь все было пропитано древней историей…

Работали также группками. Рисование в людном месте (ходили мимо монахини, экскурсанты в собор, рабочие-реставраторы) позволяет ребенку почувствовать себя особенным, творческой личностью, настоящим художником, что опять же благотворно влияет на активность работы.

Из-под легких мазков кисти Ирочки Боровик выходит симпатичный куренек. Такой же улыбчивый, как и сама девочка. Эрика Сергеева любит уединение. Движения ее неспешны, а контуры рисунка удивительно точные. В одиночестве работают Руслан Ткаченко и Павел Болдовский. Несколькими четкими очертаниями у одного собор, у другого — колокольня  проступают на эскизах. С улыбкой и явным удовольствием трудятся Снежана Утюшова и Лиза Рыбалкина.  Действуют девушки неторопливо, но одними из первых завершают оба задания.

Возле Г.Б. Владыки и Т.Ю. Лисовой, осуществляющих кураторство, толпится детвора с рисунками. Чей-то этюд уже готов, а чей-то нуждается в корректировке.

Когда работа была завершена полностью, юные новочеркасцы поднялись по древним ступеням в Воскресенский собор, внимательно разглядывали красивейшее произведение искусства — резной  иконостас, обследовали места стояния царских особ, задержались ненадолго у цепей Степана Разина. Затем отправились на Атаманское подворье, где сотрудник музея-заповедника провела для них  экскурсию.

Рита Витинчук: “Я участвовала в двух пленэрах, но больше понравилось на буграх. Чувствоваласебя совершенно воодушевленной. И эта воодушевленность давала легкость в работе”.

Настя Кирсанова: “Мне очень хотелось поехать на пленэр,  и я рада, что мне это удалось! Столько впечатлений!”

Александр Ганьшин: “Много новых ощущений. В таких условиях еще не приходилось работать. Но радостно, когда ты понимаешь, что можешь это делать!”

Выездные занятия, характеризующиеся сменой обычного окружения, выгодно отличаются от пленэра в близлежащей роще, в которой ребята обычно рисуют в мае и сентябре. Дети работают с большим воодушевлением и полной отдачей, ведь это для них любимое занятие, через которое они раскрывают свое мироощущение.

Роль таких пленэров трудно переоценить, считает заместитель директора по организационно-массовой работе Т.А. Родионова. Работа в черте города, застроенного зданиями и домами, сужает рамки восприятия пространства у учащихся. Когда они создают композицию,  у них возникают некие проблемы из-за отсутствия натурной памяти. Эти знания приносит пленэр на природе. Он тренирует зоркость глаза, дает четкие наработки в плановости рисунка, в ощущении дали, простора, воздушной перспективы. Того, чем должен в совершенстве владеть настоящий художник!

— Предварительный анализ пленэрных работ положительный, — резюмирует заместитель директора по учебной части Т.Ю. Лисовая. — Все ученики справились со своими заданиями. Композиционно пейзажи построены правильно. Много хороших зарисовок, которые можно будет использовать в новом учебном году в станковой композиции при изображении пейзажа.

Итак, поездка удалась! Впечатлений много и у детей, и преподавателей. Ребята спрашивали, поедем ли еще на природу? Но выезд — дело затратное, и ложится бременем на родительский кошелек или администрацию школы. И просто замечательно, что в городе находятся люди, готовые всегда прийти на помощь детям.

Осуществление этой мечты учащихся и преподавателей детской художественной школы им. Н.Н. Дубовского стало возможным благодаря участию в данном вопросе генерального директора ООО “ПК “НЭВЗ”  С.Ф. Подуста. Выделенные бесплатно автобусы стали прекрасным подарком к окончанию учебного года. За что сами ребята, их родители и педагоги с признательностью благодарят Сергея Федоровича.

 Женета Гридасова.