Сегодня:

Корни и следствия конфликта в детском саду

В нашу редакцию обратилась бабушка одного из воспитанников детского сада №40 «Теремок». Её четырехлетний внук посещает среднюю группу этого дошкольного образовательного учреждения. Письмо нашей читательницы мы приводим с небольшими сокращениями.

«Уважаемая редакция!
Прошу вашего содействия в разрешении ситуации, созданной непродуманными, непрофессиональными, выходящими за грани здравого смысла и элементарной этики, действиями заведующей детским садом №40 «Теремок».
Решив сделать подарок внуку, я обратилась к невестке за советом, — пишет бабушка, — мне представили список предметов из 11 пунктов, необходимых для приобретения в детский сад. У меня возник вопрос: «Для чего 4-летнему ребёнку упаковка файлов из 100 штук?» На что я получила ответ от невестки: «Это для заведующей детским садом». Хотя до этого мы уже приобретали для детского сада 30 папок «Дело» и упаковку бумаги для ксерокса. Я отправилась в детский сад с приобретёнными по списку товарами, предназначенными для ребёнка (мыло 2 шт., пачка салфеток, 2 папки и 20 файлов, альбом для рисования, кисть, обруч, скотч и т.д.) Старший воспитатель подтвердила слова невестки о том, что файлы предназначены для заведующей. Для выяснения правомерности данного списка я обратилась по телефону в Управление образования. Специалист Управления пояснила мне, что данный список, полученный от детского сада, является неправомерным. Она же сказала, что будет обращаться к заведующей детским садом по данному вопросу. Спустя два дня моя невестка была приглашена на беседу к заведующей детским садом. Со мной заведующая общаться категорически отказалась, сославшись на то, что я являюсь «никем для данного ребёнка» (мой сын проживает в гражданском браке с мамой мальчика). Во время беседы мамы ребёнка с заведующей была приглашена старший воспитатель группы, и ей было дано заведующей указание вернуть всё, что приобретено родителями для ребёнка, и больше с ним не заниматься. Возникает вопрос, а на своём ли месте руководитель детского сада с таким подходом к воспитанию подрастающего поколения? Мы не против благотворительности, но только той, которая применима во всём цивилизованном мире: с указанием реквизитов и расчётного счета детского сада, для перечисления добровольных, а не принудительных пожертвований».

Письмо нашей читательницы мы передали начальнику Управления образования Наталье Беликовой. Наталья Константиновна сразу же позвонила заявительнице и пригласила её на личный приём, пообещав разобраться в возникшем конфликте. Через несколько дней она сообщила корреспонденту «В» о принятых мерах.

— Как руководитель Управления образования, как человек, отвечающий за деятельность образовательных учреждений города, я принесла свои извинения этой женщине за то, что было ей сказано, и за тот тон, в котором с ней говорили, — сказала Наталья Беликова. — Я поговорила с этой женщиной о произошедшем, и полностью разделяю её возмущение. Люди хотят общаться в нормальном режиме, хотят, и имеют право, получать полную информацию, особенно когда дело касается их детей. Есть распоряжение по всем образовательным учреждениям об открытии специальных счетов, на которые родители могут в добровольном порядке делать благотворительные перечисления средств. Родительские комитеты вправе установить ту сумму, которую они хотели бы собрать в помощь детскому саду для решения каких-то необходимых, но незапланированных вопросов. Но эти пожертвования должны носить исключительно добровольный характер, ведь возможности у всех семей разные. Средства, которые перечисляются на благотворительные счета, должны расходоваться по согласованию между родительским комитетом и администрацией детского учреждения. В ходе нашего общения бабушка сказала мне, что, если бы ей была выдана квитанция на добровольное пожертвование и потом последовал бы отчёт, на какие цели израсходованы средства, то вопросов с её стороны не возникло бы. Работники детского сада проявили по отношению к бабушке неуважение, и у меня, как у руководителя, возникает вопрос: зачем тогда им надо работать с людьми? Я побеседовала с заведующей детским садом №40, и на состоявшемся недавно совещании с руководителями детских дошкольных учреждений тоже говорила на эту тему. Я знаю, что сотрудники детского сада извинились перед мамой ребёнка, и на сегодня достигнуто определенное равновесие в отношениях. Детское дошкольное учреждение оказывает гражданину комплекс образовательных услуг, и потребитель этих услуг имеет полное право на то, чтобы к нему было вежливое и корректное отношение, чтобы все действия учреждения были законны, а услуги оказывались бы в полном объёме.

Читательница, написавшая нам письмо, сделала это не потому, что ей было жалко потратить небольшую сумму на упаковку файлов для детского сада, для неё это стало делом принципа. И если бы сотрудники детсада по-человечески попросили бы её помочь садику с канцтоварами, наверное, она не отказала бы. Но вместо этого ей откровенно нахамили. В очередной раз сработал «человеческий фактор», нашла коса на камень, и ситуация дошла до известной детсадовской формулировки: «Забирай свои игрушки…». «Верните им все, что они купили, а с ребёнком не занимайтесь» — это уж совсем никуда не годится. Ребёнок-то здесь при чём? А родители детей — это не их подчинённые, а их клиенты, люди, которым оказываются образовательные услуги, и мы очень надеемся, что из этой истории будут сделаны правильные выводы всеми, кого она коснулась.