Сегодня: 20 апреля 0641, Вторник

 Более двух веков назад, когда войсковой атаман Платов (в то время — ещё не граф и не «полный генерал», но уже генерал-лейтенант и дворянин Российской империи) с великой торжественностью производил закладку нового главного города донских казаков, нынешнее место нашего проживания было пустынным и безлюдным. Потому-то и название оно имело соответствующее: Бирючий кут. В переводе на язык наших дней словосочетание это означает  «Волчий угол», что аналогично понятию «медвежий угол».

Но разве можно назвать в наши дни «медвежьим углом» город, за которым давно уже закрепилась слава города студенческой и учащейся молодёжи? Что город наш – вполне молодёжный, можно было убедиться и в очередной День города Новочеркасска, основные торжества которого в этом году проходили в субботу, 18 мая, и продолжались в воскресенье, 19 мая. Днём молодые люди  принимали участие в различных показательных выступлениях спортивной направленности, а вечером участвовали в концертных выступлениях и составляли «квалифицированное большинство» зрителей, наблюдавших за этими выступлениями.

Мероприятий, посвящённых празднованию 208-й годовщины Новочеркасска, в центральной части города было множество! Тут имели место и турнир по называемому стритболом уличному  баскетболу, и семейный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», и обширный фестиваль искусства и спорта… На этом фестивале были представлены как боди-арт, армстрелинг, искусство женской красоты, фотовыставка, паркур, фитнес, граффити, так и бои без правил, а также мастер-классы именитых спортсменов России и мира. Так, например, своими секретами успеха с молодёжью Новочеркасска поделились как чемпион мира по боям без правил Ислам Каримов и четырёхкратная чемпионка России по тайскому боксу Анастасия Ильюх, так и самый гибкий человек планеты Мухтар Гусенгаджиев. 1.9

А одновременно со всем этим в сквере, в котором ровно 160 лет назад был установлен и открыт памятник атаману графу Платову (в атаманство которого и были заложены первые здания и сооружения нашего города), действовала выставка-продажа изделий декоративно-прикладного творчества народных умельцев «Город мастеров». Забегая вперёд, можно сказать, что потребность в сувенирной продукции этих умельцев испытывали и многие новочеркасцы, подошедшие вечером к началу официальной части праздника и большого праздничного концерта. Но к этому времени на площади остались лишь продавцы товаров фабричного производства, сопутствующих разного рода шоу, фестивалям и карнавалам.

В шесть часов пополудни от городского Дома культуры к месту соединения Московской улицы с Платовским проспектом, где находилась празднично украшенная сборно-разборная сцена из металлоконструкций, началось  шествие творческих коллективов города. Шествие это было нарядным и весьма пёстрым. Оно включало коллективы, состоящие не только из взрослых жителей Новочеркасска, но также из юношей, девушек и детей. Рябило в глазах от сценических костюмов всевозможной расцветки: от жёлтых до алых, от голубых до фиолетовых… Тут же присутствовало форменное обмундирование донцов различных эпох: синие армейские чекмени и алые гвардейские мундиры донских казачьих полков периода Отечественной войны 1812 года сменялись белыми гимнастёрками периода русско-японской войны 1905 года, а за ними шли  певцы и танцоры в полушерстяных гимнастёрках защитного цвета с нарукавными шевронами современного Войскового казачьего общества и с офицерскими погонами серебристого галуна.

Отдельной колонной следовала группа политехников – приверженцев и творцов произведений сатирических жанров. Возглавлял колонну доцент Александр Малашенко —  «общепризнанный городской мэтр шутейного дела», как величают его  друзья-политехники. Под своим «дурацким колпаком», увешанным миниатюрными колокольчиками, ему удалось собрать немало народа не только ценящего острое слово сатиры, но и обладающего чувством тонкого юмора. Участники шествия юмористов взяли за основу своей концепции автопробег героев произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок», как бы оживив их и несколько осовременив.

Между окончанием шествия и началом торжественной части с праздничным концертом образовался получасовой временной зазор, который заполнили мелодии в исполнении духового оркестра ЮРГТУ (НПИ). К этому времени уже началась акция «Ночь в музее», которая в приходящийся на 18 мая День музеев заключалась в предоставлении новочеркасцам возможности бесплатного  посещения Музея истории донского казачества, его отдела «Атаманский дворец» и домов-музеев художников М.Б. Грекова и И.И. Крылова всеми горожанами, пожелавшими ознакомиться с музейными экспозициями. Но многие новочеркасцы, помня о казусе с торжественным шествием воинов 9 мая, начавшемся гораздо раньше назначенного для него времени, так и не решались покинуть площадь до 19 часов, на которые было назначено начало официальной части Дня города. Так что в течение этого получаса для развлечения своего собственного и многих присутствовавших перед сценой по собственной инициативе вальсировала и приплясывала тройка казачьих пар, составленных из членов небольшого самодеятельного коллектива.

Официальной части предшествовала театрализованная картинка «Казачья столица», которая и была представлена всем собравшимся на площади ровно в 19 часов. Девушки и юноши с российскими и донскими триколорами прошествовали по сцене навстречу друг другу и замерли с ними по краям сцены. А между флагоносцами разместился хор, который и исполнил «вживую» гимн муниципального образования.  И неслись над площадью, например, такие слова:

«Новочеркасск – великий град!

Достойны мы тобой гордиться.

Казачьей вольницы столица…»

Невольно думалось: «О какой такой «вольнице» речь? Новочеркасск основали в начале XIX века. Не по желанию казаков, которых переселяли сюда в приказном порядке, а по Высочайшему (то есть императорскому) Указу. Некогда действительно не только вольное, но и однородное в своей массе казачество, к этому времени было уже окончательно превращено в военно-служивое сословие и разделено на дворян (офицеры и генералы) и простолюдинов (нижние чины). А донских атаманов ещё за восемь десятилетий до этого стали не избирать свободным  волеизъявлением собравшихся в казачий Круг донцов, а назначать. Тоже императорскими Указами, присылавшимися из имперского центра. Рядовые же донцы, по мнению царедворцев, должны были восторгаться  тем, что среди них теперь не только генералы, но и графы появились».

Так Новый Черкасск, в отличие от Черкасска старого, стал не центром некогда вольного Дона, а центром донской военной бюрократии. И теперь нам этим следует гордиться? Нет уж, увольте: в таком случае, предпочтительнее быть в рядах недостойных этого.

После нескольких концертных номеров, исполненных самодеятельными коллективами, приветственные слова собравшимся на площади новочеркасцам сказали не только представители различных ветвей городской власти Новочеркасска – глава Горадминистрации В.В. Киргинцев и председатель городской Думы В.Н. Лучкин, но и представители дружественных Новочеркасску городов из стран бывшего социалистического лагеря. К таковым относились прибывшие в наш город мэр Общины болгарского города Левски – Любка Александрова и председатель Думы сербского города Сремски Карловицы – Райко Маринкович. Интересно отметить, что Л. Александрова хоть и читала текст с листа, но по-русски (за что и была награждена бурными аплодисментами.)

Р. Маринкович же общался с новочеркасцами через девушку-переводчика (хотя речь самого выступавшего порою понять было даже проще, чем перевод этой речи.).

Затем началось награждение муниципальными знаками отличия новочеркасцев, проявивших себя в том либо ином виде деятельности. Двое из них – писатель Анатолий Вениаминович Калинин и генеральный директор НЭВЗа Сергей Фёдорович Подуст — стали Почётными гражданами Новочеркасска.

Так как А.В. Калинину звание Почётного гражданина нашего города было присвоено посмертно, то диплом «густовишнёвого цвета» (именно так назван цвет диплома в его описании), алая лента для ношения через левое плечо с золотистой надписью «Почётный гражданин г. Новочеркасска» и букет цветов были вручёны его дочери – Наталье Анатольевне. Аналогичные атрибуты Почётного гражданина нашего города вручили С.Ф. Подусту.

Остальным награждённым вручались поощрительные документы в виде вставленных в рамку грамот либо дипломов от исполнительной и представительской ветвей городской власти. Среди награждённых были представители трудовых коллективов, образовательных учреждений нашего города, муниципальные служащие. Поощрены были также представители имеющихся в Новочеркасске различных структурных подразделений полиции.  Было поощрено также  практически всё руководство Новочеркасского реестрового округа ВКО «ВВД», включая атаманов входящих в состав этого округа станиц.

Самодеятельные коллективы, среди которых имелись и носящие звание народных (среди таковых — казачий ансамбль «Любо», руководимый заслуженным деятелем искусств Ю.А. Хачатуряном), беспрерывно сменяли друг друга на празднично украшенной сцене.  Дважды палили в воздух холостыми зарядами стоявшие по углам сцены макеты гладкоствольных полевых пушек, окутывая сцену клубами дыма. А в это уже вечернее время завершалась акция «Ночь музеев». Оказалось, что с началом акции в тот же Атаманский дворец, который был к концертной площадке ближе других музейных объектов, посетителей набилось столько, что через два часа работы он стал уже не способен принимать новых желающих ознакомиться с размещёнными в нём экспозициями. Поэтому  дворец и вынужден был перейти на работу по принципу «Всех выпускать, но никого больше не впускать», тем самым досрочно завершив проводимую им акцию.

Убывая от сценической площадки в сторону Атаманского дворца, автор этих строк заметил анонсированного программой концерта артиста компании «Русский шансон» Александра Дадали. Певец прохаживался вдоль стоявшего позади сцены автобуса, держа в руках листы бумаги с  текстом, с которым он и знакомился. А при возвращении назад оказалось, что на сцене находится уже другой певец – артист московской эстрады Антон Арцев.

Антон был в вишнёвом камзоле, расшитом серебряной нитью. Он пел, аккомпанируя себе на электрогитаре. К этому времени темнота уже сгустилась настолько, что подсвечивавшие сцену прожектора слепили глаза зрителям и забивали своими лучами фигуру как самого певца, так и находившихся с ним на сцене нескольких девушек-танцовщиц. Так что зрителям, в сторону которых были направлены лучи прожекторов, видны были не фигуры артистов,  а некое подобие теней.

Исполнял Арцев не популярные песни, которые способны были подпевать ему зрители, а отрывки из произведений, которые ему приходилось исполнять во время участия в спектаклях «Три мушкетёра», «Норд-ост» и прочих, в которых он был задействован. Перед последним исполнением он сообщил зрителям, что после окончания его выступления последует салют. Так и случилось: как только стихли звуки последних аккордов, небо над центральной частью города расцвело всеми цветами радуги. И собравшаяся здесь публика сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее принялась покидать место проведения концерта. Из динамиков последовало ещё одно сообщение о том, что на фасаде собора сейчас будет воспроизведены анимационные изображения, поэтому желающие их видеть могут отправиться туда.

После этого сообщения всё смолкло. И потоки новочеркасцев направились в разные стороны: одни пошли по Платовскому проспекту в сторону собора; другие двинулись по улице Московской в сторону здания со шпилем. Первые кварталы и тем и другим представилась возможность преодолеть по проезжей части  этих транспортных магистралей. А дальнейший свой путь новочеркасцам всех возрастов пришлось продолжать уже по тесноватым для такого количества людей тротуарам. Этой пешей прогулкой и завершился для большинства новочеркасцев очередной День нашего города.

 Павел Чернов.