Сегодня: 19 апреля 3563, Пятница

Алексей Кобилев: Восстановление развития инженерно-технического образования в России – необходимое условие целостности промышленной политики.
Намеченный постиндустриальный рывок, итогом которого должна стать модернизация российской экономики, во многом связан с обучением инженеров нового поколения. Этим обусловлена необходимость формирования инновационной культуры общества, воспитания, прежде всего инженерно-технических и управленческих кадров, способных внедрять и использовать технологии нового поколения. Причем эта работа будет успешной, только если она приобретет системный характер.
ВТО требует международного признания профессионального уровня инженера
В начале «нулевых» Россия отметила 300-летие инженерного образования в стране.
Но еще в девяностые годы система инженерного образования начала
деградировать: зарплаты преподавателей упали, молодежь начала стремиться не в вуз, а в бизнес. Сегодня ситуация не лучше: кадры продолжают стареть, уровень обучения снижается. Без принятия комплексной программы промышленной политики техническое образование в стране будет утеряно, ему на смену придет некая имитация, не обеспечивающая способность к творческой деятельности. В этом случае Россия будет покупать за рубежом не только технику и технологии, но и
специалистов для работы с ними. У кого есть сегодня отечественный сотовый телефон? А телевизор? Мы все покупаем товары зарубежных производителей. То же самое относится к промышленному оборудованию. А люди,специалисты? Уже сегодня законодательно упрощен доступ иностранных ученых и высококвалифицированных
специалистов к трудоустройству или продолжению образования в России.
В наши дни кадровый голод привел к тому, что российские предприятия и
организации, испытывая нарастающий дефицит квалифицированных инженеров и профспециалистов, в том числе и в области высоких технологий, платят огромные средства, привлекая обученных работников из-за рубежа. Ведь определяющим фактором современного производства выступает технологическая культура, требующая четкого соблюдения заданных условий. Повышается уровень интеллектуализации труда, ответственность за результаты работы и принимаемые решения. Поэтому на рынке труда резко растет спрос на специалистов, обслуживающих сложное электронное оборудование, занимающихся конструированием
и маркетингом, имеющих навыки обращения с техническими средствами нового поколения. Растет и потребность в руководителях, умеющих организовать коллективный труд, планировать людские и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью. К тому же, членство в ВТО открывает для нашего бизнеса принципиально новые возможности. Главный плюс — стабильность правил торговли, прозрачность законодательства и административных процедур. Создаются и
лучшие условия для доступа на внешние рынки, поэтому компании могут
рассчитывать на развитие своих экспортных программ. Хотя для отдельных предприятий могут возникнуть и риски, связанные, прежде всего, со снижением тарифных и других барьеров при импорте, а это еще сильнее усилит кадровый голод в высококвалифицированных специалистах. Почему это происходит — не секрет. Одна из главных причин в том, что при формировании и выполнении образовательного заказа учебные заведения не учитывают конъюнктуру рынка труда и требования работодателей, а сами работодатели не выдвигают требования к профессии, не участвуют в разработке образовательных программ для подготовки специалистов. В итоге вузы оказываются не готовыми обеспечить выпускников профессиями, пользующимися спросом на рынке труда.
Дефицит квалифицированных инженеров, инвестиции в подготовку специалистов
Высшее образование сегодня становится массовым, но его качество падает. Подготовка абитуриентов ухудшается из-за снижения качества среднего
образования. Общий уровень абитуриентов снизился настолько, что даже
встает вопрос о необходимости включения русского языка в учебные планы.
Вот главные причины происходящего:слабая материально-техническая база
вузов и промышленных компаний, где будущие инженеры проходят произ-
водственные и технологические практики; слабая связь между вузовскими
кафедрами и передовыми промышленными предприятиями; устаревшие образовательные технологии, учебные планы и программы.
Уровень подготовки выпускников вузов продолжает стремительно ухудшаться не только по мнению работодателей, сами выпускники отмечают низкую полезность высшего образования.
Студенты, зачастую, стремятся получить диплом, получить некий статус и
не заботятся о качестве своих знаний.
В такой ситуации нужно рассчитывать только на эффективную подготовку инженерных кадров в рамках корпоративных систем непрерывного профессионального образования. Аналогичный тип учебно-производственной деятельности ранее существовал на государственном уровне и значительно способствовал эффективному обучению специалистов.Сегодня же, с одной стороны, предприятия высказывают нарекания, что выпускник не готов включаться в производственный процесс, поскольку не имеет рабочего опыта — следовательно, его нужно доучивать, а производитель не хочет тратить на это свои средства. И это естественным образом вызывает ряд претензий со стороны производственников к инженерному образованию.
С другой стороны, для получения студентами реального опыта необходима качественная система практик на предприятиях. Студент, проходя практику, должен быть не участником обзорной экскурсии, а иметь возможность получить реальные навыки. Эффективные связи между вузом и производством, системообразующие предприятия В этих условиях становится принципиально важным формирование в системе высшего образования новой генерации профессионалов для всех видов экономической деятельности, способных реализовать устойчивое и
динамическое развитие соответствующих производств, в том числе и на основе наукоемких технологий. Наиболее эффективным инструментом решения этой задачи представляется опережающая подготовка будущих квалифицированных специалистов.
Существующее техническое образование часто не соответствует требованиям работодателей и рынка труда по уровню квалификации специалистов.
Во многих российских вузах отсутствует действенная связь с промышленными предприятиями.
Уже в ближайшей перспективе должна быть создана эффективная система подготовки высококвалифицированных специалистов по цепочке:
вуз — производство — повышение квалификации — переподготовка. Только в
рамках такой системы можно решить проблему формирования кадрового потенциала для модернизации и инновационного развития экономики нашей страны. Необходима разработка и реализация федеральной целевой программы по совершенствованию и
модернизации инженерного образования и инженерного дела в России.
Причем ее эффективность целесообразно оценивать по простому критерию — специалист по уровню своей квалификации будет востребован в реальном секторе экономики. И именно — в России, а не за рубежом. А для этого потребуются различные виды мотивации инженерного труда.
Надо немедленно включать все механизмы повышения престижа инженерных профессий, в которых крайне нуждается промышленность, и другие
сегменты реального сектора экономики. Хотя ситуация уже и меняется
к лучшему, однако слишком велика брешь, пробитая в девяностых годах в рядах инженерного корпуса. А ведь именно на его плечи сегодня ложится основная тяжесть технологического переоснащения страны.
Сейчас средний возраст инженерно-технического состава в промышленности близок к 50 годам, а в некоторых отраслях его можно считать предпенсионным. Эти специалисты, как правило, работают с уходящими технологиями, тогда как молодежь идет в эту профессию не очень охотно. Да и те, кто ее получает в вузе, не всегда соответствуют требованиям производства,ведь за последние два десятка лет ухудшилось качество самого образования на всех его уровнях.
Необходимо самое тесное взаимодействие образовательных учреждений и работодателей, проведение производственной практики в тех организациях, куда придут молодые специалисты. Необходимы специальные меры по стимулированию вузов технической направленности. В частности, вузы, осуществляющие подготовку зарубежных студентов, должны получать соответствующие дотации от государ-
ства, которые можно направлять на приобретение современной техники,
развитие лабораторий и исследовательской инфраструктуры.
Еще более важно принять меры, решающие проблему в ее моральном и социальном аспекте. Когда общественная оценка труда инженеров, технологов и конструкторов будет соответствовать требованиям времени, то и учиться на эту специальность молодые люди пойдут охотно. Ощутимый приток свежих сил можно получить, развернув сеть учебно-инженерных центров в ключевых производственных регионах. Такой подход будет непосредственно способствовать удовлетворению потребностей
предприятий в инженерно-технических кадрах, необходимых для модернизации. Создание такой сложной системы просто невозможно без консолидированных усилий государства, институтов гражданского общества, деловых кругов, образовательных и научных учреждений. Для деловых кругов, как мне кажется, особый интерес должна представлять целевая подготовка кадров для своего бизнеса по системе «вуз –производство». Показателен, как первый шаг в этом направлении, пример новочеркасских электровозостроителей. Корпоративный учебный центр,
как масштабный проект, реализован ООО «ПК «НЭВЗ» в соответствии с 4-сторонним Соглашением между ЗАО «Трансмашхолдинг», Администрацией Ростовской области, Администрацией г.Новочеркасска и ООО «ПК «НЭВЗ» «О социально-экономическом сотрудничестве на 2006 год» от 29 марта 2006 года.
В рамках реализации политики управления и развития персонала заключены соглашения о сотрудничестве с высшими и средними учебными заведениями Ростовской области. Соглашения о научно-образовательном сотрудничестве заключены с Южно-Российским государственным техническим университетом (ЮРГТУ,
г.Новочеркасск), Донским государственным техническим университетом
(ДГТУ, г.Ростов-на-Дону), Ростовским государственным университетом путей
сообщения (РГУПС, г.Ростов-на-Дону), Южным федеральным университетом
(ЮФУ, г.Ростов-на-Дону), Московским международным институтом открытого
образования (МИОО).
Материальные и моральные инвестиции, вложенные в подготовку кадров, несомненно, окупаются последующими достижениями, как в конкретном бизнесе, так и в масштабах всей российской экономики. Активное участие предпринимательских кругов в формировании кадрового потенциала модернизации России приблизит
сроки осуществления стратегической задачи, от решения которой во многом
зависит место нашей страны в мировой системе.
Промышленная политика, новая индустриализация,развитие инновационного предпринимательства
Экономика, основанная на знаниях,становится инновационной, при этом
главным проводником инноваций призваны быть молодые специалисты – выпускники вузов. Пока же у нас намерения выйти на продекларированный инновационный путь наталкивается на самые серьезные преграды. Так, учитывая необходимость формирования инновационной инфраструктуры экономики, должна укрепляться,
прежде всего, законодательная база инновационной деятельности. Необходим федеральный закон «О технопарках», направленный на создание правовых условий для модернизации промышленно-производственной базыи учитывающий специфику технопарков как особых экономических зон либо набор мер для стимулирования компаний в области IT-технологий на региональном уровне, создающие благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства.
Для завершения работы по выработке концептуальных подходов и законодательному закреплению основнациональной промышленной политики необходимо принятие закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации». В 35
субъектах Федерации приняты соответствующие законы. Концепция федерального законопроекта была разработана ТПП России еще в 2007 году.
Проект, в частности, устанавливает правовые основы реализации государственной политики в сфере развития промышленности, регулирует отношения между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти РФ при формировании и реализации промышленной политики.
Техническая модернизация страны
В декабре 2011 года принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации, обозначено восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. В начале 2012 года приняты «Основы
политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на
период до 2020 года и дальнейшую перспективу», в которых стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий названо обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных нацио-
нальными научно-технологическими приоритетами. В рамках реализации этих программи стратегий заложены основы действующей национальной инновационной
системы, реализована система мер по развитию сектора исследований и разработок, формированию развитой инновационной инфраструктуры, образовательной среды, модернизации экономики на основе технологических
инноваций. Отработаны модели и механизмы организации государственно-
частного партнерства на всех основных этапах инновационного цикла.
За последние годы в законодательство о налогах и сборах внесен ряд
положений, стимулирующих компании в области выполнения НИОКР. Важнейшими мероприятиями по повышению координации и стимулированию взаимодействия различных секторов экономики с сектором исследований и разработок становятся Программы инновационного развития крупнейших российских предприятий.
В 2013 году затраты государственных компаний на инновации должны составить 1,5 трлн рублей. Это в 1,6 раза больше, чем в текущем году. Такие цифры озвучил Владимир Путин на одном из заседаний комиссии по высоким технологиям и инновациям. И подчеркнул, что важнейшую роль в инновационных процессах сыгра-
ют компании с госучастием, которые, впрочем, не должны подменять собой
частный бизнес.
Концептуальные проблемы инженерного образования для новых реалий
Как поднять престиж инженерного труда? За последние двадцать лет он
весомо упал, на инженерные специальности в вузы идет учиться всего
четыре процента медалистов. Причин тому много. На каком-то этапе инженеры оказались попросту не нужны экономике. Потом, по мере ее роста, такая потребность возникла. Но и сейчас найти достойно оплачиваемую работу
может лишь примерно третья часть выпускников.
Развернуть ситуацию можно, если людям будет интересно работать, возникнут крупные проекты, вырастет уровень материального благосостояния.
Следующая проблема — собственноготовность вузов выпустить достаточное количество хороших кадров. Затраты на подготовку инженеров выше, чем на обучение гуманитариев. Чтобы подготовка была качественной, они будут расти — с 78 тысяч в прошлом году до 112 тысяч в 2012 году. Средства изыщут за счет того, что в технических вузах за государственный счет будут меньше готовить «непрофильных» специалистов — экономистов и юристов. В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, о повышении гибкости образовательных программ, о преодолении ранней узкой специализации, о внедрении ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации.
Однако эти новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Часть системы профессионального образования остается закрытой от своих основных заказчиков. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций. Каким должен быть профессорско-преподавательский состав, главный ресурс образовательной системы? Как правило, он имеет мощный фундамент в своей области специализации.
Но очень трудно воспринимает необходимость кардинальных изменений в системе инженерного образования в целом (консерватизм образования). Дело в том, что ни один из полученных уровней инженерного образования не является его окончанием. Оно должно быть непрерывным, продолжаться в течение всей профессиональной деятельности. В равной мере этот тезис относится и к преподавательскому составу. Как оценивать и управлять качеством инженерного образования? Главный критерий оценки качества – это удовлетворение нужд потребителей в конечном продукте. Но это не означает, что оценка качества должна даваться на конечном этапе образовательного процесса. Она должна проводиться непрерывно. Необходимо учитывать не только уровень знаний, умений и навыков студентов и выпускников. На качество инженерного образования как системы оказывают сильное влияние как внешние, так и внутренние факторы. Задача повышения качества инженерного образования решается как правительствами, так и неправительственными организациями и вузами.
Еще одна реалия нынешней ситуации в том, что многим компаниям нужны специалисты с техническими знаниями не только для производства, но и для продажи и обслуживания их продукции. Но углубленные знания предмета должны быть дополнены определенными профессиональными навыками, например, в сфере реализации, управления, обучения. К примеру, большинство производителей оборудования на данный момент организуют систему послепродажного сервиса своей продукции. Ее сотрудники проходят специальный курс обучения специалистами компании-производителя.
И мы здесь опять сталкиваемся с необходимым и достаточным условием практического обучения специалиста, что возможно только при тесном сотрудничестве вуза с производством.
Казалось бы, для бизнеса не ново правило поиска специалистов – кто ищет, тот найдет. Но найти иголку в стоге сена очень сложно. И что делать, если ее там просто нет? Для этого нужно не прятать иголки, а заложить фундамент тесных взаимосвязей заказчика и исполнителя, производственного предприятия и образовательного учреждения.
Актуальные тенденции инженерного образования в России
По состоянию на конец 2010 года в России численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила 736.5 тыс. человек, из них численность исследователей – около 368.9 тыс. человек. Современная динамика научных кадров в России характеризуется уменьшением их численности, хотя темпы этого сокращения в последние годы снижаются. Наметившаяся в последние годы стабилизация состава научных кадров в России обусловлена, прежде всего, некоторым улучшением условий исследовательской деятельности (в частности, повышением оплаты труда); сокращением спроса на научные кадры в тех секторах, которые в начале 1990-х гг. активно подпитывались за счет науки (государственное управление, банковская, финансовая и страховая сферы); расширением мотивации у части научных работников к продолжению научной карьеры.
По абсолютным масштабам кадрового потенциала науки Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уступая лишь Китаю, США и Японии. Основными направлениями по его активизации сегодня являются повышение его качества, мотивация научны кадров, правильная постановка задач, что в конечном итоге сказывается на эффективности научной работы. В первую очередь необходимо пересмотреть методы и цели обученияинженеров. Ведь сегодня подготовка инженерных специалистов ориентирована на массовое индустриальное производство многолетней давности. Это никак не сочетается с задачами модернизации и инноваций в экономике. Программы в большинстве вузов требуют корректировки. Во многих высших учебных заведениях такая вещь, как студенческая практика, даже не является обязательной.
Одна из принципиальных задач нынче заключается в том, как закрепить на производстве талантливых специалистов. Сам бизнес прекрасно понимает, чем можно привлечь молодежь к работе инженерами. Нужно предоставить интересную работу, конкурентную зарплату и социальные гарантии. От того, как мы смотрим на мир, на самом деле очень много зависит. Думаем ли мы о возможностях — или обограничениях. Можно ли эту ситуацию поменять? Со спасительными рецептами всегда сложнее, чем с критикой. Но одно очевидно: эту ситуацию возможно поменять «технологически», приняв какие-то вспомогательные решения в комплексной программе промышленной политики.
Понятно, что главным регулятором спроса на профессии является рынок, и если действительно идут инновации в производство, если технологические знания требуются повсеместно, спрос и на инженерный труд будет. В современном мире инженерная деятельность – безусловно, интеллектуальный труд. Беда в том, что он в России столько лет был недооценен: ни в монетарном смысле — в виде заработной платы, ни в социальном — в виде престижа. А процесс реабилитации инженеров в общественном сознании – этопроцесс, который займет много времени. Представление, что у нас через год появится многомиллионная армия инженеров, да еще высокообразованных и высококомпетентных, неверно.
Сфера образования более инерционна, чем рынок труда. Поэтому, чтобы сформировать технический и технологический профиль будущих специалистов, понадобятся годы. Продвигать идею социального успеха инженера, конечно, нужно, но автоматически такие идеи общество не воспримет. А ускорение этому процессу опять же придаст грамотная комплексная программа промышленной политики.
Сегодня получившему крупный заказ предприятию некогда тратить время на переподготовку специалистов – выпускников вуза. Ему немедленно необходимы квалифицированные сотрудники. Поэтому университет должен открывать свои ресурсные центры непосредственно на промышленных предприятиях региона. Ведь инженер без собственной лаборатории – как хирург без операционной. Проблема в том, что многие предприятия пока не готовы выступать в качестве инвесторов. Но, не вкладывая ни копейки в образование, не стоит сетовать на то, что грамотных инженеров днем с огнем не найти. Если мы не будем думать о будущем, у нас его не будет. Наверное, для движения впередчто-то должно качнуться – может быть, должна накопиться критическая масса предприятий, неудовлетворенных качеством подготовки своих сотрудников.
В последние годы во всем мире наблюдается бум в области подготовки инженерных кадров — открываются новые инженерные вузы, расширяются инженерные факультеты, во все больших масштабах «покупаются» инженеры за рубежом. Рассуждая о направлениях подготовки, следует сделать вывод об острой необходимости подготовки инженеров в области высоких, прежде всего информационных технологий. Необходимо провести изменения в структуре подготовки инженеров: существенно увеличить масштабы выпуска инженеров в области высоких технологий и наукоемких производств.
Безусловно, в новых экономических условиях для усиления роли технических вузов как центров роста инновационной активности в регионах Росси необходимо формирование учебно-научно-инновационных холдингов, которые призваны обеспечить интеграцию вузов с реальным сектором экономики для решения социально-экономических проблем регионов и реализации федеральных, целевых и отраслевых программ. А инновационная модель развития предполагает создание на базе вузов многообразных инновационных структур: технопарков; наукоградов; учебно-инновационных комплексов; инновационных учебно-научно-производственных комплексов и других организационных инновационных структур. Формирование организационных структур инновационного типа способствует реализации положительных эффектов как для вузов, так и для инновационных предприятий, органов местного самоуправления и органов власти регионального уровня.
Сохранить традиции российской инженерной школы, лучшего, что накоплено в ней, и на этой основе развивать и совершенствовать инженерное образование — главная задача сегодня.
Выдержки из материалов А.Г. Кобилева, заслуженного экономиста России, доктора экономических наук, ранее опубликованных u1074 в «Российской газете» от 24.10. 2012 г. № 245 (5918).
row['name']