Сегодня:

Аббревиатура МФЦ известна сегодня жителям десяти крупнейших городов и нескольких сельских районов Ростовской области. Что такое Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг хорошо знают ростовчане, жители Азова, Батайска, Волгодонска, Каменск-Шахтинского, Таганрога, Сальского и Октябрьского сельских районов. Но первыми клиентами этих новых для России учреждений были шахтинцы и новочеркасцы. Жители этих городов ещё несколько лет назад по достоинству оценили МФЦ, ощутив на собственном опыте результаты Административной реформы, реализуемой Администрацией Ростовской области.

РЕФОРМА НЕ ДЛЯ ПРОФОРМЫ
Масштабные преобразования, направленные на кардинальные изменения взаимоотношений органов власти и граждан, начались в Ростовской области ещё в 2004 году. Главными целями Административной реформы были и остаются вполне ясные и конкретные задачи: повышение эффективности деятельности областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области; рост удовлетворенности населения и предпринимателей качеством государственных услуг; стимулирование экономической активности на территории области. За этими скупыми строчками кроются масштабные преобразования, поиски новых форм работы, большие объёмы средств, вкладываемых в совершенно новые проекты. Административная реформа позволила органам власти сделать широкий шаг вперёд, и сегодня её плоды наглядны и осязаемы.
В десяти муниципальных образованиях Ростовской области созданы и действуют Многофункциональные центры с разработанной специально для этих учреждений информатизационной системой, программными продуктами, обширной базой данных, облегчающей гражданам получение тех или иных государственных или муниципальных услуг. Разработаны и внедрены Административные регламенты оказания услуг, четкий порядок и алгоритм, благодаря которому сберегается время и сохраняются нервы людей, обратившихся за той или иной услугой. Регламенты не только устанавливают порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, но и определяют чёткие временные нормы оказания услуги, режим информирования клиентов о той или иной услуге, и учреждают типовые требования к удобству и комфорту для помещений Многофункциональных центров.

ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Ростовская область была среди первых 16 субъектов Российской Федерации, где начала создаваться качественно новая структура предоставления госуслуг гражданам. Первые МФЦ появились в Шахтах и Новочеркасске. В Новочеркасске Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, действующий по принципу «одного окна», был открыт 28 января 2008 года. Для него был разработан специальный проект переоборудования и оснащения первого этажа здания на улице Дворцовая, 11. В кабинетах и залах, прежде занятых обычной офисной мебелью, появились удобные рабочие места для сотрудников, мягкие диваны, электронные табло, указатели, система автоматического информирования для посетителей. Все это потребовало солидных капиталовложений.
Для удобства граждан был разработан специальный график работы МФЦ, учитывающий возможность его посещения и в субботний день, запись на прием по телефону, консультации специалистов МФЦ в телефонном режиме. Главное преимущество МФЦ — это, конечно, не комфортный интерьер, а принцип оказания большого комплекса услуг в одном учреждении — «одно окно». В Новочеркасске это услуги социальной сферы, и на сегодня их перечень насчитывает 59 позиций — оформление получения различных льгот, компенсаций, субсидий и так далее.
Подготовку первенца к работе курировала Адми-нистрация Ростов-ской области. На создание МФЦ было затрачено около 8,5 миллионов рублей, выделенных из Феде-рального, областного и местного бюджетов. После открытия Новочеркасский МФЦ стал объектом показа, объектом передачи передового опыта. Его персонал принял немало делегаций из других субъектов Российской Федерации, где подобные учреждения только должны были появиться.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
МФЦ — не российское ноу-хау. Подобные учреждения действуют в разных странах, поэтому России есть с кого брать положительный пример. Одним из принципов успешного действия подобной структуры оказания государственных и муниципальных услуг населению является создание не просто обособленных центров, а целой сети МФЦ, объединенных в единую систему. При этом учитывается число жителей того или иного района города, равноудалённость МФЦ от потребителей. В Ростове-на-Дону и Каменске-Шахтинском работают как центральные офисы, так и филиалы, расположенные в разных районах города. В Сальском и Октябрьском сельских районах есть центральные МФЦ и центры доступа к услугам МФЦ во всех сельских поселениях.
Новочеркасский МФЦ так же ждёт организационно-техническое усовершенствование. В городе решено создать комплексный центр оказания государственных и муниципальных услуг, разместив его офисы в микрорайонах города. Один останется в центре Новочеркасска, другой расположится на Соцгороде, в здании на пересечении улиц Гвардейской и Бердичевского, третий — в микрорайоне Донской. Будет новой и организационно-административная форма этого учреждения. Значительно увеличится спектр услуг для населения. Этот проект планируется реализовать в 2012 году.
Расширение перечня предоставляемых услуг, интеграция различных ведомств по оказанию своих услуг в едином МФЦ — ещё одно из генеральных направлений развития системы этих учреждений. В городе Шахты создан МФЦ, который предоставляет широчайший спектр государственных и муниципальных услуг. На его площади объединены 17 учреждений федерального, регионального и муниципального подчинения, такие, как Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; Управление Федеральной миграционной службы; Управление внутренних дел (РЭГ ГИБДД); Межрайонная Федеральная налоговая служба; Центр занятости населения. Перечень услуг Шахтинского МФЦ начитывает более 500 позиций.
В прошлом году разработана модель информатизации областной сети МФЦ, что существенно позволит расширить возможности для клиентов. В конечном итоге житель любого муниципального образования области сможет получить услугу через любой МФЦ, вне зависимости от места проживания и регистрации. К примеру, жителю Новочеркасска, обратившемуся в свой МФЦ, не составит труда решить вопрос о приватизации земельного участка, расположенного в Октябрьском сельском районе.

МФЦ — В ПОМОЩЬ БИЗНЕСМЕНАМ
Многофункциональные центры Ростовской области сегодня оказывают госуслуги в двух важнейших направлениях: в деле социальной поддержки граждан и в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Услуги имущественно-земельной сферы пользуются постоянным спросом со стороны представителей малого и среднего бизнеса. Предоставление услуг по принципу «одного окна» в МФЦ заметно облегчает организацию предпринимательской деятельности.
Управлением инноваций в органах власти Администрации Ростовской области, совместно с Департаментом инвестиций и предпринимательства области, реализуется пилотный проект по организации предоставления 13 услуг в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства на базе МФЦ Сальского района. В рамках проекта создана межведомственная рабочая группа, определен перечень наиболее востребованных услуг и уже ведется работа по переводу услуг в МФЦ.
В Ростовской области на базе формируемой сети МФЦ создается возможность комплексной поддержки предпринимателей в плане получения субсидий по принципу «одного окна». В МФЦ клиента-предпринимателя смогут проконсультировать по перечню предоставляемых документов, по правовым основаниям на получение услуги, по срокам оказания услуги. Клиент может сдать документы, необходимые для оказания мер государственной поддержки, а МФЦ наделен правом представления интересов предпринимателей при получении субсидии.
Реализация этих новых проектов позволит добиться сразу нескольких целей: снизить объём документов, предоставляемых предпринимателями, упростить процедуру формирования пакета необходимых документов, сократить сроки получения услуг, исключить необходимость личного посещения государственных органов, принимающих решение о предоставлении услуги. Конечный итог этой работы — снижение административных барьеров, повышение качества оказания государственных услуг бизнесменам и, как следствие, — повышение инвестиционной привлекательности Ростовской области.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Политика Администрации Ростовской области направлена на всемерное расширение сети МФЦ как учреждений принципиально нового типа, зарекомендовавших себя с самой положительной стороны и на практике доказавших свою максимальную эффективность. В текущем году в области будут открыты ещё 20 МФЦ в тех территориях, жители которых на сегодня лишены возможности с минимальными затратами времени пользоваться теми или иными видами государственных или муниципальных услуг. Губернатор Ростовской области Василий Голубев принял решение оплатить за счет средств областного бюджета аренду помещений для двадцати новых МФЦ.
— Область найдет возможность профинансировать аренду помещений для МФЦ, главная задача — чтобы помещения были готовы принять необходимое оборудование, — сказал губернатор на заседании региональной антикоррупционной комиссии, состоявшейся в конце мая.
МФЦ будут аккумулировать информацию, касающуюся граждан и необходимую для получения ими тех или иных видов услуг. Это избавит людей от необходимости предоставлять лишние справки, документы со сведениями, которые уже занесены в базу данных.
Для подготовки кадров в Северо-Кавказской академии государственной службы создан учебно-консультационный центр МФЦ, на базе которого проходят обучение и стажировку работники подобных учреждений не только Ростовской области, но и всего Юга России.
Сеть МФЦ на Дону будет расширяться и совершенствоваться во всех направлениях. На эти цели Администрация Ростовской области не жалеет сил и средств, ведь эти усилия и капиталовложения дают очень быстрый эффект. Люди видят и чувствуют не только декларативную, но и реальную заботу о них. Уходят в прошлое многочасовые ожидания в коридорах разных учреждений, полуночные записи в очередь, хождения «за справкой для справки», идет наступление на ненужную бюрократию и, как её неизбежное следствие, — коррупцию. Успешно внедряется методика электронного доступа к получению государственных и муниципальных услуг. Прогресс в этой сфере очевиден, и он необратим.

Автор благодарит руководство Управления труда и социального развития Новочеркасска за содействие в подготовке этого материала.
row['name']