Сегодня:

Большинство голосов

«У толпы есть глаза и уши и немногое сверх этого.
Артур Шопенгауэр».

Стадо (стая) — группа животных, объединённая поведенческими механизмами. Для стада характерно наличие общего ритма жизни, который проявляется в том, что животные в стаде кормятся, отдыхают, перемещаются согласованно. Особи, образующие стадо, обычно неоднородны по возрасту, полу и другим признакам.
В стадах может иметься лидер — особь, которая определяет активность всего стада, а также направление и продолжительность перемещений.
Стадный образ жизни имеет ряд преимуществ. Одно из них то, что стадный образ жизни (и связанная с ним социальная организация) позволяют добывать больше пищи, чем они смогли бы поодиночке.
Животные сбиваются в стадо инстинктивно, меняя волю на комфорт.
Социальная жизнь людей тоже перетекает в самые разнообразные формы. Существует поведение, зависящее от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие формы организации людей, в которых проявления воли, желаний и нужд человека оказываются серьезно ограниченными влиянием окружающих.
Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общей цели, зато связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны.
Часто люди (или отдельный человек), даже не испытывая на себе психического давления со стороны, а только воспринимая поведение других, «заражаются», подчиняются, присоединяются и следуют.
Порой, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление.
Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость, усиливая влияние толпы на поведение ее участников и общий эмоциональный подъем.
При объединении негодующих по определенному поводу в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения.
Примерами этому служат массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовые патриотические (или лжепатриотические) акции.
Определены даже основные этапы формирования толпы.
Первым образуется ядро толпы.
Причем первоначально ядро может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но потом толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели.
А в дальнейшем все становится еще интереснее. Если первоначально общий объект интереса был действительно важным событием, то на новом этапе объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе, в разговорах участников толпы. Этот герой (или антигерой) — результат творчества самих участников.
В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.
Толпе присуще нарастающее эмоциональное заражение, а также восприимчивость к слухам. Суеверие основано на первобытном чувстве (страхе), и оно многократно усиливается в толпе.
Толпой часто овладевают агрессивные либо панические настроения.
Паника — это эмоциональное состояние, возникающее, как следствие, либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.
Предрассудки — ложные знание, превратившиеся в убеждение. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения.
У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а домыслы и мифы, которые рождаются в головах кого-то из толпы.
Еще один характерный признак толпы — неспособность к осознанию, бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Толпа живет исключительно чувством, логика отсутствует напрочь.
Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она отворачивается от очевидности.
Толпа никогда не стремится к правде. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Она категорично принимает или отбрасывает идеи целиком, не рассуждая и не обдумывая.
Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, толпа мыслит образами и способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела.
У людей в толпе отсутствует критическое отношение к себе.
В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Если изолированный индивид обладает способностью подавлять рефлексы, то в толпе эту способность он утрачивает.
Человек, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, в котором напоминает загипнотизированного. Он уже не осознает своих поступков. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно, когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд.
Зато появляется ощущение непобедимости.
Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в своей правоте тем более сильная, чем многочисленнее толпа.
Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. У людей в толпе наступает, и снижение интеллектуальной деятельности, и обнажаются скрытые качества: склонность к произволу, буйству, свирепости.
Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.
С толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказы и обещания.
Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями, преувеличивать, утверждать, повторять — вот аргументы, воздействующие на толпу. Утверждение тогда лишь влияет на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что воспринимается как доказанная истина. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера.

Говорят, что управлять толпой не легко. Тем не менее, управлять личностями намного сложней.
Восприимчивой толпе одинаково легко внушить как чувство обожания, благодарности, так и негативное отношение к человеку (событию).
Толпу делает общностью нередко именно то, что «против».
Потому гнев, вызванный, скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, легко понимается и развивается.
Ярость — обычное состояние неустойчивой личности. В толпе, наткнувшейся на препятствие, например, несогласие с ее мнением и несоответствие ее понятиям, накал во много раз усиливается.
Прощупывание и подготовка почвы, внесение зерна раздора и неразберихи — это и есть основные условия для удачной акции массового беспорядка.