Сегодня:

Александр Андрющенко об острых углах квадратного метра

«Квартирный вопрос испортил москвичей», — сказал когда-то булгаковский Воланд. Спустя много лет он по-прежнему остается актуальным не только для жителей российской столицы. Ипотека и социальное жилье должны развиваться одновременно – это тот вопрос, который решает Ростовская региональная ипотечная корпорация, руководителем которой назначен А.А. Андрющенко.

«В»: — Как оценивается строительство социального жилья в Новочеркасске?
Александр Андрющенко: — Строительство социального жилья у нас в городе ведется хаотично. Да и строительство, как таковое, ведется по нескольку лет, хотя возможно сдать дом в эксплуатацию в течение 5-6 месяцев. Видимо, администрацию города не интересует развитие строительства социального жилья в Новочеркасске. Существуют как Федеральные, так и областные программы, которые способствуют развитию первичного рынка жилья, но Новочеркасск в них не участвует. Сегодня у меня есть возможность рассказать новочеркасским строителям об алгоритме участия в программах строительства социального жилья и получении гарантий сбыта этого жилья.
Я знаю проблемы строительного рынка. Первое – оформление земельного участка. Ведь, обратившись в администрацию города о выделении земельного участка под строительство, легко попасть в длительную процедуру обдумывания решения. И, как это ни смешно, думать чиновники могут и по два года – нужно городу строительство жилья или нет.
У нас это в административных традициях: если у вас есть предложение по инвест-проекту – вас выслушают наивнимательнейшим образом и сообщат, что решение будет обдумано. И начинается процесс обдумывания, который не завершается решением, а, может быть, просто не завершается. Немало предпринимателей города слышали такую фразу – «подумаем», только окончания процесса так и не произошло.
Вся беда в том, что действующая администрация Новочеркасска попросту заигралась в политику, а пора бы и экономикой заняться. Постоянно искать ведьм и кричать, что некие потусторонние силы мешают администрации работать… Эти оправдания были и год назад, и сегодня, когда прошло более полутора лет, казалось бы, рабочего процесса. Это выгодная позиция. Любой экономический вопрос представляется политическим, и это упрощает жизнь. В России всегда обиженных или юродивых привечали. Только беда, что это идет игра в «обиженных».
«В»: — И все же: какова процедура участия в программах строительства жилья?
Александр Андрющенко: — Застройщик должен иметь земельный участок в аренде или в собственности, иметь проект жилья социального назначения (в проекте должны присутствовать 1-2-комнатные квартиры), пакет документов подать в Ростовскую региональную ипотечную корпорацию (РРИК), где выполняется экспертиза поданных документов и затем отправляется в Москву для согласования включения проекта в программу. Затем РРИК решает вопрос с банком, который будет кредитовать объект строительства, и заключаются тройственные договоры, где банк выступает финансовой составляющей, застройщик – строительной организацией, а РРИК выступает гарантом сбыта жилья.
Дело в том, что строители всегда имеют риск неполной продажи построенных квартир, а значит, появляются проблемы с погашением банковских кредитов. Сегодня этот риск берет на себя Ростовская региональная ипотечная корпорация.
«В»: — Может быть, городские строители не знают о существующей процедуре?
Александр Андрющенко: — Возможно, но для разъяснения процессов и существует чиновничий аппарат администрации, жители ведь не должны вариться в собственном соку, с регулярностью оплачивая налоги, в том числе и для поддержания безбедного существования аппарата администрации.
А когда строители самостоятельно находят пути строительства жилья или каких-то других социальных объектов – чиновники заносят это в свой актив, отчитываясь, что строительство идет. Пример тому: во всех отчетах мэра города говорится о том, что инвестиционная привлекательность города хороша и план инвестпроектов выполняется. Вопрос в том, чья это заслуга. Хотя понятно, что вопрос риторический. Заслуга НчГРЭС в том, что город каким-то образом участвует в областной программе реализации инвестиционных проектов. Да, это происходит на территории города Новочеркасска, но говорить о том, что у нас выполняется инвестиционная программа по определенным параметрам, нельзя.
Если бы мэр города пригласил Газпром построить новое предприятие на территории города, взял на себя и свою команду организацию процесса – тогда можно было бы и отчитываться за проделанную работу. Любой инвестор, пришедший в город, должен видеть, что его предложение не затормозится бюрократической машиной, а, наоборот, аппарат чиновников окажет помощь в реализации проекта, т.е. решения будут приниматься вовремя, без проволочек.
«В»: — Вернемся к вопросу строительства жилья. В отчетах мы слышим и о том, что строительство социального жилья идет планово.
Александр Андрющенко: — Давайте рассмотрим. Дом, который начала строить сама администрация города, стоит в «замороженном» виде и обрастает этаким фоном: возбуждено уголовное дело, расторгнут договор с застройщиком. Но договор расторгнут минувшей весной! А за окном середина осени, и что мешает возобновить строительство? С этим домом соседствуют еще два проекта – соседствуют, но не выполняются. Не выполняются, с объяснением, что это дела старой администрации. Но пора бы закончить говорить и заняться делом. Или какой срок раскачки должен пройти перед началом работы?
Да, у нас и малоэтажное строительство частных инвесторов. Да, у нас строится большой жилой комплекс для военных, но этот проект был выполнен при прошлой администрации, да и, правду сказать, – это военные строят себе жилье на нашей территории. Землю выделили те, кого мы любим упрекать во всех бедах, а в заслугу выставим этот жилой комплекс себе. Вместо воинских частей у нас еще планируется строительство жилья. И опять это не наша заслуга.
Другой вопрос, что при постройке социального жилья для военнослужащих необходимо подсоединение к сетям. А вот в этом случае город не гарантирует технического присоединения социального жилья без ясной цены вопроса. А жилье-то социальное, и тут должны исполняться Федеральные законы. Все непросто.
А наши городские строители сетуют на то, что жилье у нас не продается так, как в Шахтах, Новошахтинске, не говоря уже о Ростове.
«В»: — Существует очередь социального жилья. Она в какую сторону движется?
Александр Андрющенко: — Очередь насчитывает порядка тысячи человек, и не уменьшается, а растет. Есть Федеральная программа обеспечения жильем детей-сирот, и никто не мешает построить за счет этой программы новый дом. На минувшей неделе область в очередной раз отметила Новочеркасск в лидерах необеспечения жильем детей-сирот. Поэтому квартиры, необходимые для реализации программы, за оставшиеся два месяца будут куплены на вторичном рынке. Это вопрос, который поднимался депутатами городской Думы весной прошлого года. Мы покупаем детям жилье, которое через год-два может быть признано аварийным. А это попросту пустая трата бюджетных средств: сегодня мы покупаем квартиру на вторичном рынке ветеранам, детям-сиротам, молодой семье.., а вскоре это жилье переходит в категорию аварийного, и мы снова тратим деньги на этого же человека. Это попросту бездарное управление городскими финансами.
По указанным программам жилье покупают только на первичном рынке, чтобы квартира, купленная к 18-летию, не рассыпалась от ветхости, чтобы молодой человек не остался опять без жилья по прошествии нескольких лет. К примеру, у нас есть дом, признанный аварийным, но жильцы из него не переселены, хотя под эту программу можно было строить новое жилье.
«В»: — В бюджете следующего года, который сегодня планируется, закладывается ли финансирование на развитие строительного рынка?
Александр Андрющенко: — В бюджетах Федеральном и областном – разумеется. А в городском – это тоже определенные игры: в прошлом году такое финансирование было заложено, а потом снято, и средства перераспределены как нереализованные. Ведь в прошлом году при формировании бюджета планировалось и строительство детского садика, и модернизация проблемных котельных… Работы не выполняются, на заседаниях Думы администрация называет неисполнение работ какой-то мифической экономией и размазывает выделенные на строительство деньги тонким слоем по различным сферам – таковы законы жизни нашего города. Поэтому, если сегодня финансирование на развитие строительного комплекса будет заложено в бюджет следующего года, это ни о чем не говорит, и вероятность, что деньги пойдут именно на это направление, ничтожна.
«В»: — Получается, что администрация города дает возможность депутатам «поиграть» в принятие бюджета, а потом распределяет финансирование в течение года по своему усмотрению, получив согласие Думы в те моменты, когда запланированные работы уже не могут быть выполнены. Администрация работает с депутатами по формированию и исполнению бюджета по принципу известной юмористической миниатюры: «здесь читаем, здесь не читаем, здесь рыбу заворачивали …»
Александр Андрющенко: — Наша беда, может быть, даже не в нерадивости чиновников, а в общей организации работы аппарата администрации. Первое лицо города имеет важную миссию – собрать вокруг себя профессионалов и организовать их работу. Именно это и не сделано.
«В»: — У нас состоялся очень интересный разговор, но одна мысль тревожит меня: не в ущерб ли вашей депутатской деятельности станет ваше назначение генеральным директором РРИК?
Александр Андрющенко: — Разумеется, нет, я живу в Новочеркасске, а в Ростове всего лишь работаю. Я не оставляю свою депутатскую деятельность. Сейчас мы совместно с депутатом Вадимом Марыгиным готовимся поставить еще одну детскую площадку на границе наших округов, вопрос освещения улицы Ветеринарной тоже решается (на это я выделяю деньги из депутатского фонда). Хотя, конечно, у нас уже твердая тенденция подмены исполнительной власти депутатским корпусом. Но это происходит не от хорошей жизни и не от того, что депутаты желают выполнять чужую работу. Они просто видят городские прорехи и решают то, что в их силах.
Я бы хотел поблагодарить те ТСЖ, которые подключились к софинансированию установки детских площадок. Это позволило сделать гораздо больше для всего округа. Видно, что мы добились желаемого: когда бы я ни проезжал мимо новых площадок – детвора гроздьями висит на детских игровых комплексах. В следующем году, в случае выделения депутатского фонда, я планирую также потратить эти деньги на нужды детей.
row['name']