Сегодня: 19 апреля 8477, Понедельник

(Окончание. Начало в «ЧЛ» № 21).

Продолжается работа над сценками. По «фото» каждой нужно понять: кто протагонист, кто антагонист; определить, есть ли у них помощники, кто противостоит антагонисту. Слушаем героев сценки «Семья»:

— Надоело уже эту картину наблюдать…

— Хочу бросить пить, но не могу.

— Что я только не пробовала! Не знаю, что делать. Соседка говорила: к знахарю сходить, но боюсь, вдруг что случится.

— Мама! Давай хоть один день без скандалов, пожалей себя…

— Они думают, что я маленькая, ничего не понимаю. Папа вместо куклы покупает водку…

 И кто же протагонист? Зрители называют мать, маленькую дочь Симу: она, мол, больше всех страдает.

— Протагонист – не тот, кто страдает, а тот, кто хочет что-то изменить, — вносит ясность Мирелла.

 Под аплодисменты «Семью» на импровизированной сцене сменяет «Университет», потом – «Гендер».

Очень краткое содержание гендерной сценки таково: муж + жена + ребенок. Муж попросил отпуск по уходу за ребенком, а жена хочет выйти на работу. Муж принес заявление об отпуске начальнику, тот его порвал, накричал на работника…

Миреша предлагает импровизировать. Зрители в восторге: эта же сценка, но в разных жанрах. Фильм ужасов, мюзикл, романтический фильм, японский исторический боевик! В последнем молодой папаша врывается к начальнику с кличем «Й-а-а!!!».

И смех, и польза:

— Используя разные методы, можно найти новое для своей роли, новые нюансы, — говорит Миреша.

 ***

У нас появляется джокер – ведущий в форум-театре. Боаль называл джокера «повивальной бабкой зрительских идей».

Первый наш джокер – Миреша: она показывает, как это делать.

И вот, наконец, свершилось: зрители могут выходить на сцену, чтобы проиграть свой вариант выхода из ситуации в сценке «Поколения».

Протагониста (по роли – «Антипа») заменяют Лечи и Ксения, оба пытаются увести его приятелей хитростью, но не получается. Еще один вариант – напугать хулиганов «тяжеловесом Петей, который всех побил» — безуспешен. Побеждает Ирина, напомнив ребятам, что у каждого из них есть такая же бабушка. Молодежь проникается, старушку усаживают на лавочку.

Решив эту проблему, «семинаристы» с жаром принимаются за гендерную. А потом помогают попасть к мэру волонтеру, опекающему женщину, пострадавшую от наводнения…

С утра отправляемся на экскурсию. Выезд к началу лыжных трасс Эльбруса, подъем на фуникулере, прогулка к источнику нарзана (с дегустацией, конечно!), покупка местных сувениров – настоящий заслуженный отдых.

А после обеда – опять работа.

 Сценка «Университет».  Действующие лица: студентка Зубрила Ботанова (Ксения из Новочеркасска), ее подруга Советина, студент Деньга Даваев, преподаватель доктор Взяткоберг.

Вадим из Новочеркасска в роли доктора неподражаем:

— О! Мой любимый студент Деньга Даваев! Давайте я буду сам тянуть ваши билеты.  Еще пару студентов таких, как Даваев, и я поеду в Аргентину!

Свой способ борьбы с Взяткобергом предлагает Гоша (кстати, будущий юрист). Они с Вадимом импровизируют на ходу. Разговор идет о взятке в долларах:

Гоша (Зубрила Ботанова): — А какое отношение имеет Джон Вашингтон к термодинамике?

Вадим (доктор Взяткоберг): — Прямое. Он президент. Вы хотите пятерку?

Гоша: — Я думаю, у меня на «5» не хватит президентов.

Вадим: — Ну, может быть, британская королева?

В результате Гоша-Зубрила покидает аудиторию без денег, с хорошей отметкой и с видеозаписью, сделанной скрытой камерой.

— Выложу в Интернет, — говорит он, — напишу заявление в прокуратуру. Номера переданных долларов я записал.

 Свой вариант предлагает Дени – напугать вымогателя:

— Ты знаешь, чей я сын? – и начинает кому-то звонить, называя по имени-отчеству.

Взяткоберг реагирует быстро:

— Алло! Владимир Владимирович?

— Отменяется! – убегает Дени-Зубрила.

— Это не решает проблему, — говорит Гоша из зала. – Нужно сломать систему.

 Не проходит и женский вариант Заремы:

— Я расскажу ректору, что вы ко мне приставали!

— Помилуйте! Мне 70 лет! – возмущается Взяткоберг.

 А вот Ирина берется за дело всерьез и грамотно. Ее Зубрила Ботанова собирает группу студентов, которые пишут заявление в деканат, а экзамен хотят сдавать комиссии. Второй вариант поведения Ирина озвучивает Взяткобергу:

— Дайте мне листики с печатями, я напишу ответы на вопросы билета, а потом вам расскажу.

— Вы неоправданно затягиваете экзамен, — сопротивляется преподаватель.

— Я сейчас приглашу декана, и он зафиксирует то, что я уже ответила.

— С вами каши не сваришь, — сдается вымогатель. – Давайте вашу зачетку.

 Наконец на сцене – «Семья». Грим, реквизит – все на месте: «Вовчик» с синяком и бутылкой, «мама Инга» – со шваброй за уборкой…

И пошли варианты зрителей. Они заменяли протагониста «Ингу»:

— Надоело! Забираю детей и ухожу. Если он захочет сохранить семью, то бросит пить.

Всё крутилось вокруг любви, с «Вовчиком» говорили и про высокие чувства и с позиции силы. Играли и так, и этак. И так заигрались, что Давид, исполняющий роль сына, закричал:

— Так даже в театре не бывает!

 Работаем региональными группами. Каждой предстоит взять близкую ей проблему, написать сценарий, поставить маленький спектакль.

— Цель форум-театра, — говорит тренер Марина Грассе, — поиск РЕАЛЬНЫХ возможностей. Не того, что я хочу, а того, что Я МОГУ.

— Зритель должен уйти с мыслью, что ЭТО действительно можно изменить, — добавляет Мирелла.

 Первой на символические подмостки поднимается труппа из Санкт-Петербурга. Спектакль называется «Принимайте успокоительное».

Автобус, на сиденье сидит девушка Лиза – черненькая, похожая на чеченку. Появляется Наталья Петровна, и начинается: «Понаехали тут, житья от вас нет!». Требует, чтобы девушка пересела на другое место (хотя свободные места есть), кричит кондуктору, что у нее с подругой нет билета: «Высадите их!». В результате Лиза с Аминой выходят из автобуса.

— Антагонист – Наталья Петровна, протагонист – Лиза, — быстро определяет публика. И начинает бороться с хамством.

Лечи просто повел себя уверенно, не поддался на провокацию, билет предъявил. Его «Лиза» осталась на своем месте, а «Наталья Петровна» сесть рядом не пожелала. Ее проблемы…

Вадим представил «Лизу» … глухонемой! Она стала объясняться знаками, и тут «Наталья Петровна» рядом тоже не села.

Роль «Лизы» сыграли и ее земляки – чеченцы: Рашана и Дени. В общем, девушку в обиду не дали – выход из ситуации нашли.

 Чеченская республика представила сценку «Ни свет, а тьма».

Мать уходит на работу, дочь собирается в школу на экзамен, дома остается отец – Муса. Когда девушка уже на пороге, появляется гость – Ахмед. Дочка приводит его к отцу и уже собирается опять уйти, как тот просит приготовить гостью чай, а потом горячее, а потом… Словом, в школу она уже не попадает. Когда она объясняет отцу, что ей нужно идти, у нее экзамен (или контрольная?), тот на нее кричит.

Вадим решает заменить гостя: отправляет девушку учиться, отказавшись от чая. Но у «отца» этот номер не проходит!

Мирелла пробует предложить свой вариант. Заменив дочь, она пытается убедить мать, что она не может больше жить с отцом – он ее обижает.

— Такое в чеченской семье невозможно, — авторитетно заявляет публика.

Галина вводит новый персонаж – учительницу, которая пришла поговорить с мамой девушки. Не получилось…

А Вадим позвонил отцу как учитель, учивший еще его, Мусу, но тот заигрался и не поддается. И тут уже возмущаются зрители:

— В Чечне бы такого не было! Учитель – очень уважаемый человек!

В общем, вариант посчитали правильным, а потом вспомнили: «Еще мулла позвонить мог…».

 «Что делать?» — спектакль Северной Осетии. Актеры (они же сценаристы и режиссеры) подошли к делу так творчески, что текст написали в стихах:

«- А из нашего окна куча мусора видна!

О такой вселенской грязи знают все во Владикавказе!..».

Троица молодых людей мусорит, сидя на лавочке, а рядом женщина держит плакат: «Мы за чистый город!». И действительно – «Что делать?».

Предложение поступают тоже в стихах:

— Этих гадов взять –

На миллион оштрафовать!

Самый убедительный вариант – общественная акция:

— Вы хотите все это изменить? – спрашивает Марина.

— Да!

— Идите все сюда!

Все взялись за руки и скандируют: «Чисто! Чисто! Чисто!».

Не знаю, как там во Владикавказе, а здесь в пансионате, герои сценки после ее окончания весь реквизит – бумажки с ковра — честно убрали. Мо-лод-цы!

Больное место Новочеркасска – здравоохранение, поэтому труппа выбрала эту тему и назвала свой спектакль «Лечение – мучение».

У «Шурика» болит зуб. Он, отпросившись с работы, идет в поликлинику, а там абсолютно типичная регистраторша отвечает ему злобным голосом: «Талонов нет. Приходите завтра в шесть утра». Подруга советует обратиться в частную клинику «Улыбка без границ». Там его встречают приветливо, обещают все возможное, но цена пациента откровенно пугает. Он пытается отпроситься у начальницы на работе на завтра, чтобы, придя пораньше, получить сокровенный талончик, но начальница не отпускает.

Надо сказать, что решение этой проблемы публика нашла быстро. «Шурику» нужно было знать свои права и проявить настойчивость: с острой болью обратиться к заведующей, а можно просто написать ей заявление, чтобы приняли без номерка. И обязаны полечить!

 А вот сценку «Отцы и дети», показанную участниками семинара из Кабардино-Балкарии, обсуждали долго. Сначала не могли разобраться, кто здесь протагонист, а кто антагонист, потом искали пути разрешения конфликта между поколениями…

***

Последний день – подведение итогов и планы на будущее: группы определяют свои дальнейшие шаги по продвижению фокус-театра в регионах.

«Думаю, что, возможно, мы сможем, наверное», — неуверенно начинает «Saint-Petersburg and Moscow». И уверенно заканчивает: «Мы можем всё! Мы будем стараться».

Кабардино-Балкария собирается организовать театральную группу в Нальчике и, по возможности, в Черекском районе; пропагандировать форум-театр, обучать его методикам. В Осетии хотят поставить спектакли на темы: конфликт «Учитель – ученик» и «Нужна ли учеба?».  И Новочеркасск расписывает свои планы: подготовка презентации, творческая встреча с молодежью…

 ***

Прощальный последний вечер. Мы дарим друг другу свои, без скромности скажем, таланты. От Новочеркасска – казачьи песни с рассказом о Донском крае, от Кавказа – зажигательная лезгинка, которую тут же берется освоить Миреша. Рашана читает свои стихи… Мы посвящаем в казачки тренеров Миреллу и Марину, и Ирину из КБР, которой достался нелегкий труд организовать семинар в Приэльбрусье. Подарки всем дарит Марина.

А потом мы танцуем все вместе под мелодии далекой Аргентины. Фотографируемся на память. Скидываем фотки на ноутбуки, флэшки, диски…

Завтра нас ждет дорога домой. Семинар закончился – работа начинается!

 Елена Надтока.