Сегодня:

Что думают на Юге России
Во время подготовки к публикации материала об атаманах Бузинове и Водолацком в редакцию попал «Итоговый комплексный аналитический отчет «Особенности региональной специфики и самоидентификации современного казачества Юга России в процессе модернизации гражданского общества», 2011 г. Исследование общественного мнения казаков южного региона проводило информационно-аналитическое агентство «Маркетинг и консалтинг МиК», а финансировал этот проект Институт общественного проектирования. Респондентами стали более 3 тыс. человек (погрешность не более 3%), в том числе казаки ВКО «Всевеликое войско Донское», а также представители нереестрового казачества. Опрошенные казаки сильно удивили социологов: вечный оплот «царя и государства», они, в большинстве своем, резко негативно оценили политику государства в отношении казачества, потребовали заменить высший атаманский состав и призвали не превращать войско в «театрализованное представление».
По большому счету, речь шла о том, что думают казаки о деятельности государства по возрождению казачества. Напомним некоторые вехи этой истории.
В 1989 году Верховный Совет СССР, приняв декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов», закрепил за казачеством право на реабилитацию. В 1992 году Верховный Совет РФ издал постановление «О реабилитации казачества». В 1993 году вышел указ «О государственном реестре казачьих обществ РФ». Потом пошла череда указов, регламентирующих положение казачества в России, пока в 2008 году президент не подписал «Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества».
В свою очередь, в Ростовской области была принята «Областная долгосрочная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2007–2014 годы». Она предусматривала улучшение условий муниципальной службы казаков, совершенствование системы казачьего образования, духовно-патриотическое воспитание молодёжи и сохранение казачьей культуры. Под программу выделили финансирование: более 2 миллиардов рублей.
Казалось бы, сделали немало. Но то ли сделали, что действительно требовалось, чтобы возродить казачество на деле, а не в отчетах о реализации мероприятий программы?
28% опрошенных казаков донского края ответили, что политику государства по поддержке казачества они вовсе не ощущают, 45% оценили ее отрицательно.
Из всех положительных изменений последних лет большая часть респондентов существенными смогла назвать только «улучшение казачьего образования» (59%) и «возрождение духовных ценностей, восстановление православных храмов в казачьих станицах» (51%). Остальные варианты ответов не набрали и четверти голосов.
58% заявили, что «Слышны только лозунги о поддержке казачества, практических дел мало». Мнение 55%: «От традиционного казачества осталась одна видимость», 54% считают, что «Поддержка государством казачества свелась к поощрению театрализованных представлений».
Особое недовольство у казаков вызывает их руководство.
55% опрошенных заявили, что руководящие посты в реестровом казачестве занимают «удобные люди». 50% отметили, что в казачьей среде происходит внутренняя борьба за близость к финансам. Подавляющее большинство казаков – 70% (и реестровые, и нереестровые) заявили, что для реального возрождения казачества, в первую очередь, необходимо заменить высший атаманский состав – прежний состав себя дискредитировал.
Этот прежний состав удостоился очень нелестных характеристик.
«Руководству казачества», по мнению респондентов из Ростовской области, свойственны «Вовлечённость в коррупционные схемы чиновников и администрации» (33,7%), «Культ личности атамана Войска, запрет на критику в его адрес» (44%), «Применение административного ресурса (увольнение неугодных, запугивание, вынуждение на переселение) (43%) и, главное, «Невнимание к истинным потребностям казаков» (47%).
При опросе оказалось: чем выше должность атамана, тем хуже в среднем становится отношение казаков к его персоне. И если деятельность войсковых атаманов оценивают «отрицательно» 40-60% респондентов, то местные атаманы пользуются большим уважением: их работу одобряют 93% всех казаков Юга России. При этом 46% опрошенных считают, что их жизнь совсем не зависит от верховного атамана, но 87% респондентов уверены, что жизнь полностью или частично зависит от местного атамана.
В рубрике вопросов о проблемах казачьего общества пункт «Плохое руководство Войском» выбрали 47,7% реестровых казаков. Почти четверть казаков (24%) отмечает в числе основных проблем «Борьбу за личное обогащение среди руководителей Войска». А 64% нереестровых казаков считают неправильным «Бессменность высшего казачьего руководства».
Больше всего донское казачество беспокоят следующие проблемы региона:
— катастрофическое снижение численности русского населения (69%);
— взрывоопасная ситуация в республиках Северного Кавказа (63,5%)
— мусульманский радикализм (52%);
— межэтнические конфликты (47%).
63% казаков оценили обстановку в стране как «напряженную», 22% – как «взрывоопасную».
Волнует казаков также то, что в Ростовской области:
— много коррумпированных чиновников (58%);
— падает промышленное и сельскохозяйственное производство (50%);
— стремительно распространяются наркотики (50%);
— растет количество мигрантов (50%).
Около 87% опрошенных заявили, что казачество – реальная сила, на помощь которой может рассчитывать российское государство. Свои силы они готовы применить в патриотическом воспитании молодежи и возрождении духовной жизни, в борьбе с преступностью, охране правопорядка, развитии казачьих хозяйств и контроле за нелегальной миграцией.
Социологический опрос показал, что донское казачество в целом не довольно той ролью, которое оно играет в Ростовской области. Особенно негативно донцы оценивают разделение на «реестровых», состоящих на государственной службе, и «нереестровых» казаков. 85% казаков, состоящих в общественных казачьих организациях, готовы нести государственную службу.