Сегодня:

 Раз в году музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки не просто открывают свои двери для посетителей в необычное время, но и готовят специальные программы: авторские экскурсии, мастер-классы, выставки одного дня, концерты, спектакли, исторические реконструкции.6,2

Идея проводить в музее хотя бы одну ночь в году возникла в 1997 году в Берлине с целью привлечения посетителей и оживления культурной жизни города. В этом же году «Длинная ночь» и была реализована впервые. Инициативу подхватили другие европейские столицы. Министерство культуры и коммуникаций Франции предложило приурочить акцию к международному Дню музеев, который отмечается 18 мая. Первоначально она называлась «Весна в музее».

В 2001 году в ней участвуют уже 39 стран Европы и Америки. Постепенно закрепляется и другое название — «Ночь в музее». О популярности акции свидетельствует не только факт, что в ней участвуют более двух тысяч музеев мира, но и то, что Голливуд снял фильм с подобным названием.

В неурочное время, а точнее нерабочее, в России первым открыл свои двери музейный центр в Красноярске. Было это в 2002 году. Лишь через пять лет в международное действо влилась столица нашей страны.

— Наш музей, — говорит заместитель директора музея истории донского казачества Е.В. Ситливая, — включился в акцию в 2010 году. Мы думали: как и чем привлечь посетителя? Представленные экспозиции интересны сами по себе. А вот дать почувствовать дыхание истории рядом, услышать за спиной тихий шепот беззвучных голосов прошлого…

О том, что «Ночь в музее» пришлась по душе горожанам, подтвердила очередь, которая стала скапливаться у дверей музея истории донского казачества и Атаманского дворца задолго до официального времени начала акции.

Интерактивная экспозиция «Ожившие картины истории» — так назвалась программа, предлагаемая посетителям главного здания музея.  Ее участники — заведующая отделом Елена Протасова, старший научный сотрудник Дмитрий Никитин, научные сотрудники  Ирина Лыгина, Наталья Жарких и Евгений Шеломанов. Каждый в костюме, соответствующем представляемому времени, — жительницы Танаиса Олимпии, турчанки Фериде, Казачки XVIII века, Казака-героя Отечественной войны 1812 г., Торгового казака — погружал экскурсантов в интереснейшую информацию, оживляя картины прошлого…

В зале античности встречала жительница Танаиса Олимпия, ведающая о том, как обживали древние люди благодатные донские берега. Киммерийцы, скифы, савроматы, греческие колонии, кочевые народы — их стоянки обнаружены почти по всему течению реки Дон. Следы материальной культуры, найденные во время археологических раскопов и хранящиеся в витринах, — медные и каменные орудия труда, утварь, наконечники стрел — все это вызывало неподдельный интерес, как и огромный пифос, возле которого многие фотографировались на память…

Принимала эстафету турчанка Фериде. Многое помнят бескрайние донские степи. Одна из ярких страниц многовековая борьба за город Азак (Азов), чье выгодное географическое положение превращает его в крупный торговый центр. Захватив побережье Азовского моря, Османская империя обратила город в мощную крепость, из которой постоянно исходила угроза турецкого нашествия на юго-восточные границы России. В результате кровопролитных битв Азов присоединяется в России, не без героического участия казаков.

Из походов они привозили на Дон самые разнообразные трофеи, в том числе и прекрасных пленниц, женились на них, и женщины обустраивали жилища, главным украшением которых было, конечно же, оружие, подтверждающее храбрость и бесстрашие их обладателей.

Казачка ХVIII века повествовала о том, как самодержцы Руси начинают активно привлекать казачество к службе. А  Петр I отменяет казачью вольницу и выборность атаманов. Казаки уже  регулярно участвуют в различных сражениях и битвах, получая за ратные подвиги знамена, насеки, именное оружие, различные государственный награды. Это время достаточно широко отражено в различных музейных экспонатах, но, увы, именно карета, изготовленная для приезда Екатерины на Дон, вызывает усиленный интерес.

Между тем музей хранит самую богатую мире коллекцию раритетов воинской казачьей славы. Об этом и рассказывал Казак-герой Отечественной войны 1812 года.  До ХIХ века казаки воевали в чем придется и с чем придется, оружие было в основном трофейное — отца, деда, прадеда. В 1801 году появляется для них единая форма — синего цвета, на шароварах — красный лампас.

Строительство новой столицы, Вознесенского собора приостанавливает постоянное участие казачьих войск в бесконечных военных конфликтах на Кавказе и войнах этого периода. То время открыло много славных имен, обладатели которых были доблестными воинами: М. Платов, И. Ефремов, В. Орлов-Денисов,  Г. Луковкин, Иловайские, Грековы, Я. Бакланов…

Но не только умели хорошо воевать представители земли донской! Вот Торговый казак повествует об экономическом развитии края. Именно торговое казачество занимается делами житейскими, развивает торговлю, промышленность, сельское хозяйство. Огромные благотворительные вложения идут на  строительство учебных заведений и учреждений культуры.  Вкладываются значительные средства в обмундирование неимущих казаков, несущих службу, казаков, отправляющихся на фронты первой мировой войны. Овеяны славой и доблестью имена полного Георгиевского кавалера К. Пруткова, генерала А. Каледина.

…Конечно, представить всю историю в картинках вряд ли возможно в рамках одной экскурсии. Но то, что такая форма подачи занимательна и познавательна, однозначно. Ведь к встрече со своим посетителем музей готовился основательно.

«Ночь в музее» — акция небезынтересная. Но у любой медали есть две стороны. Находясь в музее на протяжении всех трех часов, имела возможность увидеть многое. О чем нельзя промолчать.

Радует то, что число людей, желающих попасть в сокровищницу донских казаков, узнать историю своих предков от акции к акции растет. Если в прошлом году общее количество участвующих было чуть больше тысячи, то ныне цифры иные. Почти две тысячи новочеркасцев и гостей города прошли по залам только музея истории донского казачества. Атаманский дворец  за это же время экскурсией «Дамы ХIХ века» и фестивалем «Давайте говорить друг другу комплименты» с участием барда Якова Гуревича собрал  не менее благодатный урожай — тысячу посетителей. Сколько любознательных и пытливых глаз довелось увидеть, сколько поразительных и волнующих  вопросов пришлось услышать! Впечатляет!

Но были и другие моменты. Людской поток тек валом. Сотрудники сбивались с ног. Когда народ стали запускать частями, в растущей очереди то и дело возникало недоумение, почему ждем, почему не пускают? В голову не приходило простой мысли — помещения не безразмерные. Строители здания в конце ХIХ-начале ХХ века не предполагали, что одновременно здесь могут собраться столько человек!

Признаюсь честно, и у меня тоже  возникало недоумение: почему нельзя прийти сюда в свой выходной день — ведь музеи работают и субботу, и воскресенье  — спокойно, не толпясь и не толкаясь, пройти по залам, познакомиться с экспонатами, увидеть раритеты, задать волнующие вопросы. Неужели вожделенное слово «бесплатно» так действует на людей? С колясками, с грудничками и малыми детьми на руках — в исторический музей…

Кстати, в учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга в «Ночь в музее» очереди бывают километровые. И даже предварительная запись по электронке пока не дала ожидаемого результата. К слову сказать, далеко не все музеи работают в этот день бесплатно. Экскурсионное обслуживание — платное. В Санкт-Петербурге для удобства запустили в этот день единый входной билет. А Эрмитаж и Русский музей вообще не принимают участие в акции из-за опасения за свои коллекции.

Но что поразило больше всего — переступая порог, мало кто здоровался, редко кто отвечал на приветствия самих сотрудников. Шли — как к себе домой! А чтобы поздравить музейщиков с их профессиональным праздником — о таком и речи не было вообще! Мне иногда казалось, что это очередь хлынула за дефицитным товаром. Но мы находились не в магазине, а в музее, в учреждении культуры.  И совсем неуместны были бутылки с напитками, пакеты с чипсами, коробки с тортами и пиццами, жвачки во рту… Создавалось впечатление о полном непонимании некоторых людей: куда и зачем они пришли…

Культурная среда человеку необходима. Она его растит, воспитывает, повышает нравственную самодисциплину, социальную этику и духовность. Но только в случае, по мнению писателя Юрия Нагибина, УСТРЕМЛЕННОСТИ самого человека к культуре и поиску путей, ей сопутствующих.

 Виктория Хлебникова.

 

На фото автора: Сотрудники музея — участники интерактивной экспозиции «Ожившие картины истории» в костюмах разных исторических эпох.