Сегодня:

Антонина Федоровна Степаньянц свой 100-летний юбилей отметила еще четыре года назад. Дольше века длится жизнь этой уважаемой женщины, а память по-прежнему остается светлой, и прожитые годы не теряются в тумане почтенного возраста.
Родилась она в станице Кочетковской. Мать умерла рано, девочке тогда было лет 10, отец погиб на фронте во время гражданской войны. Осталась жить с дедушкой и бабушкой. В детстве и юности на шее у своих дедов не сидела, помогала во всем, на что хватало сил: пасла коров и гусей, убирала виноград, плела плетни, резала хворост для топки, ходила за плугом в поле, делала сыры. После замужества переехала жить в Новочеркасск. Не боялась никакой, даже самой тяжелой работы. Работала на кролиководческой ферме, на уборке хлеба, косила траву в поле, полола посевы. Когда началась война, вместе с жителями города копала траншеи. Много лет проработала уборщицей на городском рынке.
Совершенно непринужденно Антонина Федоровна открывает секреты своего долголетия:
— Я пережила три голода. В самые лихие времена спасались рыбой — сосед рыбак был. И без дела никогда не сидела. Вот сейчас видеть стала плоховато, не все могу делать, так мне от этого не по себе. Помидоры, перец полоть не вижу, но травку во дворе, возле дома, выдергиваю – это мне по силам. Без работы просто не могу.
— Да она по дому чуть ли не за все берется, обед варить помогает, в огороде траву выпалывает, тапочки вязаные, лоскутные коврики на стульях – все ее работа, — дополняет младшая дочь Лида, в семье которой Антонина Федоровна живет всю жизнь.
— А вот еще помню случай, года два назад это было, к нам домой зашел наш депутат — то ли поздравить, то ли просто так, спросил меня, — смеется Антонина Федоровна, — а дочка говорит, да она в кухне рыбу чистит. Нам окуней принесли для засолки, я их как раз разделывала. Вот уж депутат удивился!
Сейчас Антонину Федоровну беспокоит лишь, что зрение ослабло, и это ограничивает ее активность, а в остальном ни на что особо не жалуется, она вообще с врачами за свою, скажем так, немалую жизнь дел почти не имела. Объясняет: «Да я серьезно не болела никогда, бог миловал, даже не температурила. Укол вот однажды делали мне в руку от столбняка, это было».
У Антонины Федоровны Степаньянц многочисленная семья: двое дочерей, трое внуков, семь правнуков, девять праправнуков. Окруженная заботой и вниманием близких, наделенная от природы (или от Бога?) большим запасом жизненных сил, с ранних лет привычная к труду, она легко перешагнула 100-летний рубеж и встречает гостей в юбилеи и праздники за накрытым столом.
Кстати, в Новочеркасске людей, возраст которых более 104 лет, двое: Антонина Федоровна Степаньянц и Марфа Ивановна Прилукина.
row['name']