Сегодня:

Статью о Евдокии Голоколосовой Юрий Пантелеймонович Белоусов прочел в 2005 году в «Аргументах и фактах» — на Дону». Это родная бабушка Юрия Пантелеймоновича, которая знаменита тем, что построила первый в Новочеркасске и на Дону кинотеатр, которому в наступающем 2012 году исполнится 100 лет!
Больше века назад она стала первой бизнес-леди Новочеркасска.
Евдокия Петровна Голоколосова была замужем дважды, второй раз за фельдшером Феофилом Кондратовым. Корреспондент «АиФ» Ольга Майдельман встретилась со Светланой Кондратовой-Высочиной, дочерью Виктора Феофиловича, внучкой этой уникальной женщины, которая и рассказала в «АиФ» о «героине не нашего времени».

«А вы знаете Юрия Пантелеймоновича?»
Известный новочеркасский журналист, который 22 года редактировал многотиражную газету НПИ «Кадры индустрии» и 10 лет работал ответственным секретарем научного журнала «Известия СКНЦ ВШ», Юрий Пантелеймонович Белоусов – единственный сын Марии Константиновны, дочери Евдокии Голоколосовой от первого мужа.
Он родился через три года после смерти бабушки, а его мама умерла в 1943 году, когда ему было 14 лет. Его сводная двоюродная сестра Светлана родилась через 10 лет после смерти бабушки, но ее отец дожил до 1985 года, когда ей было под 50. Светлане Викторовне повезло больше — она узнала о своей уникальной бабушке из первых уст.
А вот что написано о самом Ю.П. Белоусове в энциклопедии «Новочеркасск»:
«Выходец из актерской семьи, филолог по образованию, …он светился от удачной заметки или фотографии, рисунка…», «…его «кадры» вышли в ученые, поэты, фотохудожники, художники…», «…газета жила и дышала проблемами страны и вуза…», «корреспондентский корпус…был представлен как студентами, так и преподавателями, которых Юрий Пантелеймонович любовно и терпеливо пестовал…»
Когда я пришла работать в «Кадры индустрии», меня все спрашивали: «А вы знаете Юрия Пантелеймоновича?» Хотя он был редактором лет за 15 до меня.
Я не знала, но однажды познакомилась на дне рождения газеты. Тогда это был очаровательный мужчина лет шестидесяти пяти. Пригласил меня на танго и танцевал так хорошо, что ему было соответствовать нелегко.
С женой Натальей Васильевной они прожили 55 лет. Когда я познакомилась с ней, легко представила их танцующими танго, так гармонично выглядела эта пара и их совместная жизнь. Они писали и редактировали статьи для издательства «Новопринт», образованного сыновьями Белоусовыми. Более семи лет отдали созданию энциклопедии «Новочеркасск». Юрий Пантелеймонович работал над книгами до конца своих дней, а Наталья Васильевна продолжает редактировать тексты и пишет «потихоньку, несколько лет» воспоминания о своей семье для своей семьи.

Пятница, тринадцатое – счастливое число
— Наталья Васильевна, расскажите, как встретились с внуком первой бизнес-леди Новочеркасска.
— Родилась я в Новочеркасске, но в двухлетнем возрасте оказалась с родителями на стройке нового города Зернограда. Из Новочеркасска была послана группа преподавателей, инженеров, специалистов, и среди них – мой отец. Там прошло мое детство. После школы я поступила на филологический факультет (французский и испанский язык) Ростовского университета. Защитила диплом и поехала по направлению на работу в Новочеркасскую мужскую среднюю школу № 3. Так я опять оказалась в Новочеркасске. И 13 декабря 1952 года произошло мое знакомство с только что вернувшимся из армии Юрием Пантелеймоновичем Белоусовым.
До армии Юрий Пантелеймонович окончил учительский институт (русский язык и литература). Но школьников было мало. Сказывались военные, «неурожайные» на детей годы. В Новочеркасске было около 200 полностью или частично безработных учителей. И тогда секретарь горкома комсомола Коля Кручина предложил Белоусову должность старшего пионервожатого в школе №3, где мы и познакомились.
Николай Кручина был замечательным человеком. Исключительно выдержанный, деловой и в то же время доброжелательный, лишенный всяческого официоза. С 1978 года он работал в аппарате ЦК КПСС. Трагически погиб в дни августовских событий 1991 года в Москве.
Я жила на частной квартире, и родители мои решили продать в Зернограде недостроенный дом с садом и переехать в Новочеркасск. С большим трудом удалось арендовать разрушенный флигель, поглотивший все вырученные в Зернограде деньги. Мы с Юрием после свадьбы 13 июня 1953 года («13» по жизни его счастливое число) поселились с моими родителями. Никаких споров, ссор («теща-зять») никогда не было. Юрий был нравственно чистый, духовный, тонкий человек. Мы прожили 55 лет, вырастили троих сыновей. Порой бывало очень тяжко, одолевали болезни, но всегда было главное – счастье взаимопонимания.

Культурный бизнес
Наталья Васильевна:
— Но давайте вернемся к нашей бабушке. Это был интересный случай слияния культуры и бизнеса.
Она осталась одна с тремя детьми. Первый муж, мы не знаем о нем ничего, похоронен на Новочеркасском кладбище. И рядом был похоронен второй муж. Могилы и общий большой памятник не сохранились. В первом замужестве Евдокия Петровна троих родила, а во втором – двоих. Корреспонденту «АиФ» Ольге Майдельман внучка Светлана со слов матери рассказывала, а мать видела живую бабушку. У нас информации было меньше. Я не знала эпизода, что Евдокия Петровна встретилась с неким коммивояжером и разговорилась на тему, как взять деньги в банке. Тогда только появились швейные машинки «Зингер», их носили по домам, предлагали в кредит на два года. Так она, вероятно, и познакомилась с коммивояжером. Торговлю этими машинками он предложил организовать бабушке, и она взяла именно кредит, потому что денег не было. Я не знаю, где она жила с детьми, пока открывала магазины, где продавала, кроме машин, все, что нужно для шитья, журналы мод. Один магазин располагался на Московской,1, где продавались товары иностранного производства, граммофоны (патефоны) и комплекты пластинок с записями выступлений знаменитых певцов А. Неждановой, Л. Собинова, А. Вяльцевой, В. Паниной, другой – в Гостином дворе (справа или слева от памятника Платову). Ехали к ней люди из разных мест. Это называлось: «поехали к Голоколосихе». Когда у нее появился капитал, она купила пустое место в центре города и построила дом, где жила сама и сдавала несколько комнат внаем. Получался бизнес. Кто ей подсказал, не знаем, но, видимо, кто-то из просвещенных, не просто коммерческих людей, и она решила построить специальное помещение для демонстрации кинофильмов, так называемый «электротеатр». На Дону и Северном Кавказе еще не было кинотеатров, а в Ростове только проектировали и начинали строить. И бабушка в это дело целиком погрузилась. Первый в Ростове-на-Дону кинотеатр «Победа» был открыт в 1913 году, а бабушка открыла свой в Новочеркасске в 1912 году. Роскошный был кинотеатр. В подвале, как вспоминал Юрий Пантелеймонович, был бильярдный зал. Сюда приезжали играть из других городов, и чемпионаты устраивали.
— А что рассказывал Юрий Пантелеймонович о «наследственных» домах и магазинах?
— Тогда мы этому не придавали значения. И было немодно рассказывать о своих «буржуях». Только через месяц после знакомства он сказал, что хорошая комната у них была на Платовском. Его мама (дочка Евдокии Петровны) умерла в 1943 году, когда ему было 14 лет. А через пять лет, пока Юра был в армии, отец женился. Он был человек мягкий, а женщина сложная попалась, и она эту комнату 30-метровую со всеми удобствами в центре города обменяла на три крошечных на Кавказской, близко к вокзалу. Никаких удобств, коммуналка. Приехал сын к отцу после армии, а мачеха уже все сдала студентам. Поэтому мы у нас на площади Кирова и жили. Там и Володя, и близнецы Андрей и Леша родились.

Бизнес-леди в зеркале «АиФ»
Цитирую «АиФ»: «Ей было около 35 лет, когда она овдовела, оставшись с тремя детьми. На что жить и как, не знала, и тут ей повстречался коммивояжер, который занимался продажей швейных машин «Зингер». Он убедил ее заняться швейным бизнесом, …рассказал, как, взяв кредит в банке, начать коммерцию. Представьте, они не прогадали. Магазин стал бешено популярен. За машинками, иглами всех размеров и прочим к Голоколосихе (так ее называли) ехали отовсюду. Вскоре она открыла магазин военного обмундирования».
До 1920 года магазины швейных машин «Зингер» в арендованных помещениях еще принадлежали Евдокии Петровне.
По архивным документам, сведения из которых предоставила нам Наталья Васильевна Белоусова, Евдокия Петровна купила дворовое место в Новочеркасске по проспекту Платова, 50-а (ныне № 82) и построила в глубине двора двухэтажный жилой дом площадью 409 квадратных метров, в котором было 5 благоустроенных квартир (со всеми удобствами). Семья Евдокии Петровны занимала квартиру № 1 на первом этаже: 220 квадратных метров, 21 комната, из которых 12 – жилые.
Цитирую «АиФ»: «Здесь, разбогатев, Евдокия Петровна поселилась с детьми, сдавая внаем еще 9 комнат. Вскоре она повторно вышла замуж за военного фельдшера Феофила Кондратова, которому родила еще двоих детей (сына Виктора и дочь Веру). Деньги от магазинов и аренды решила не прятать в чулок, а вложить в новый проект, и в 1908 — 1913 году построила «фасадное» двухэтажное здание с балконом, водяным отоплением и обширным подвалом. Это было первое и единственное специально спроектированное и построенное здание для кино – кинотеатр «Пате». Он был назван именем братьев Пате, фирма которых поставляла киноаппаратуру в Россию, в том числе в другие новочеркасские кинотеатры, которые размещались в приспособленных помещениях.
В 1912 году на фасаде подворья Евдокии Голоколосовой-Кондратовой «засиял огнями «электротеатр» — «чудо 20 века» с «механикой» прямо из Парижа. Широкая лестница вела в круглое фойе с картинами. Отражая воскресные наряды модниц, на входе зрителей встречало гигантское, 5 метров высотой, итальянское зеркало в витой бронзовой раме. Зал на 300 мест. Большой экран. Ложа в красном бархате». В Ростове первый «электротеатр» открылся только через год — «Кино-Палас», который после Великой Отечественной войны назвали «Победа».
После революции (цитирую «АиФ») «…в 1923 году всю эту роскошь вместе с домовладением муниципализировали, то есть отобрали, но ликвидировать «важнейшее из искусств» не стали. Кинотеатр переименовали в «Советский», потом в «Интернационал», затем в «Комсомолец». Он дожил до наших дней и зовется нынче «Танаис». Правда, балкон… снесен, нет бархатных штор, утрачено итальянское зеркало…, исчезнувшее с перестройкой…»
Ольга Майдельман пишет и о послереволюционной судьбе Евдокии Петровны, хозяйки первого на Дону кинотеатра: не имея средств к существованию, она была вынуждена устроиться билетером в свой собственный кинотеатр. Через пять лет ее, тяжело заболевшую, забрал к себе в Москву старший сын от первого брака Николай Константинович Голоколосов, врач-психиатр. Но вылечить ее не смогли. Она умерла в 1927 году и упокоилась на Новодевичьем кладбище. Оба мужа ее были похоронены рядом на старом Новочеркасском кладбище, и даже мраморный памятник у них стоял общий.

Яблоки от яблони…
Старший сын Николай закончил Платовскую гимназию, потом медицинский факультет Московского университета и стал известным врачом. Жил, работал и умер в Москве. Наталья Васильевна, будучи знакомой с его женой, с ее слов рассказывала, что он очень любил Новочеркасск, часто приезжал, а в Москве говорил, что небо в Новочеркасске другое: голубое и очень веселое, а весенние разливы рек – вообще сказка, особенно когда вечером слышна музыка духового оркестра, доносящаяся из городского сада.
Дочери Евдокии Петровны Мария и Надежда окончили Мариинскую гимназию. Мария Константиновна не работала, но была культурным, добрейшим человеком, и все силы положила на воспитание сына.
Умерла мама Юрия Пантелеймоновича в 1943 году.
Надежда Константиновна эмигрировала с мужем-офицером в 1920 году и умерла в Белграде в 1927 году.
У Виктора Феофиловича Кондратова были сын (летчик, пропал без вести на войне) и дочь, и вот эта женщина, Светлана Викторовна, и рассказала Ольге Майдельман о матери своего отца. Он был инженером и всю жизнь проработал на НЭВЗе. Умер в 1985 году.
Его сестра Вера Феофиловна, младшая дочка Евдокии Петровны, окончила Мариинскую гимназию и стала высокопрофессиональным педагогом-балетмейстером. Родила дочь Марину. Несколько десятилетий преподавала в Доме пионеров, в Доме ученых, в детских домах. Была балетмейстером в Народном театре оперы и балета НПИ.

Театральный роман
Наталья Васильевна:
— Когда в 23 году все национализировали, семье Юрия Пантелеймоновича дали одну комнату 30 квадратных метров, но не в той, маминой квартире: там было много комнат, и туда заселили много людей.
Отец, Пантелеймон Павлович Белоусов, был артистом на вторых ролях, очень скромным, задумчивым человеком. У него была травма, и после нее до конца жизни Белоусов работал бутафором. Очень любил делать все своими руками. Театр был близко, каждый день репетиции. И жена Мария ходила смотреть, и Юру носила в пеленках еще. И все говорили, что он с пеленок театрал. Юрий Пантелеймонович театр любил всю жизнь и умер в День театра 27 марта 2007 года.
С детства очень любил Новочеркасский театр. В 1938 году в театре случился крупный пожар. Театр остался без сцены и вынужден был с семьями более года гастролировать по Северному Кавказу (Кисловодск, Пятигорск, Майкоп…) Гастроли были очень успешными, подтвердившими мнение В. И. Немировича-Данченко, что «Новочеркасский театр – один из лучших театров России».
В Москве, Ленинграде, Ростове у нас были любимые театры и актеры. Мы с Юрием Пантелеймоновичем очень много видели, на лучших спектаклях бывали, куда почти невозможно было достать билеты. Например, на балет «Спартак» в Большом театре. Танцуют Марис Лиепа, Владимир Васильев, Екатерина Максимова. Билеты продаются в основном за валюту. Очередь занимают за два дня, пересчитываются, чтобы попасть. А мы попали! Юрий Пантелеймонович — человек скромный, щепетильный, но если ему очень надо — нет преград, он добьется. Пошел со своим редакционным удостоверением к директору театра. Тот сказал: «Ничем не могу помочь». Тогда Белоусов рассказал, что он – «театральный ребенок», и еще не знаю что, но два билета стали нашими. Старшему сыну Володе очень хотелось посмотреть «Спартак». Когда достали два билета, решили: «Пусть Володя пойдет с нами». Когда были в Ленинграде на «Варшавской мелодии» (Фрейндлих и Владимиров), а билетов в кассе можно было приобрести не больше двух, мы спросили билетера: «Разрешите мальчику посидеть в фойе?» Но билетер вздохнул и пропустил его в зал. Решили попытать счастья и со «Спартаком». И вот мы идем по подземному переходу между Малым и Большим театром. Смотрим, стоит человек пьяный, шатается и говорит: «Кому билетик?» Он такой пьяный, что люди мимо бегут, а я остановилась, хоть обычно пьяных обхожу: «Куда билетик?» «Да в Большой!»
Как в сказке было…
row['name']