Сегодня: 20 апреля 8750, Четверг

Школа, где незрячих учат «видеть» мир

Одна из самых сложных сфер деятельности — педагогика. Трудно, очень трудно учить и воспитывать подрастающее поколение, но ещё тяжелее учить необычных детей, детей нестандартных. Например, ребят, почти или полностью лишённых зрения. Как объяснить такому ученику устройство мира, что такое «голубое небо», «яркое солнце», «безбрежный простор морской глади», если перед его взором всегда лишь тьма? И ведь учат, воспитывают, дают прочные знания в рамках средней школы, выводят в жизнь. Такое во многом уникальное учебное заведение есть и в нашем городе. Это школа-интернат для слепых и слабовидящих детей № 33, расположенная в дачном массиве по пути на поселок Ключевой.

Учёба, воспитание, обучение
Здание 33-й школы было построено в начале шестидесятых годов прошлого века. В советское время подобные учебные заведения возводились по типовым проектам, чтобы их незрячие ученики, в случае перевода из одной школы в другую, быстрее адаптировались к новому учебному заведению. Сейчас в интернате учатся и живут 95 ребят, 60 из них полностью лишены зрения, остальные — с его серьёзными нарушениями. Помимо обычной образовательной программы — математики, физики, химии, русского языка, литературы и других предметов, которые здесь изучают в течение двенадцатилетнего курса, – в школе преподаются предметы специальной коррекционной программы. Объём знаний, получаемый ребятами в её рамках, соперничает по объёму с общеобразовательными дисциплинами, но он просто необходим выпускникам школы в их будущей самостоятельной жизни. Слепых детей учат ориентироваться в пространстве, учат общению с другими людьми. Учеников 33-й школы обучают технике массажа, плетению из лозы. С ребятами занимаются музыкой в объёме начального музыкального образования (вокал, баян, фортепиано). По окончании школы некоторые особо одарённые её выпускники поступают в специализированное музыкальное училище в Курске. Другие, после учебы в Кисловодском медицинском колледже, начинают зарабатывать себе на жизнь лечебным массажем, кто-то делает очень красивые вещи из лозы.
Итогом занятий по ориентированию в пространстве является путешествие по сложному маршруту на общественном транспорте в город, с посещением, например, аптеки и возвращение в исходную точку. На протяжении всего маршрута за незрячим учеником, ощупывающим путь тростью, следует его учитель, чтобы в случае крайней необходимости немедленно прийти своему питомцу на помощь. И если помощь ученику не понадобилась, если учитель не обнаружил своего присутствия, значит, экзамен сдан.
Помимо этого, школьников учат домоводству и поварскому искусству. Здесь в почёте прикладное творчество. Спортом ученики 33-й школы тоже с удовольствием занимаются.
Конечно, не сами по себе эти дети осваивают непростые навыки и знания. Им помогает уникальный педагогический коллектив школы во главе с её директором.

Мир наощупь
— Четвёртого декабря исполнилось ровно тридцать лет, как я пришёл сюда работать, — говорит директор этого учебного заведения Михаил Мухаев.
Михаил Петрович — отличник просвещения СССР, отличник народного образования, награжден знаком «За заслуги перед ВОС III степени». В прошлом году он участвовал во Всероссийском конкурсе «Директор школы — 2010» и стал его призёром, заняв 4-е место. На конкурсе он был единственным директором коррекционной школы.
В своё время М.П. Мухаев окончил пединститут, став учителем русского языка и литературы. Позже обучался на отделении тифлопедагогики Ленинградского педагогического института имени Герцена. Там ему пришлось освоить точечное письмо по системе Брайля, которым пользуются его лишённые зрения ученики. Говорят, что у незрячих «глаза — на кончиках пальцев». И это во многом верно. Слепые дети получают информацию, используя, прежде всего, осязание, слух, ориентируются и по запаху. Методика преподавания и воспитания в школе построена, учитывая именно эти особенности её учеников.
Михаил Петрович, вспомнив всё, чему его учили на отделении тифлопедагогики, всё, что он познал в процессе преподавательской практики, создал свою авторскую программу обучения и воспитания незрячих детей, которая была столь высоко оценена на конкурсе.
— К каждому ученику нужен особый подход, — говорит он, — учитель должен чувствовать его состояние — и физическое, и психологическое. Необходимо следить за вниманием учеников. Монотонное изложение материала у нас недопустимо. Как только видишь, что внимание уходит, сразу надо чем-то его привлечь. Скуке на наших уроках не место.
Выпускники 33-й школы успешно сдают ЕГЭ и поступают в вузы на гуманитарные и технические специальности.

Спасибо шефам!
Школа оснащена на зависть многим общеобразовательным учебным заведениям. В её арсенале много специальных пособий и учебной техники. К примеру, в кабинете информатики установлены необычные компьютеры для незрячих, где стандартная клавиатура дублируется устройством с брайлевским шрифтом, а система голосом комментирует происходящее на мониторе. Несколько интерактивных досок, проекторы, с помощью которых демонстрируется учебный материал. Незрячие ученики слушают, слабовидящие — в меру своих возможностей — смотрят. Многое из оборудования школы — это подарки от его шефов или выпускников.
— Нам помогают многие организации — ВТБ банк, Икея-Ростов, — говорит М.П. Мухаев. — Особая благодарность — директору ООО «АКТИС» Владимиру Кимовичу Базияну за его помощь.
Один из бывших учеников Михаила Петровича, успешный московский бизнесмен Хамзат Кутаев (полностью слепой) подарил школе две интерактивные доски. Он может себе это позволить и рад помочь школе.

Руками — трогать!
Недавно школа получила поистине царский подарок. Ростовский зоопарк, при содействии министерства образования Ростовской области, подарил ей более сотни великолепно исполненных чучел разных животных и птиц. Их сначала расставили по разным классам, но потом директор решил собрать их в один кабинет биологии, где его ученики могли бы знакомиться с представителями разной экзотической фауны. Одно дело слушать рассказ о том или ином животном, изучать его рельефное изображение, и совсем другие впечатления дети получают от того, что могут ощупать, например, чучело обезьяны, змеи или леопарда.
— У бабушки в деревне я гладил кошку, собаку, коз, — говорит Саша Дужанов, — но таких животных, как в этом кабинете, конечно, я никогда не трогал. Мне это очень интересно.
С Сашей полностью согласны его одноклассницы — Маша Тищенко и Оксана Шилова: «Здесь можно узнать, какие у животных лапы, какая шерсть, какой клюв и перья у разных птиц. Нам очень нравится заниматься в этом кабинете».
Ученики 33-й школы, так же, как и их сверстники из обычных школ, шалят, старшеклассники тайком покуривают. Здешние воспитанники ссорятся и мирятся, влюбляются и конфликтуют. Но есть и нечто, отличающее учеников 33-й школы от обычных детей. Здесь само собой разумеющейся нормой является взаимопомощь. Кто хоть как-то может пользоваться зрением, помогает своим полностью слепым товарищам. В 33-й школе особая атмосфера доброты, здесь по-настоящему уютно, не чувствуется никакой казёнщины, и это трудно не заметить: ты переступил порог большого, теплого, чистого дома, где живёт очень большая семья.
row['name']