Сегодня: 20 апреля 8825, Воскресенье

Из первых уст

Признаюсь честно: мне давно хотелось взять интервью у Овчарова. Мне не раз приходилось общаться с Павлом Михайловичем, но поводом был не журналистский интерес, а разные хозяйственные и экономические вопросы. И мне очень нравилось, как он их решал: вникая вглубь и никогда – поверхностно. Совещания у него проходили быстро и с результатом. И общаться он был готов (и общался!) и с политическими оппонентами, и с закоренелыми противниками, и, наверное, даже с чертом-дьяволом – если «пользы дела для». Мог пошутить, посмеяться, а мог быть резким, решительным, требовательным.
Сегодня я решила взять интервью у Павла Михайловича, прежде всего, потому, что вопросы, которые чаще всего задают наши читатели, в его компетенции. Они и составили основу нашего разговора.

— Павел Михайлович! Напомните, пожалуйста, какие вопросы вы курируете.
— Образование, здравоохранение, вопросы социальной поддержки населения, социально-трудовых отношений и ряд других. Кроме того, поскольку у нас нет должности первого заместителя главы администрации, я контролирую вопросы бюджета. Также я, в соответствии со своей должностной инструкцией, исполняю обязанности мэра города в период его отсутствия – вот как сейчас, когда Анатолий Иванович Кондратенко в отпуске.
— Начнем с образования. Читатели постоянно интересуются, как обстоят дела с ремонтом школы № 2. Что сегодня на этом объекте?
— Напомню: 2-я школа в октябре прошлого года признана аварийной, дети распределены по другим учебным заведениям. Сразу мы начали работать над тем, чтобы в области нам помогли с финансированием капитального ремонта. Мы несколько раз выезжали с документами в министерство образования, обращались к губернатору. И добились своего: школа № 2 была включена в список аварийных объектов вместе с 65-м и 31-м садиками. А это, в свою очередь, дает возможность получить помощь области в виде денежных средств на капитальный ремонт. В местном бюджете 2011 года было запланировано 12 млн на ремонт этой школы. Совместно с Думой мы решили, что будем ремонтировать в течение двух лет – 2011-2012 годы. Разыграли аукцион, его выиграла ростовская фирма «Злата», заключили контракт и начали работать. И область нам помогла – выделила 5 млн рублей на условиях софинансирования: 3 млн. 870 тыс. из областного бюджета, 25% — 1 млн. 130 тыс. из местного.
Мы надеялись на областной бюджет и в 2012 году, но, как оказалось, область почему-то ремонт 2-й школы запланировала на … 2013 год. И это несмотря на то, что мы пять или шесть писем писали депутатам Законодательного собрания Ростовской области: Лукьянову, Акулович, Бессонову, писали Гуськову, когда он еще был министром образования, и потом, когда он стал замгубернатора. И к губернатору обращались: перенесите финансирование с 2013 года на 2012 год, ведь мы связаны контрактом с подрядчиками – на 2011-2012 годы. Увы, этого не сделано. Поэтому на 2012 год мы запланировали средства на завершение капитального ремонта в местном бюджете.
— Как идет ремонт?
— Строительная фирма «Злата» (Ростов-на-Дону) приступила к работам, поменяла почти все окна на всех трех этажах здания. Дело идет трудно, возникает много проблем. «Злата», возможно, переценила свои силы, ведь она ремонтирует у нас сразу три объекта (кроме школы № 2, это детский сад № 65 и гинекологический корпус горбольницы № 1). Они все законно выиграли на электронных торгах. Торги принесли нам экономию – 24 млн. рублей, и мы под эти деньги проектируем сейчас капитальный ремонт детской поликлиники 2-й горбольницы на улице Гвардейской. В 2012 году начнем здесь ремонт.
— Расскажите, пожалуйста, об обстановке в школе № 20. Столько было радости, когда, ее, наконец, сдали, и неприятно и горько, что там случилось ЧП…
— Действительно, в начале учебного года в этой школе произошло два неприятных инцидента. Слава Богу, дети серьезно не пострадали. Один раз обрушилась штукатурка под подвесным потолком «Армстронг» в пристройке к зданию школы, кусок штукатурки ударил ребенка по голове. Здесь вина проектировщиков, хотя строители и наш технадзор (Департамента по строительству) тоже хороши. Они видели, что штукатурка под «Армстронгом» не демонтируется. Здание между тем старинное, 19-го века постройки. Надо было по ходу дела вносить изменения в проект, демонтировать штукатурку и потом закреплять. А так они через штукатурку длинными саморезами крепили светильники, а там не видно, куда: где в дранку попало, где вообще в воздух… Начальник отдела департамента Городничая получила за такой контроль выговор.
2-й случай произошел уже в основном здании. Светильник соскочил с креплений, завис на проводах, плафон упал и тоже ударил ребенка.
Чтобы подобное не повторилось, мы полностью демонтировали потолок «Армстронг» в пристройке (примерно 440 кв. м). Демонтировали штукатурку и восстановили потолок. Сейчас там уже закончены все работы, можно заводить детей. Но там есть другая проблема, к сожалению, не устранимая. Это — развитие грибка на первом этаже. Зданию 150 лет, это бывшая мельница. Видимо, гидроизоляция ослабла. Поэтому там дети будут только временно находиться, на определенных уроках – буквально 4 часа в неделю. А верхний, 2-й этаж – там сухо, тепло, светло, нормальные условия, там ребята будут заниматься, как положено.
Что касается основного здания, то все светильники перебрали (их более двухсот штук), установили дополнительные крепления. Строительная фирма все сделала по гарантии, они не отказывались; они тоже очень переживают вместе с нами.
Вообще считаю, что ремонт выполнен на 4 с минусом или на 3 с плюсом. Надо сказать, что в основе был очень слабый проект. Но и от него умудрились отойти, например, когда еще в 2009 году выполняли работы по кровле. В результате пришлось проходить повторную экспертизу, на чем мы потеряли 4 месяца. И все-таки результат радует. Великолепный спортзал! Привели в порядок двор, демонтировали заброшенный тир, выпилили порядка 50-ти старых засохших деревьев, засеяли газон, получились хорошие аллейки – там сейчас мамочки с колясками гуляют. Как бы то ни было, школу сдали, хоть и с проблемами, и это приятно.
— Проблем с родителями нет? Я имею в виду их отношение к травмированию детей?
— Родители, в основном, нас поняли. Правда, появилась некая инициативная группа, подзуживаемая отдельными депутатами, предлагавшая детей из этой школы забрать и перевести в другую. Сначала за ними несколько человек потянулось, но потом, в конечном счете, ушли в 15-ю школу только двое. Дети пострадали, это очень неприятно, но спекулировать на этом не надо никому.
— Одна из самых «болевых точек» — детские сады. Что удалось сделать? Каковы перспективы?
— За 2 года мы открыли 13 групп полного дня, около 20-ти групп кратковременного пребывания. Всего мы увеличили охват детей на 563 места — в разных районах, но в основном – в бывшем Промышленном районе. В 90-е годы наиболее пострадал Первомайский район – садики закрывались, продавались, передавали – под квартиры, под офисы, под суд (один из лучших садиков!). Мы проинвентаризировали состояние действующих садиков и увидели во многих просто брошенные помещения, нуждающиеся в ремонте. Где-то текли мягкие кровли, облупились стены, пришли в негодность полы. Надо было капитально ремонтировать, покупать инвентарь, искать средства на зарплату персоналу, то есть решать оргвопросы. Это много лет не делалось. Мы потратили около нескольких миллионов рублей на ремонты, закупили мебель. Игрушки, в основном, приобретены за счет средств родителей. На сегодня использование имеющихся площадей уже исчерпано. Но есть другие пути. Многие сады можно вернуть в сеть. Вот, например, бывший 34-й сад на ул. Гвардейской в Соцгороде. В последнее время там находились начальные классы школы № 9. Мы вывели оттуда детей: школа не догружена, а занимает два здания. У нас уже есть проект с экспертизой, и мы в следующем году могли бы его реализовать, но пока нет денег на капитальный ремонт. Как только появятся деньги (возможно, за счет экономии), начнем его делать.
Великолепный детский сад «Дельфин» в микрорайоне Октябрьском, с бассейном (правда, бассейн сейчас не работает). Там находятся начальные классы школы № 22. Опять же – рядом – через дорогу 11-я школа, которая не догружена – процентов 70 загрузки).
Если мы капитально отремонтируем 29-й и 65-й садики, вернем дошколятам «Дельфин», мы полностью снимем очередность в Промышленном районе. Конечно, это быстро не сделать. Вот, к примеру, у нас есть документация на 22-ю школу, и она запланирована к ремонту в 2013 году. Логика требует так: отремонтировать школу, детей из «Дельфина» вернуть в школу, а его снова превратить в садик. Но на это надо 2-3 года.
— А новые садики все-таки будут строиться?
— Обязательно. К сожалению, у нас в этом году не получилось с проектированием нового детского сада в районе «Сармат»: возникла проблема с земельным участком, на который садик на 220 мест «не садился» в соответствии с новыми нормативами. Теперь мы пошли от обратного: планируем детсад на 120 мест. В январе-феврале закажем проект. Это нужно сделать как можно быстрее, потому что со следующего года начинает работать губернаторская программа, нужно в нее войти.
Еще одно интересное направление – государственно-частное партнерство. Здесь сделаны определенные шаги. Предприниматель Арсенян попросил поменять целевое назначение участка под строительство жилья на ул. Ященко на строительство детского сада. Разрешение мы выдали. В следующем году он планирует привязку и начало строительства. Еще один предприниматель, вернее предпринимательница имеет в собственности в центре города, на ул. Комитетской, старое здание. Она его капитально отремонтировала, реконструировала под детский сад, здесь будет частное дошкольное образовательное учреждение «Максимка». Сейчас эта гражданка просит у нас помощи – не хватает денег, чтобы закончить отделку. Мы бы рады помочь, но проблема в том, что, с юридической точки зрения, государственно-частное партнерство законодательно не проработано, все в общих фразах. И вложив деньги в хорошее дело, можешь получить обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств. Поэтому сейчас юристы прорабатывают этот вопрос. Нам в «Максимке» отдают 40 мест. Приятно, что бизнес повернулся лицом к этой проблеме. На днях с предложением по обустройству садика на Красном спуске обратился еще один предприниматель…
— Давайте поговорим о медицине? О плохом здесь знают все. Расскажите о хорошем.
— Наш город активно участвует в программе модернизации здравоохранения. Она предполагает несколько направлений, главные из них и наиболее затратные – это, прежде всего, капитальные ремонты объектов здравоохранения, приобретение дорогостоящего медицинского оборудования. Модернизация осуществляет не за счет средств государственного бюджета, а за счет средств Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.
По программе модернизации мы капитально ремонтируем гинекологический корпус 1-й горбольницы, планируем отремонтировать детскую поликлинику горбольницы № 2 на ул. Гвардейской. Поступило «тяжелое» оборудование: цифровые рентгеновские аппараты (2 – в БСМП), маммограф (в 1-ю больницу), в 4-ю на Донском – рентгеновский аппарат, такой же – в детскую горбольницу. В следующем году в детскую городскую больницу поступит компьютерный томограф стоимостью 26 млн рублей. Это, «тяжелое», оборудование идет через Минздрав области, они проводили торги. Мы выделяли средства на ремонт помещений, подготовку, сейчас осуществляется монтаж и пуск этого оборудования. Обучение персонала уже проведено.
В прошлом и в этом году мы провели серьезные текущие ремонты, то, что не делалось годами. Потратили серьезные деньги. Отремонтирован эндоскопический кабинет в городской поликлинике на пр. Ермака, поменяли отопление в старом корпусе инфекционной больницы, водопровод, канализацию. Частично отремонтировали палаты — к сожалению, денег хватило только на четыре из них. Но мы все обязательно доделаем, хотя это здание уже не наше, его несколько лет назад передали в областную собственность, оно находится на балансе минздравоохранения. Но там настолько ужасные условия содержания людей, что вытерпим любой удар, но дело сделаем: отремонтируем полностью. Кстати, заказан проект и ведется проектирование новой инфекционной больницы на ул. Авиаторов. Проектируем в 2011-2012 году, с 2013-го года начинаем строить. Будем пытаться попасть в областной бюджет, в областные программы.
Очень большие закупки оборудования стоимостью до 1 млн рублей осуществляется нашими медицинскими учреждениями. В БСМП мы затратили 7 млн рублей местного бюджета, приобрели самое современное оборудование и открыли первичное сосудистое отделение. Сейчас это позволяет по настоящему спасать жизнь людей – все необходимые аппараты здесь, на Красноармейской.
— Павел Михайлович, так получилось, что слухи про импичмент мэра пошли, когда Анатолий Иванович Кондратенко ушел в отпуск, а вы исполняете обязанности главы администрации. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.
— У нас всегда были непростые отношения с областью — не по нашей вине, не по нашей инициативе. Ну а здесь прошли выборы, и на выборах в Новочеркасске «Единая Россия» не получила поддержки, вернее сказать, она получила полный провал, набрав 29% голосов. Здесь два момента: 1-й – что провалилась в городе сама «Единая Россия», и 2-й – получила поддержку компартия, а таким образом – мэр-коммунист. Это вызвало гнев определенных лиц, и позавчера появилась информация об объявлении импичмента. Она пришла сначала от депутата Иванова, потом ее подтвердил Денисенко. Якобы, из области пришел текст обращения инициативной группы депутатов, в котором надо было только подписаться, и к нему некий документ – приложение, который собрал все факты якобы неисполнения или плохого исполнения обязанностей мэром города. Появлению этого толстого фолианта предшествовала напряженная работа всех министерств и ведомств области по проверке нашего города. Мы с конца октября по сегодняшний день пережили 43 проверки. Причем проверки, когда приезжало 2 человека, а могло и 14 приехать. Так управление образования проверяла группа из 14-ти человек в течение 4 недель. Когда мы начинали проверять законность этих проверок, то их или не было в плане проверок, либо они не были надлежащим, по закону, порядком согласованы с прокуратурой и т.п. Видимо, итоги этих проверок аккумулированы, собраны и вместе с этим обращением депутатов направлены, вроде бы, в городскую Думу. Насколько мы знаем, практически все депутаты-единороссы это обращение подписали. Мы расцениваем это как месть. Но надо сказать, председатель Думы Лучкин пока эту информацию не подтвердил, заявив, что у него ничего нет. Мы, говорит, должны с понедельника поработать комиссиями, рабочей группой, которая специально создана, по доработке проекта бюджета и 16-го мы должны принять бюджет. Но, похоже, что именно на 16 декабря в Думе запланирован такой демарш – вынесение вопроса об отставке мэра. А мэр ушел в отпуск. Я думаю, что, видимо, именно этим пытаются сейчас воспользоваться. В любом случае такие действия противоречат законодательству. Анатолия Ивановича, по нашей информации, попытаются обвинить в неисполнении им своих обязанностей по решению вопросов местного значения в течение 3 месяцев. Такое основание отрешения от должности действительно есть в Законе об основах местного самоуправления. Но там имеется в виду совсем другое. Вот по телевизору показывали некоторых глав, которые по полгода на работе не бывают, назначат себе замов, а сами занимаются своими делами. Анатолий Иванович был на работе, он подписывал более 600 постановлений, проводил совещания, участвовал в работе правительства Ростовской области, руководил разработкой проекта бюджета. И вменять ему неисполнение… Здесь нарушение не только закона, но принципов морали и этики.

***
«Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. Ведь тогда он сам не знает, кто его съел, и с ним можно сохранить прекраснейшие отношения”.
Евгений Шварц «Тень».