Сегодня: 20 апреля 5863, Понедельник

Вокзал станции Новочеркасск

С 1 января 1864 года началось регулярное железнодорожное движение по маршруту Грушевское поселение (теперь г.Шахты) – Новочеркасск – станица Аксайская (город Аксай), а к осени 1875 железная дорога протянулась от Ростова-на-Дону до Воронежа. Остановки поездов потребовали соответствующего их обустройства.
В Новочеркасске, в нижнем конце Крещенского (теперь Красного) спуска, была организована обширная Вокзальная площадь, и на ней вблизи железнодорожных путей построили деревянное помещение вокзала, вскоре замененное на капитальное каменное по проекту И.О. Вальпреде, бывшего тогда главным архитектором Грушевско-Аксайской железной дороги. Это весьма представительное здание обслуживало пассажиров железной дороги до начала 1943 года, когда было разрушено в результате бомбежки и артобстрела железнодорожной станции. После изгнания оккупантов из Новочеркасска срочно был построен (в районе нынешней автобусной остановки) временный деревянный вокзал.
3 июня 1949 года городская газета «Знамя коммуны» опубликовала материал с собрания железнодорожников и строителей под заголовком: «Началось восстановление вокзала станции Новочеркасск». На самом деле речь шла о строительстве нового здания на фундаменте прежнего с сохранением его объемной структуры, т.е. сочетания двух- и одноэтажных частей.
В середине 1951 года новый вокзал ввели в эксплуатацию. Его наружное и внутреннее оформление значительно отличалось от старого и было выполнено в духе послевоенной советской архитектуры (провинциальный вариант сталинского ампира).
Центральный ризалит главного (северного) фасада стал более выразительным за счет укрупнения окон второго этажа и завершения в виде фронтона с декоративной лепкой в тимпане и скульптурными украшениями над его углами (не сохранились). Фронтончик-сандрик над центральным окном аналогичен двум другим, завершающим входные портики слева и справа от ризалита.
В старом здании три входных двери находились в ризалите (теперь там арочные окна зала ожидания), а завершался он парапетной стенкой с часами.
Крыши одноэтажных и двухэтажных частей нынешнего здания ограждены широкими парапетными столбиками и металлическими решетками между ними. Прежде этих элементов не было. Фасад со стороны перрона решен проще. Центр двухэтажной части выделен легкой раскреповкой и завершен фронтоном. На уровне второго этажа он оформлен пилястрами. Рустованными пилястрами и карнизами обрамлены три наружные двери. Центральная ведет в вестибюль, правая — в кассовый зал, левая вела в ресторан. Теперь она наглухо закрыта, т.к. ресторана здесь давно нет и зал пустует.
Вокзал… Нет, наверное, человека в городе, который не побывал в нем. Много раз я в качестве пассажира (один, с женой, а то и всей семьей) уезжал отсюда в южном или северном направлении и возвращался обратно. Бывал провожающим и встречающим. Все это было довольно давно. А сейчас пришел любопытства ради. Внутри чисто и малолюдно, по два-три человека стоят у билетной кассы и кассы предварительной продажи. В зале ожидания – никого. Вышел на перрон, прошелся туда – сюда, очередной раз порадовался его добротности – шестьдесят лет стоит, круглосуточно подвергаясь вибрации от проходящих тяжелых составов, и – ни одной трещинки. На фасаде с этой стороны укреплены три памятных доски – одна посвящена забастовке железнодорожных рабочих в октябре 1905 года, две других – подвигам бронепоездовиков и железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Когда-то на фасаде со стороны города было две памятных доски, но одна незаметно исчезла. На оставшейся сообщается, что 10 марта 1920 года здесь было провозглашено создание первой в Новочеркасске комсомольской (коммунистического союза молодежи) организации.
И еще. Исчезли полосатые бетонные блоки, совсем недавно лежавшие вдоль северного фасада вокзала. Их заменила примитивная металлическая ограда, разделившая и без того небольшую привокзальную площадь на две зоны – пешеходную и для проезда автотранспорта. Мест для парковки автомобилей практически не осталось.
row['name']