Сегодня: 19 апреля 7090, Суббота

Первую неделю декабря депутат городской Думы Александр Андрющенко провёл в Голландии. Но не в качестве депутата, а как директор детской футбольной школы «МИТОС». Чем удивила чужбина и что из зарубежного опыта будет применяться в Новочеркасске – об этом он рассказал в эксклюзивном интервью для «В».

— Александр Александрович, с какой целью Вы отправились в Голландию?
— Чтобы правильно организовать работу собственной футбольной школы, необходимо налаживать международные контакты, наблюдать за развитием футбола и его инфраструктуры в разных странах. Нужно перенимать опыт у лучших. У таких, как футбольный клуб «Аякс».
— Почему именно «Аякс»?
— Голландия – это кузница футбольных кадров. Только тренеры Гус Хиддинк и Дик Адвокат чего стоят! «Аякс» — самый титулованный клуб этой страны. Основанный в 1900 году, он 30 раз становился чемпионом Нидерландов, 18-кратным обладателем Кубка и 7-кратным – Суперкубка Нидерландов. Это внутренние достижения. В мировом футболе «Аякс» является одним из четырёх обладателей так называемого футбольного «Большого шлема» — победителей Кубка или Лиги чемпионов, Кубка Кубков и Кубка УЕФА. Также «Аякс» является одной из пяти европейских команд, которые заслужили право на постоянное сохранение у себя Кубка европейских чемпионов, который клуб завоёвывал 3 раза подряд в период с 1971 по 1973 год. Ну а детская футбольная школа «Аякс» считается признанным во всём мире лидером по организации образовательного процесса.
— Кто это определил? В чём выражается это лидерство?
— Выпускники молодёжной академии «Аякса» — футболисты международного уровня. Только один или два выпускника в год попадают в основную команду «Аякса», остальных разбирают европейские топ-клубы. В 1995 году команда, собранная из собственных воспитанников, выиграла Лигу Чемпионов, сборная Нидерландов также практически полностью состоит из игроков «Аякса». У академии «Аякса» есть своя разветвлённая система поиска талантов, которой способствует тесное сотрудничество со многими клубами мира, среди которых китайский «Пекин Гоань», южноафриканский «Аякс Кейптаун» и другие.
— Можно ли говорить о том, что футбольный клуб «МИТОС» теперь также сотрудничает с «Аяксом»?
— Не совсем так. «Аякс» с удовольствием делится своим опытом с другими клубами, у них есть своя программа знакомства. Я был в составе российской группы, куда вошли представители самых разных клубов России – от второго дивизиона до премьер-лиги. Были здесь и управленцы, и детские тренеры. В течение недели мы посещали лекции, побывали и на тренировках, и на матчах. Увидели всю «кухню» подготовки футболистов.
— И эта «кухня» принципиально отличается от нашей?
— Да. Отличается очень сильно. Но ведь нам рассказывали идеальную схему. А как мы её переймём, как приспособим под наши условия – другой вопрос. Не могу сказать, что я узнал что-то сверхновое. Но у лидеров всегда есть чему поучиться. Так что я сверил правильность своих взглядов и убедился в том, что люди уже воплотили в жизнь эту модель, у них это получилось, значит, и у нас получится. Конечно, просто скопировать голландский опыт и перенести его на наших детей – не получится. Нужно учитывать наш менталитет, наши традиции, наши финансовые возможности, наконец. Есть над чем подумать.
— А что такого особенного в их методиках?
— У них есть единый образовательный стандарт в футбольной школе. У нас каждый тренер вынужден изобретать велосипед, и от личности тренера в основном зависит, что вырастет из ребёнка. А у них тренер должен просто обладать элементарными игровыми навыками, чтобы показать, как обращаться с мячом, и владеть методикой. Ему не надо выдумывать, ему надо давать определённые знания по утверждённой программе, по учебнику. А за тем, чтобы он это делал правильно, следит старший тренер. Явно прослеживается преемственность, футболисты всех возрастов учатся по одной программе. И что ещё более удивительно – играют по одной и той же схеме!
— Что это значит?
— Центральный стиль игры в клубе — 4-3-3. Уже более 50 лет «Аякс» играет по этой схеме. Схема игры – что-то вроде внутренней философии тренера. И под эту схему в «Аяксе» набраны все игроки. За каждым жёстко закреплено его место на поле. И совершенно идентично, по этой же схеме, подобраны игроки в молодёжной команде, и далее — во всех возрастах в школе. С 7 до 10 лет малыши играют 5 на 5, тут к ним ещё присматриваются. А с 10 лет их расставили на поле – и вперёд, оттачивать мастерство в конкретном амплуа и на конкретном месте. Они гордятся своей приверженностью схеме, по которой они играют.
— А где же простор для творчества?
— Они считают, что именно их система наиболее эффективно позволяет самосовершенствоваться, оттачивать индивидуальное мастерство. Заметьте: «Аякс» на протяжении многих лет сохраняет свой узнаваемый стиль игры: наступательный, творческий, быстрый. Они сознательно пришли к тому, что обязанности распределены очень жёстко. Селекционер не вмешивается в тренировочный процесс, тренер не вникает в финансовую часть, а защитник не побежит на позицию нападающего, даже если это будет 100% гол. Каждый должен делать своё дело. Для игрока простор для творчества – в пределах его позиции. Об этом, кстати, я говорил с Дмитрием Булыкиным.
— А сами игроки согласны с этим?
— Те, кто воспитан по этой системе, – да. А вот иностранцам приходится привыкать. Один из немногочисленных легионеров «Аякса», нападающий Дмитрий Булыкин – тому пример. На тренировке «Аякса» мы побывали за два дня до матча Лиги чемпионов (с мадридским «Реалом»), и там удалось пообщаться с Димой. Кстати, буквально на прошлой неделе Булыкин был признан Лучшим российским футболистом, выступающим за рубежом. И это при том, что Аршавин постоянно на слуху, а о Булыкине зачастую высказываются как-то пренебрежительно – мол, он сидит на скамейке, его выпускают на 10 минут в конце матча, и всё, грош цена такому футболисту. Вот тут и нужно повнимательнее присмотреться к жёсткой «должностной инструкции» «Аякса».
Как нам объяснил селекционер, когда клуб приглашал Булыкина, искали игрока с чётко определёнными характеристиками: нападающий, на добивание, на последние 15 минут игры. У нас запасной – это именно запасной, это дублёр основного игрока. Вдруг сломается, вдруг устанет, вдруг «горчичников» наполучает… У них – не так. Просто «запасных» игроков в клубе нет. У каждого игрока – чётко определённая задача, и под неё он выпускается на поле. Дима рассказал: в российской команде тренер может сказать тебе — иди, разминайся, а потом не выпустить на поле, если ему не понравилось, как ты разминался. А здесь – если тренер сказал «разминайся», значит, ровно через 10 минут ты выйдешь на поле. На матче с «Реалом» я в этом убедился своими глазами: за 25 минут до конца матча трибуны начали требовать Булыкина, в это же время тренер дал ему команду разминаться, и ровно за 15 минут до конца он вышел на поле. Гол, правда, не забил, но момент удачный сумел создать.
— Легионеров в основной команде немного. А собственных воспитанников?
— «Чистых» воспитанников школы – которые в 7 лет поступили и доросли до премьер-лиги – всего пара человек в команде за всю историю «Аякса».
— А где же остальные?
— Ребёнок, который хотя бы полгода отучился в школе «Аякса», будет с распростёртыми объятиями принят в любой другой футбольной школе. А тех, кто постарше, с удовольствием примут в командах других стран. Голландцы становятся легионерами, потому что играть в «Аяксе» — патриотично и престижно, а за рубежом – денежно. Сегодня в клубах уровня премьер-лиги в разных странах играют порядка 200 голландцев, и это ценные, высокооплачиваемые футбольные кадры. Да и в самих Нидерландах кому-то играть надо – только в премьер-лиге у них 18 команд!
— Не многовато ли команд для такой маленькой страны?
— Население Голландии — 16 миллионов человек. Размеры страны — 200 на 300 километров. А футбольных клубов – 3 200! Это потрясающее количество. У нас в России даже близко нет такой цифры. Но они не считают, что это много, и продолжают развивать футбол.
— Такая национальная идея?
— В голландских общеобразовательных школах нет физкультуры. Спортом дети занимаются в спортшколах. Да, футбол — спорт номер один, на уровне национальной идеи. Но и других секций хватает, внимание уделяется развитию всех видов спорта. Чтобы дети не сидели за компьютерами, а занимались спортом, понизили возраст для учеников футбольных школ. Теперь набирают с 7 лет. Наличие таланта не важно, главное, чтобы ребёнок занимался. Тех, у кого есть данные, собирают в более сильную группу в параллели, а дальше у них есть вполне реальный шанс попасть в главную футбольную школу страны: «Аяксовские» селекционеры отсматривают ребят и на турнирах, и в футбольных школах.
— А по карману ли родителям талантливого ребёнка обучение в главной футбольной школе страны?
— Оплата – это членские взносы. Около 100 евро в месяц. При зарплате в 2000 евро такие взносы могут «потянуть» большинство голландских семей. При этом клуб предоставляет полную экипировку, поля, тренеров, участие в соревнованиях, питание. По-настоящему талантливых детей могут и освободить от взносов. С 14 лет, когда ребёнка уже «сажают» на контракт, сумма зарплаты и сумма взносов могут выходить на ноль. Взрослые тоже платят взносы, но по сравнению с зарплатой это незначительная сумма.
— Вы назвали участие в соревнованиях, питание. А проживание? За свой счёт?
— Футбольные школы не работают по типу интернатов. Дети живут дома. В Голландии стараются не отрывать ребёнка от семьи, семья важнее спортивных результатов. С утра ребёнок отучился в обычной школе, после обеда автобус забирает его в футбольную школу. Если говорить конкретно о школе «Аякса», то стараются брать детей, проживающих не далее 50 километров от Амстердама. Если ребёнок живёт дальше, но очень талантлив, его берут вместе с родителями, помогают организовать переезд. Но это, как правило, если ребёнок уже старше 14 лет и совершенно определённо собирается связать свою жизнь с футболом. Голландия – небольшая страна, и везде есть спортшколы шаговой доступности. В каждом городе есть поля и с искусственным покрытием, и с натуральным. Все они в идеальном состоянии. Поля принадлежат муниципалитетам, клубы берут их в аренду у города.
— Кстати о полях и связанной с ними проблемой. Перед отъездом Вы говорили о том, что у футбольной школы «МИТОС» есть реальный шанс участвовать в программе обмена с голландскими футбольными школами, но камень преткновения – отсутствие цивилизованного футбольного поля. Есть позитивные сдвиги в этом направлении?
— Да, есть. Один ирландский и несколько голландских футбольных клубов озвучили готовность обмена опытом. Они могут к нам приехать уже в августе. Конечно, для нас не столько интересно привезти к нам голландских мальчишек, сколько отправить в Голландию или Ирландию наших. Чтобы они прочувствовали другое видение футбола. Чтобы на себе испытали другую футбольную школу, подход других тренеров, другие методики.
— То есть озвученная Вами ранее проблема с полем уже решена?
— Нет, не решена. Теоретическая договорённость есть, но на практике принять гостей мы пока не можем. Однако я по натуре оптимист и надеюсь, что решение одной проблемы, которая по сути и не проблема вовсе, не может тянуться годами. И, возможно, к августу 2012 года детская футбольная школа «МИТОС» всё-таки получит положительную резолюцию мэра на заявлении с просьбой выделить участок под строительство футбольного поля со всепогодным покрытием.
row['name']