Сегодня:

Пресс-конференция о деятельности Общественного совета при ФСИН России

Информационное агентство «Интерфакс-Юг» постоянно «соблазняет» донских журналистов возможностью встреч с интересными людьми. Вот и на этот раз в ростовском пресс-центре агентства, что называется, яблоку негде было упасть. И не мудрено, ведь журналисты пришли не только, чтобы получить ответы на достаточно актуальные вопросы взаимодействия общественности и системы исполнения наказаний, но и встретиться с очень известным человеком — народным артистом России, обладателем премии «Оскар», режиссёром и актёром Владимиром Меньшовым. Вместе с Владимиром Валентиновичем, который возглавляет Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний, в разговоре принял участие заместитель директора ФСИН Алексей Величко и бывший начальник ГУВД по Ростовской области, а ныне советник директора ФСИН — Алексей Белозёров.
В России сейчас имеется более тысячи исправительных учреждений разных типов: колоний, колоний-поселений, тюрем, воспитательных учреждений для несовершеннолетних, женских колоний, где содержатся около 600 тысяч осуждённых. В следственных изоляторах (они тоже входят в число этих учреждений) находится более 230 тысяч граждан. По количеству заключённых на десять тысяч жителей, Россия прочно удерживает второе место в мире, уступая лишь США. В системе Федеральной службы исполнения наказаний работают около 350 тысяч человек. Получается, что вопросы функционирования ФСИН в самой непосредственной степени касаются более миллиона жителей нашей страны, а если учесть семьи заключенных, подследственных и семьи работников ФСИН, то цифра это вырастет в 3-5 раз.
Общественный совет при центральном аппарате ФСИН был создан по указу Президента РФ в 2006 году. Аналогичные структуры действуют и при территориальных органах системы исполнения наказаний. Основной целью Общественного совета при ФСИН, как сказано в его учредительных документах, является «привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах». В составе Совета двадцать пять человек — ветераны МВД, юристы, деятели культуры, служители церкви, общественные деятели.
— Я вошёл в состав Общественного совета потому, что мне это предложили, — сказал В.В. Меньшов, — а согласился на это потому, что увидел возможность делать какие-то конкретные добрые дела для людей. И уже пара-тройка таких добрых дел в моем активе есть. Из Ростовской области, правда, ко мне не обращались. Общаясь с людьми, находящимися в заключении, надо быть настороже, все они говорят, что не виноваты совершенно ни в чём, но мой жизненный опыт мне подсказывает, что так не бывает. Чаще всего меня просят об условно-досрочном освобождении (УДО), когда человек на половине срока может выйти на свободу.
По словам заместителя директора ФСИН Алексея Величко, накануне встречи с донской прессой, члены Общественного совета посетили ростовскую исправительную колонию общего режима №10, встретились с осужденными и сотрудниками этого учреждения.
Автор этих строк спросил Владимира Меньшова о том, как он оценивает условия содержания заключенных.
— Своё общение с этими людьми я начинаю с вопроса о жалобах и претензиях, — ответил В.В. Меньшов, — и везде мне говорят: «Мы всем довольны».
— Вы верите этому?
— Я не знаю. Может быть, их предупредили о том, чтобы они не сказали лишнего. Я не знаю, как, но нужно сломать эту систему, и я подумаю, как это можно сделать, как получать достоверную информацию. Не может так быть, чтобы люди в колонии не имели претензий.
Валентина Череватенко, член Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области, задала ряд вопросов, затрагивающих разные аспекты взаимодействия общества и системы исполнения наказаний, в частности, по практике применения условно-досрочного освобождения.
Вопрос УДО находится исключительно в компетенции органов суда, но мало отпустить человека из мест лишения свободы. Важно провести его социальную реабилитацию, вернуть ему возможность жить и зарабатывать себе на хлеб честным путём. Об этом говорил заместитель директора ФСИН Алексей Величко.
— В массе своей у нас отбывают наказание люди за тяжкие и особо тяжкие преступления, — сказал он, — и, выйдя на свободу, они сталкиваются с очень большими проблемами. Особенно это касается женщин. Им трудно создать семью, а если до того, как такая женщина была осуждена, у неё и была семья, то очень часто её семья распадается. Рецидивная преступность в последнее время имеет тенденцию к росту. Нами принимаются меры по сохранению социальных связей осуждённых с внешним миром, с другой стороны, мы предлагаем применять альтернативные меры наказания. Например, можно заменить неотбытую часть наказания для «первоходов» не просто УДО, а принудительными работами. Человек сразу будет трудоустроен и начнет возвращаться к нормальной жизни. Мы хотели бы, чтобы суды подходили к этому вопросу более взвешенно, учитывали бы личностные качества осужденных.
— Если человека на 10 лет вырвать из общества и посадить в колонию, он вряд ли исправится, вряд ли сразу сможет начать новую жизнь в обществе, — заметил Владимир Меньшов, — над этим тоже надо думать. Да и работники этой системы не могут не вызывать сочувствие, им тоже очень трудно нести свою службу в такой среде.
Советник директора ФСИН Алексей Белозёров напомнил о том, что сейчас принята концепция реформирования системы исполнения наказаний, рассчитанная до 2020 года. Реформы должны коснуться условий содержания заключенных, условий работы персонала и режима учреждений. Все, конечно, упирается в деньги. А пока, как свидетельствуют разные источники, в некоторых колониях, расположенных в разных уголках России, заключенных ухитряются кормить на очень и очень скромные суммы, что, конечно, не может не сказываться на качестве жизни людей, за преступления или волею обстоятельств (бывает ведь и такое) попавших за решётку. Вместе с этим, участники разговора отметили очень заметные перемены в лучшую сторону, которые произошли за последний год в учреждениях Ростовской области.
Вопросов, связанных с деятельностью системы исполнения наказаний много, и решать их должны как соответствующие государственные структуры, так и общественность. Говорят, что «от сумы да от тюрьмы зарекаться нельзя», и кто знает, кто и когда (лично или через своих родных, близких или знакомых) столкнётся с тюремной темой, которая в жизни выглядит совсем не так романтично, как в кино.
row['name']