Сегодня:

В российском кинематографе всегда крайне востребована военная тематика. Ежегодно на наших экранах появляются десятки картин, посвященные событиям времен Великой Отечественной. Иногда эти новоделы оставляют очень неоднозначное впечатление… Художественный вымысел, как основа творческого процесса, вещь очень опасная, если речь идет о нашей истории.  Тем более, когда живы участники этих событий, и они способны дать материал не на один сценарий военного боевика. И такой сценарий может изобиловать такими ходами и поворотами, что «голливудская школа» просто отдыхает.

В нашем городе живет человек, жизнь которого не вместится даже в формат сериала. Фронтовой разведчик, участник Парада Победы — Михаил Яковлевич Наганев.

Наганев М.Я.

Наганев М.Я.

 ПБ: Сколько Вам было лет, когда началась война?

 — Мне было восемнадцать. Я, как и все советские люди, трудился, строил планы на будущее. Моя трудовая биография началась с 11 лет, после смерти отца. Мы жили в Казахстане, жили крестьянским трудом. Вся семья прошла через коллективизацию и раскулачивание. А кулаком тогда можно было стать, имея корову и десяток овец. В школе учился зимой, когда было свободное от работы время. А в остальные времена года работал в поле. Начинал с «должности» пастуха, был трактористом, по комсомольской путевке строил железную дорогу Акмолинск — Павлодар. А потом пришла война. Вместе со своими тремя товарищами пошли в военкомат и записались добровольцами на фронт.

 ПБ: В какие войска попали?

 — Сначала был связистом, потом артиллерийским разведчиком. Именно разведчики в артиллерии отвечали за корректировку огня по противнику. А потом меня перевели в бригадную разведку.

 ПБ: За линию фронта ходили?

 — А как же. Ходили в тыл к немцам, брали «языков». Помню, своего первого «языка» взял под Москвой в 41-м. Это был часовой, по комплекции больше меня в два раза. Но ничего, справился. Незаметно подкрался и оглушил, а дальше дело техники. Потом когда стали его допрашивать, оказалось, что это финн. Очень долго он удивлялся, узнав, что его скрутил 18-летний пацан. А в 42-м, на калужской земле, пришлось штурмом брать целый фашистский блиндаж. Помню, тогда мне удалось аккуратно «снять» часового и первым ворваться в блиндаж. Там было где-то с десяток солдат и офицер. На мой крик «Хенде хох» они все как один вскочили с поднятыми руками и возгласами «Гитлер капут».  Офицера скрутили. А в блиндаж две лимонки и бегом домой за линию фронта.

ПБ: А где еще пришлось воевать?

 — Воевал под Москвой, был на Курской битве и Сталинграде. Освобождал Белоруссию в 44-м. Там война для меня и закончилась после очередного ранения. По служебной лестнице прошел путь от рядового до фронтового старшины-разведчика Бобруйской бригады 2-го Белорусского фронта.

 ПБ: Сколько было ранений?

— Пять осколочных и два ножевых.

ПБ: Чем запомнился Сталинград и Курск?

 — Под Курском потерял шесть своих ребят-разведчиков. Шли в атаку на броне Т-34-ки. После прямого попадания в башню танка сдетонировал боекомплект. В живых остался я один. Мой старший брат был танкистом, четыре раза под Курском ходил на таран немецких танков. Был ранен. Вовремя не ампутировали ногу, началась гангрена. Не спасли. Посмертно присвоили звание Героя  Советского Союза.

А под Сталинградом сошелся в рукопашную один на один. Случилось это в п. Спартановка. В местной школе немцы организовали пункт корректировки артиллерийского огня. Мы получили приказ выбить их из школы. Я со штурмовой группой отправился выполнять. Сначала школу забросали гранатами, а потом уже мы ворвались в само здание. И вот на втором этаже мне попался один бойкий фашист. Сумел выбить автомат из рук. Я успел его схватить и вместе с ним выпрыгнуть в окно второго этажа. Так получилось, что внизу нас ждала огромная воронка глубиной с трехэтажный дом. Так и летели — я сверху, он подо мной. Приземление для немца оказалось неудачным. А я только ногу повредил. В общем — повезло.

ПБ: А что это за история была с похоронками?

 — Дважды приходили к моей маме. После Сталинграда и Курска.

ПБ: Получается, что старшина Наганев обманул смерть дважды?

 — Получается, так. Да я и сейчас не тороплюсь. Мне 91 год, а силы еще есть.

ПБ: А как попали на Парад Победы?

 — Туда отбирали самых лучших. Мне пришлось Парад пройти в составе конного дивизиона от Новочеркасского кавалерийского училища. Нас было 200 сабель. В Москву отправились за месяц. Репетировали каждый день на военном аэродроме по ночам. Старая рана у меня загноилась. Все скрывал, никому ни слова, чтоб, не дай бог, не отстранили от участия в Параде.

ПБ: Какие военные награды особенно памятны?

 —                   Конечно, три ордена «Отечественной войны», один первой степени и два второй. Орден «Красной звезды». Медаль «За Отвагу». Три медали «За боевые заслуги».

 ПБ: Как сложилась Ваша жизнь после войны?

 — До 1971 г. продолжал служить в вооруженных силах. После выхода на военную пенсию 20 лет работал в системе ЖКХ. На протяжении 40 лет занимаюсь общественной деятельностью с составе Совета ветеранов города. Каждый год участвую в «Уроках мужества», проводимых в городских школах.

Со второй женой Юлей живем уже 27 лет. На двоих у нас 5 детей (смеется).

ПБ: А чего бы Вам хотелось «с высоты прожитых лет»?

 — Чтоб не забывали. И не о деньгах или каких-либо льготах идет речь. Чтоб помнили о нас просто так, от души. И иногда говорили «спасибо».

 Комментарии ПБ: Руководство Регионального общественного движения «Центр семейной политики» выходит с инициативой о выдвижении Михаила Яковлевича Наганева на звание «Почетного гражданина г. Новочеркасска».