Сегодня: 20 апреля 9734, Вторник

«НЕ  НУЖЕН  НАМ  БЕРЕГ  ТУРЭ-Э-ЭЦКИЙ!!!»

 Время идет (почти полгода прошло со дня вступления в силу поправок к закону об НКО), а реестр иностранных агентов по-прежнему пуст. Отчетность требует жертв, и исполнительным прокурорам России-матушки прошлось вновь прочесать «много в ней лесов, полей и рек». И урожай был!

Иностранными агентами объявили Комитет солдатских матерей (г. Кострома),  общественную организацию, оказывающую помощь детям, больным  муковисцидозом (г. Истра Московской области), общество охотников и рыболовов (г. Киров), а теперь добрались  …  до журавлей! Прокуратура посчитала грант от Международного журавлиного фонда, полученный  Муравьевским парком, иностранным финансированием. С финансированием – ладно (нашим бюджетам не до журавлей в небе), а уж где правоохранителям политическая деятельность привиделась?

Муравьевский парк устойчивого развития — негосударственная организация, созданная известным орнитологом Сергеем Смиренским, который взял в аренду участок в пойме Амура, где гнездятся даурские журавли и дальневосточные аисты. Организация также занимается борьбой с пожарами, браконьерством, весенней бескормицей, организует детские лагеря и экологические праздники. «Удивляюсь, как иностранными агентами не признали самих журавлей. Они же регулярно общаются с зарубежьем, да еще и периодически оттуда кормятся», — прокомментировал сообщение в Интернете один из пользователей.

Ранее в прокурорские сети ловились «птицы» более крупные: в агенты они записали ассоциацию «Голос», правозащитную организацию «Агора» (Казань), петербургское общество «Мемориал»…

«Голос» попал в «шпиёны» за то, что он занимается организацией наблюдения за ходом выборов и отслеживает нарушения избирательного законодательства. Эту ассоциацию – первую! — успели уже даже оштрафовать: на 300 тыс. руб. – «Голос» и на 100 тыс. – его руководителя Лидию Шибаеву – за то, что отказались регистрироваться как иностранные агенты. «Чужих» денег у них, правда, не нашли: премию им. Андрея Сахарова, присужденную  «Голосу» норвежскими правозащитниками, ассоциация, не снимая со счета,  вернула в Хельсинки. Но это предпочли не заметить даже в суде. Зато заметили и сочли политической деятельностью «Голоса»  пропаганду принятия «принципиально нового законодательного акта» — Избирательного кодекса.

«Агора» не понравилась прокурорам Татарстана, видимо, тем, что оказывает безвозмездную юридическую помощь участникам массовых акций протеста, в том числе – по известному «Болотному делу»:  именно эту деятельность сочли политической.

Петербурский «Мемориал» поплатился за … цыган! И не только: правозащитный отчет «Цыгане, мигранты, активисты: жертвы полицейского произвола», поданный в ноябре 2012 года на сессию Комитета ООН против пыток, стал официальным основанием для преследования Антидискриминационного центра «Мемориал» как НКО – иностранного агента: в «принципах запрета применения пыток» усмотрены «призывы к противостоянию власти». Так и вспоминается шварцевский Дракон, избавивший свой народ от цыган: «Они — враги любой государственной системы… Цыгане нагло выступали против него в первые годы его власти».

В московский офис Transparency International предупреждение о том, что организация занимается политической деятельностью,  направил Минюст. По мнению чиновников, фонд участвует «в формировании общественного мнения о проводимой государственной политике в правоохранительной и других сферах», а также воздействует «на принятие органами государственной власти России решений, в том числе нормативно-правовых актов».

А знаете, за что прицепились к детям, больным  муковисцидозом – вернее, к общественной организации, которая им помогает? Где тут таилась политика? «В соответствии со своим Уставом одной из целей Организации является защита прав и законных интересов инвалидов — больных муковисцидозом в органах власти. Для реализации указанной цели Организация в соответствии с пунктом 2.2 Устава вправе выступать и инициативой по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления», — обосновывает свое решение надзорное ведомство.   Впрочем, это решение в силу своей дикости … нет, не отменено – стыдливо отозвано как направленное преждевременно: так пояснили прокуроры руководству организации. Словом, поживем – увидим: пока вы на крючке, а там время и придет…

Но вернемся к действительно пернатым. Говорят, журавлей Муравьевского парка прокурорам сдали браконьеры. Очень может быть, что эта «братва» (браконьеры, естественно) ополчилась на экологов повсеместно. И пошла плясать губерния – да не одна!

Представления или предостережения с требованиями зарегистрироваться иностранными агентами получили: Иркутская региональная общественная организация «Байкальская экологическая волна», Амурская областная общественная экологическая организация «АмурСоЭС», Челябинский региональный благотворительный фонд «За природу», Хабаровская краевая благотворительная общественная организация «Зелёный дом», Сибирский экологический центр (Новосибирск), РОО «СПОК» (Петрозаводск), Кольский экологический центр и Кольский центр охраны дикой природы (Мурманская область), Амурский экологический клуб «Улукиткан», Фонд «Феникс» (Владивосток), Общественная организация «Школа экологии души «Тенгри»» (Республика Алтай), Ассоциация ООПТ Республики Алтай, Центр экологического просвещения Республики Саха (Якутия) «Эйге» (Якутск). Эти данные приведены в официальном заявлении Гринпис России. Ссылаясь на действующее законодательство России, на Конституцию – прежде всего, Гринпис убедительно доказывает: к политической деятельности не относится деятельность в области защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества. А нет политики – даже если финансируют тебя из-за рубежа, ты – не иностранный агент!

В связи с этим, Гринпис России требует от Генеральной Прокуратуры РФ незамедлительно отозвать выданные предостережения (представления) о регистрации в качестве иностранных агентов общественных экологических организаций.  Гринпис также обращает внимание органов прокуратуры, «что рвение, с которым они занялись проверкой НКО, было бы неплохо употребить на борьбу c продолжающимся ростом экологических правонарушений, в том числе совершаемых органами власти и местного самоуправления».

 ЛЕВАЯ  РУКА,  ПРАВАЯ  НОГА…

Есть у нас гарант. Гарант Конституции Президент Путин. За ним мы как за каменной стеной, и НКО – тоже. 25 апреля в ходе «прямой линии» с гражданами России Владимир Владимирович прямо сказал: мол, приветствую работу НКО, даже оппозиционных, если их деятельность направлена на защиту интересов общества как в центре, так и на местах. «И в центре, и на местах много проявлений беспардонного отношения к людям, нарушений законодательства со стороны чиновников и властей. Власть сама на это реагирует слабо или вообще не реагирует. Поэтому для меня, как для гаранта Конституции, как для человека, который избран подавляющим большинством наших граждан, крайне важно знать, что же происходит на местах, и реагировать на это своевременно», — заявил Путин. При этом глава государства добавил, что участвующие в политических процессах НКО должны раскрывать источники своего финансирования.

Правозащитники удивились!

«Можно только приветствовать слова президента, только возникает вопрос, причем тут та огромная кампания, которую прокуратура ведет против НКО. Это что? Они не подчиняются президенту? То есть прокуратура взбунтовалась против президента? НКО, которые получают деньги из-за границы, абсолютно открыто публикуют свои источники, регулярно отчитываются перед Минюстом, перед налоговой инспекцией», — сказал РИА Новости лидер движения «За права человека» Лев Пономарев.

Член Совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов отметил:  «Если он (Путин) считает, что источники есть незаконные, что есть тайное финансирование, которое идет помимо счета, тогда надо возбуждать уголовные дела и привлекать к уголовной ответственности НКО. Но, вроде, таких пока сведений нет, поэтому это все лукавство и неправда».

Вообще, действительно, понять, что происходит, трудно. Как мы уже писали, генеральная прокуратура не явилась на заседание президентского Совета по правам человека, где обсуждали ситуацию с проверками НКО. И Президент надзорное ведомство даже не пожурил!

Известно, что автор поправок к закону об НКО в части появления статуса «иностранного агента» — депутат Госдумы Александр Сидякин («Единая Россия»), поддержанный позже всей фракцией однопартийцев. PublicPost взял у него интервью о том, насколько реализация закона об «иностранных агентах» соответствует замыслу законодателя.

— Сейчас прокуратура проверяет НКО. Вы довольны тем, как инициированный вами закон реализуется на практике? – спросили законотворца.

—  Я в своем первоначальном замысле практику проверок не планировал, — развел руками Сидякин. — Отдельно существует прокурорский надзор, в рамках которого проходят проверки, отдельно мой закон. Это два разных явления — законотворчество и правоприменение. Поэтому, честно говоря, прогнозировать то, как это будет развиваться? Я даже об этом не думал. Я знаю, что такой закон должен быть.

И – точка: закон принят, а после нас хоть потоп!

 ОДА  ВРАЖЬИМ  СИЛАМ

Такое ощущение, что Россия старательно наживает себе врагов. Хочется предостеречь ее от этого, хотя… Об этом ниже. А пока читаем многочисленные заявления недоумевающих иностранцев.

25-26 апреля в Берлине состоялась германо-российская конференция «Иностранные агенты» или «совместное гуманитарное пространство». Ее участники обсудили российский закон об иностранных агентах и прокурорские проверки НКО. Открывший конференцию министр иностранных дел Гидо Вестервелле подчеркнул, что официальный Берлин ожидает уважительного и честного отношения российских властей к неправительственным организациям и не готов мириться со все большими ограничениями гражданского общества в России.

28 апреля Верховный представитель Европейского Союза по иностранной политике Кэтрин Эштон заявила, что серьезно обеспокоена недавним решением о наложении штрафов на организацию гражданского общества «Голос» и ее директора г-жу Лилию Шибанову, а также требованием к «Голосу» зарегистрироваться в качестве  «иностранного агента». Деятельность «Голоса», направленная на обеспечение свободных и справедливых выборов, способствует выполнению Россией своих международных обязательств, в частности, в рамках Совета Европы и ОБСЕ.

Постановление суда подтверждает широкую обеспокоенность, как внутри, так и за пределами России, в связи с применением закона об «иностранных агентах».

«ЕС неоднократно выражал свою озабоченность по поводу растущего давления на гражданское общество, последних ограничительных актов в отношении НКО и масштабной проверки их деятельности. ЕС продолжит следить за развитием событий», — подчеркивается в заявлении.

Ранее массовые прокурорские проверки НКО осудили Международная Амнистия, Human Rights Watch, Комиссар Совета Европы, Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), ОБСЕ, Госдепартамент США, канцлер Германии Ангела Меркель.

30 апреля в Женеве министр юстиции РФ Александр Коновалов представил Совету по правам человека ООН национальный доклад о защите гражданских и политических свобод в России в рамках рассмотрения Универсального периодического обзора (УПО) в СПЧ. Членов совета не впечатлили заверения чиновника о совершенных «прорывах» страны в антикоррупционной борьбе и достижениях в правозащитной сфере. Всего во время рассмотрения российского доклада свои замечания высказали делегации более 100 (!) стран, было вынесено более 400 (!!!) рекомендаций. Наиболее критикуемыми темами стали давление на НКО при помощи закона, обязывающего их регистрироваться в качестве иностранных агентов. Об этом заявили представители Австралии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Швеции, Чехии, Японии. Соединенные Штаты рекомендовали отменить проводимые в России инспекции НКО и облегчить условия осуществления их финансирования.

Еще не был принят итоговый документ по докладу России, как Александр Коновалов заявил корреспонденту  ИТАР-ТАСС: Россия НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ Совета ООН по отмене, в частности, закона о некоммерческих организациях. «Нужно дать этим законам поработать, — сказал глава Минюста, — посмотреть, как они себя зарекомендуют, какова будет практика их применения и только потом делать выводы о том, приемлемы они или нет для того, чтобы гарантировать свободу самовыражения».

Сомневаюсь, что после такого ответа у России прибавится друзей в странах – членах ООН.

В апреле 1999 года автор, пользующийся псевдонимом «Африканец»,  сочинил «Трактат о врагах».  «Произошедшие с тех пор события, — пишет он сегодня, не дали повода усомниться в его верности; напротив, они могут обогатить его многими новыми примерами <…>. За это время стало еще более очевидно, что на успех могут рассчитывать только те политики, которые хорошо понимают важность наличия врагов и знают правила обращения с ними».

В завершение сегодняшнего материала – только одна цитата: «Что является самым важным для политика, что является его хлебом и вином, его топливом и окислителем, его солнцем и луной, его ресурсами и его козырями? Союзники, скажут одни. Спонсоры, скажут другие. Избиратели, скажут третьи. И ошибутся все. Союзники, избиратели и даже спонсоры – это факторы второго порядка. Все это будет, все это придет, если будет самое главное – враги. Враги! Вот что питает политика, вот что привлекает к нему, вот что дает ему силу и влияние. Будут враги – будут и друзья, это будут те, у которых они тоже враги. Общность врагов сплачивает прочнее, чем общность идей или интересов. Под хорошего врага можно получить кучу денег. На борьбу с хорошим врагом можно поднять и повести за собой народные массы.

Враг – дело тонкое. Вы думаете, это легко – найти врага? Фигушки. Это долгая и кропотливая работа. Врага надо найти или создать, его нужно лепить, воспитывать, растить, к нему надо относиться как к своему любимому детищу, как к делу своей жизни, как к капиталу, который можно оставить своим наследникам…».

Как говорится, без комментариев.

 Елена Надтока.

 (Продолжение темы – в следующем номере).