Сегодня: 20 апреля 8913, Четверг

Закону «О занятости населения в Российской Федерации» — 20 лет!

Двадцать лет назад, 19 апреля 1991 года, был принят один из самых социально-значимых законов современной России – ФЗ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В нем прописаны правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Проще говоря, тогда, в 1991 году, в самом начале «переломных девяностых», законодатели сделали огромный вклад в будущее государства – создали закон, гарантирующий всем право на социальную поддержку и помощь в трудоустройстве.
В соответствии с законом, была создана Федеральная Служба занятости населения и ее структурные подразделения на местах. В Ростовской области, как и по всей стране, служба занятости населения начала свою работу с 1 июля 1991 года. Основные положения закона «О занятости населения в РФ», а также итоги работы Центра занятости населения г.Новочеркасска по реализации данного закона в течение двух десятилетий, прокомментировал начальник отдела информации, прогнозирования и статистики ЦЗН г.Новочеркасска Иван Маслий.
— Для того чтобы понять значимость для всех нас этого Закона, нужно мысленно вернуться на 20 лет назад и осознать, в каком экономическом и политическом состоянии находилась наша страна, — отметил Иван Иванович. – В это время наметился переход к рыночной экономике, а рыночная экономика, как мы знаем, предполагает, что труд – это такой же товар, как и любой другой. А значит, он продается и покупается на рынке труда. В это же время в нашу жизнь вошло понятие «частная собственность», появились частные предприятия, возросло количество нестабильно работающих предприятий и, как следствие, количество граждан, потерявших работу. Поэтому и был принят закон «О занятости населения в РФ» — это один из наиболее важных и своевременно принятых законов, вот уже 20 лет обеспечивающий социальные гарантии и содействие в трудоустройстве гражданам нашей страны.
За двадцать лет своего существования ФЗ «О занятости населения в РФ» много раз менялся. Всего в него вносились поправки и дополнения 21 раз. Основанием для такого рода перемен послужили положения двадцати федеральных законов и одного постановления Конституционного суда Российской Федерации.
— Сегодня в структуре этого документа содержится 37 статей, которые систематизированы в шесть глав, определяющих основные направления деятельности службы занятости по обеспечению содействия гражданам в поиске подходящей работы, — рассказал И.И. Маслий. — Закон определяет основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Статьи закона, объединенные в первую главу, посвящены разъяснению понятий и общих положений. Здесь даны определения терминов «занятость», «занятые граждане», «подходящая и не подходящая работа» и других, часто использующихся в законе. Кроме того, в этой главе буквально поэтапно описан порядок признания гражданина безработным. Одна из основных статей этой главы посвящена государственной политике в области занятости населения и полномочиям органов власти разного уровня. Муниципалитет, к примеру, вправе участвовать в организации и финансировании проведения оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
Вторая глава закона целиком и полностью посвящена правам граждан. В ней подробно прописаны права граждан на выбор места работы, на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. При этом, безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
— Также в этой главе гарантированы права россиян на профессиональную деятельность за рубежом и обжалование действий органов службы занятости или их должностных лиц, — отметил Иван Иванович.
Третья глава посвящена государственным гарантиям реализации права граждан на труд. Здесь перечислены основные гарантии государства гражданам нашей страны в области занятости, а также дополнительные гарантии отдельным категориям граждан, испытывающим трудности в поиске работы — инвалидам, работникам, уволенным в связи с сокращением численности штата, женам (мужьям) военнослужащих, уволенных с военной службы.
Четвертая глава посвящена орга-низации и регулированию работы службы занятости населения.
— Органы Государственной службы занятости включают в себя три уровня, — пояснил И.И. Маслий. — Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственные учреждения службы занятости населения на местах. Это определено статьей 15 закона. Пунктом 3 данной статьи четко определено, что услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
Отдельной статьей в законе обозначены нормы статистической отчетности ЦЗН. Стоит отметить, что вся наша деятельность строго регламентируется и контролируется. Существует ряд Административных регламентов, в соответствии с которыми строят свою работу все сотрудники Центров занятости. Десять регламентов, утвержденных Минсоцразвития России, – это десять алгоритмов, в которых прописаны, вплоть до времени исполнения отдельных этапов, все действия сотрудников Центра занятости при предоставлении услуг гражданам. Что касается контроля за нашей деятельностью, мы постоянно отчитываемся перед вышестоящими инстанциями по трем уровням отчетности. Ежемесячно ЦЗН г.Новочеркасска готовит 24 отчета, ежеквартально — 46, по истечении года — 53.
Имеется в четвертой главе закона о занятости и статья, посвященная работе Координационных комитетов содействия занятости населения. Основная функция, возложенная на Координационные комитеты, — выработка согласованных решений, касающихся занятости населения в рамках социального партнерства власти, профсоюзов, работодателей и службы занятости. В Новочеркасске такой комитет вот уже много лет продуктивно работает.
Кроме этого, в данной главе закона присутствуют статьи, определяющие порядок профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и организации общественных работ.
Пятая глава закона целиком посвящена участию работодателей в обеспечении занятости населения. Здесь перечислены мероприятия, выполнением которых работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, а также их обязательные действия по предоставлению службе занятости сведений об имеющихся вакансиях и информации о планируемом массовом увольнении работников.
А вот наибольший интерес для самих граждан, и в особенности тех, кто имеет статус безработных, представляет самая обширная шестая глава закона. В ней говорится о социальных гарантиях и компенсациях, предусмотренных для тех, кто стоит на учете в службе занятости.
— В этой главе очень четко и подробно перечислены все гарантии социальной поддержки безработных, прописаны условия и сроки выплат, а также размеры пособий, стипендии на время обучения и профессиональной переподготовки, материальной помощи. Кроме того, имеется исчерпывающая информация о порядке изменения размера пособий при длительном поиске работы, — рассказал Иван Иванович. – Сам размер пособия по безработице ежегодно определяется соответствующим постановлением Правительства России. В 2011 году минимальное пособие составляет 850 рублей, максимальное – 4900 руб.
Это краткое изложение основных положений закона, а с полным текстом закона «О занятости населения в РФ» и Административных регламентов можно ознакомиться на наших информационных стендах и с помощью информационных киосков, расположенных в информационном зале Центра занятости, а также в Многофункциональном центре на улице Дворцовой, 11. Кроме того, эти документы, а также оперативная информация об имеющихся вакансиях и проводимых Центром занятости мероприятиях, представлена на нашем сайте www.job.novoch.ru.
В заключение приглашаю жителей города Новочеркасска на проводимое Центром занятости 27 апреля 2011 г. в честь 20-летия закона «О занятости населения в РФ» мероприятие – День открытых дверей, в рамках которого (как и в течение любого рабочего дня) можно будет получить подробные консультации по всем нормам закона.
За 20 лет реализации закона-именинника на территории Новочеркасска Центр занятости населения достиг внушительных результатов. К примеру, общее количество обратившихся и получивших консультации по вопросам трудоустройства превысило 320 тысяч человек! Такие показатели говорят о большой работе, проделанной сотрудниками Центра занятости населения, а также о том, что в такого рода помощи нуждается большое количество горожан. А это значит, что работа ЦЗН г.Новочеркасска была востребована и будет востребована дальше. Главный принцип всех, кто работает в службе занятости, – оказать содействие в поиске работы как можно большему количеству новочеркасцев, чтобы на нашем городском рынке труда не было места напряженности.
row['name']