Сегодня:

«Честно признаюсь: когда ехал в Новочеркасск, думал, что попаду в обыкновенный южно-русский город со своей тихой, провинциальной жизнью. А когда познакомился с его историей, музеями и достопримечательностями, увидел его чистоту, благоустроенность и удивительную схожесть с Кронштадтом — понял, насколько я заблуждался… Ибо Новочеркасск — единственный в мире город, где можно непосредственно увидеть сохранившуюся казачью архитектуру, культуру и быт, познакомиться с казачьими обычаями, традициями и обрядами, обогатиться казачьим духом, приобщиться к славной и уникальной истории казачества Дона, России и Зарубежья».
Александр ЕСЬКОВ, http://visitkronshtadt.ru/ees

Это что? Приукрашивание действительности, или у нас «глаза замылены» и мы не можем посмотреть на свой город глазами постороннего заинтересованного человека? Заинтересованы ли мы в развитии туризма в Новочеркасске? Если и да, вектор этого интереса у многих направлен «отсюда – туда», подальше от родных мест, и редко когда – «сюда», то есть к нам, в родные пенаты. А пока мы строим планы дальних и ближних путешествий, наши городские власти тоже строят планы, как сделать Новочеркасск привлекательным для туристов. Потому что это не только престиж города, но и статья доходa в бюджет. А нам что с того? Попробуем разобраться. Как мы уже знаем, для каждого направления развития города разрабатывается и реализуется отдельная программа. В данном случае — городская долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в городе Новочеркасске на 2011-2013 годы». (http://novochgrad.ru/administration/programms/id/19.html)
Кто захочет – сам прочтёт, а я хочу взглянуть на эту сторону развития города с точки зрения участия общественности, ведь если какие-то другие направления могут заинтересовать какую-то определённую группу людей – спортсменов, бизнесменов, пенсионеров и т.д., то туризм, мне кажется, ниша практически для всех возрастов и социальных групп. Нет, это не в программе прописано, это подсказывает наша повседневная жизнь. Общественные и бизнес-структуры участвовали в создании программы. Как сказал начальник отдела внешнеэкономических связей, инвестиционных проектов, развития предпринимательства и туризма А.В. Калиткин, он собрал представителей структур, занимающихся туризмом, чтобы с помощью этакого мозгового штурма определить, что мешает развитию туризма и как двигаться дальше.
«Уже сегодня город Новочеркасск обладает некоторыми традициями в сфере этнографического и событийного туризма, причем городской календарь событий включает в себя не только мероприятия культурной и деловой направленности, но и спортивные мероприятия», – написано в программе. Может, я плохо смотрела, но где этот календарь событий? Надо полагать, в рамках программы появится красочный сайт как минимум на двух языках, на котором потенциальный турист узнает всё – и когда что произойдёт, и где ему жить, питаться, развлекаться… Вот — календарь событийных мероприятий (http://in.dontourism.ru/tour_events_calendar.aspx) в Ростовской области. Чего только не проводят города, станицы и хутора Дона! Этнографические и конно-спортивные праздники, военно-исторические реконструкции… И нигде среди этих названий не встречается Новочеркасск, который, надо полагать, присутствует в датах общих праздников, о которых сказано: «Во всех муниципальных образованиях состоятся…» — вроде как ничего такого особенного не проводится в столице Донского казачества, что у всех, то и у нас. Но ведь это не так! Почему же многие интересные события не становятся привлекательным «туристским продуктом»? Даже не будем брать официально анонсированные мероприятия, организуемые муниципальными структурами. Но вот только один пример. Уже несколько лет в середине июня в карьере у Кадамовского пруда проходит военно-историческая реконструкция, посвящённая памяти воинов, погибших при исполнении интернационального долга. (Готовя публикацию, с удовольствием перечитала репортаж об этом событии в «В» № 25 от 21 июня 2011г. http://novocherkassk-gorod.ru/cgi-bin/Newspap/np1.cgi?y=2011&i=1&n=25&k=12). Но! При всей масштабности действа, многочисленности участников и зрителей это было «мероприятие для своих» — ветеранов боевых действий, их семей и друзей. Оно широко не анонсировалось, потенциальный турист вряд ли мог о нём где-нибудь узнать (хотя, к примеру, Всероссийский фестиваль военно-исторических клубов, посвященный Азовскому осадному сидению донских казаков 1641 года, в областном календаре обозначен). А ведь реконструкция, устроенная «афганцами» в содружестве с военно-историческими клубами, – самая что ни на есть «народная инициатива». Прочтя мероприятия программы «Развитие туризма…», я увидела лишь нескольких «общественных» соисполнителей — некоммерческие партнерства «Союз предпринимателей» и Агентство по поддержке малого и среднего предпринимательства, казачьи организации. А как же учесть другие «народные инициативы» — общественных организаций, творческих объединений, инициативных граждан, которым есть что показать жителям и гостям города?
— Вот почему бы не организовать «квартал художников», например, на Атаманской, рядом с Музеем истории донского казачества? – спрашиваю я А.В. Калиткина.- Есть же такие во многих городах. Там и картины, и декоративно-прикладное искусство, сувениры, музыканты выступают… Это очень привлекает туристов.
— А почему сами художники с этой инициативой не выступают? – отвечает вопросом на вопрос Алексей Викторович. – Значит, это им не надо?
Выходит, всё сводится к очень знакомой проблеме: проявлять инициативу самим и активнее налаживать контакты заинтересованных сторон. А идей здесь поле непаханое. Например, где-то в интернете попался мне такой «туристский продукт». Обычный (но предприимчивый☺) житель организовал в своём городе маленький эксклюзивный туристический бизнес для иностранных туристов, которым уже надоели экскурсии «посмотрите направо-налево»: обеды… в обычных семьях. Ищет такие семьи, обговаривает условия и приводит к ним на обед 2- 4 гостей, которые в семейной непринуждённой обстановке пробуют национальные блюда, беседуют о том о сём с хозяевами, их детьми, узнают о жизни и обычаях, поют песни… Правда, здорово? И увеличение рабочих мест, и лишняя копеечка в семейный бюджет, и вклад во взаимопонимание между народами, и туристический имидж города улучшается. А столице Донского казачества такой опыт вполне бы подошёл.
Хорошо бы, чтоб идеи и наработки всех заинтересованных – и власти, и бизнеса, и общественности, и просто жителей — аккумулировались в Новочеркасском городском туристско-информационном центре. Это некоммерческое партнёрство, создание которого предусмотрено в программе развития туризма в Новочеркасске. На сайте «Донской туризм» http://dontourism.ru/touristinfo_view.aspx?id=18 этот центр уже обозначен, но пока без того контента, который покажет «товар лицом», то есть всю привлекательность и возможности нашего города для туристов. Если я правильно понимаю, любые инициативы в этом направлении приветствуются. Потому что, в конце концов, туристы приедут и уедут, а мы здесь живём.
row['name']