Сегодня: 20 апреля 1734, Вторник

Протоиерей Андрей Немыкин, духовник Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД РФ, отправляясь в очередную командировку на Кавказ, ответил на вопросы корреспондента «В».

— Возникает ощущение, что исламистские революции берут нас «в кольцо». Особенно после событий в Кабардино-Балкарии. На ваш взгляд православного священника, есть ли опасность для христианского мира в этой череде крушений в стабильных и лояльных мусульманских государствах?
— Везде эскалация насилия. Попытки усмирить все эти бунты, навести порядок без изменения самой системы в корне, наверное, ни к чему не приведут. Ничего хорошего не будет. Опасность для окружающего мира есть, конечно. Вопрос: кто придет к власти в арабских странах? Умеренные лидеры? Но я не верю, что в исламских государствах могут прийти к власти демократические режимы. По определению это невозможно. Иной менталитет, иная ситуация, иная культура, и вряд ли такое случится…
В тех арабских странах, где господствуют законы шариата, для христианина всегда есть опасность. Возьмите Пакистан, или тот же, более-менее благополучный, Египет. Там христиане подвергаются гонениям. Действует закон о богохульстве. Исповедование христианства там уже приравнивается к преступлению. Христианина можно оговорить, можно забрать его имущество, сжечь его дом, сделать все что угодно с его женой или дочерью. Люди абсолютно не защищены. Все разговоры о том, что христианство — это дозволенная вера, ни к чему не приводят. Как будет дальше развиваться ситуация, прогнозировать можно по-разному: одни видят в этом начало глобального цивилизационного конфликта, другие успокаивают себя тем, что есть надежда на перемены к лучшему. Я не хочу гадать — будем ожидать развития событий.
— А есть и третьи, которые предостерегают, что это американский замысел — расправиться с нами руками экстремистских исламистских режимов, бросить им Россию, как кость…
— Я не думаю, что это именно так. Американцы сами проморгали развитие событий. Не надо думать, что США — это какой-то супермонстр семи пядей в лбу. У них есть свои ошибки, свои просчеты, у них есть масса своих проблем. Просто, на мой взгляд, надо сказать, что ситуацию упустили западные спецслужбы, и все пошло не в том направлении. Все-таки главный враг у них не Египет, который был лоялен к США, не Ливия, которая занималась своими проблемами, а Иран в первую очередь. А там все попытки свергнуть существующий режим жестоко и планомерно подавляются, там не дают развиваться таким событиям, во всяком случае, пока.
— А в нашем окружении какие мусульманские республики к нам наиболее лояльны?
— На мой взгляд, это республики Поволжья – Башкортостан, Татарстан. Там развита промышленность, более прозрачная вертикаль власти, предсказуемость социальной и национальной политики, плюс примерно равное представительство тюрков и славян, и, следовательно, довольно длительный опыт мирного сосуществования.
На Северном Кавказе ситуация иная: экономика не развита, безработица, социальное напряжение, но и там прекрасно понимают, что вся экономика, как бы она ни была слабо развита, все равно «завязана» на Россию. Большинство понимает, что потуги сепаратистского плана — это тупиковый путь. Выгодно быть гражданами России и в плане бизнеса, и в плане образования и многого другого. При этом радикально настроенные «исламисты» — салафиты (у нас их принято называть ваххабитами, но это не совсем корректно, корректнее называть радикалов салафитами, т. е., сторонниками «чистого» ислама) на Северном Кавказе будут делать свое дело. Пока идет финансирование подрывной деятельности, всегда будут желающие, потому что это очень хорошо оплачивается. Понятно, что эта деятельность призвана покончить с властью «неверных». С властью «неверных», конечно, покончить можно, но с социальными проблемами — увы. Исторический опыт существования мусульманского халифата и других исламских государств доказывает принципиальную неустранимость этих проблем.
Кроме этого, установить салафитский ислам на Северном Кавказе довольно сложно, потому что в этом регионе есть очень серьезные проблемы в этническом и конфессиональном плане. Если мы возьмем Дагестан, там несколько десятков национальностей, свято берегущих свою культурную и лингвистическую идентичность, к тому же, очень серьезные позиции суфийского тариката накшбандии, считающегося салафитами «еретическим». В Чеченской республике и Ингушетии достаточно сильны местные традиции и обычаи — адаты, во многом определяющие местный образ жизни. Что опять же не устраивает салафитов. А суть салафизма заключается в том, чтобы полностью устранить все особенности и различия, традиции, чем так дорожат не только в Дагестане, Ингушетии, Чечне, но и в других Северо-Кавказских республиках.
— А насколько лояльны к россиянам жители Дагестана?
— Традиционно на территории Дагестана христиане проживали еще с четвертого века. Есть такое понятие, как христианская Албания. Это территория Азербайджана и Дагестана, где была своя поместная Церковь. С появлением ислама позиции христиан ослабли, но христианское население есть и в Дагестане, и в Азербайджане. И власть, как на территории Российской Федерации, так и в независимом Азербайджане, насколько я знаю, нацелена на конструктивное сотрудничество с христианской общиной, которую возглавляет епископ Александр Бакинский и Прикаспийский. В Дагестане, насколько мне известно, есть православные приходы, храмы — в Кизляре, в Хасавюрте, в Дербенте, Махачкале, Каспийске. Но процент славянского населения православного вероисповедания неуклонно сокращается.
— Так есть опасность для христианского мира или нет?
— Опасность для христианского мира есть всегда: внешняя, внутренняя… Вопрос в том, что мы подразумеваем под христианским миром? В действительности, христианским миром может быть только Церковь, Вселенская Православная Церковь, — столп и утверждение истины, хотя у нас сегодня принято считать христианским миром западную цивилизацию, но так ли это на самом деле? Современная западная цивилизация христианской может быть названа лишь только номинально. Это уже постхристианский мир. Там господствуют совершенно другие ценности и представления о жизни. Там идет открытая борьба с христианством во имя либерального индивидуализма, т. е., ничем не ограничиваемой свободы индивидуума. К сожалению, эта свобода — прежде всего свобода греха и страстей. Во имя этой свободы и в «оплоте демократии и свободы» — США, и в Западной Европе уже на законодательном уровне ведется борьба против христианства, и католического, и православного, и консервативных направлений протестантизма. От христиан, называющих вещи своими именами, требуют «политкорректности» и «толерантности», и не просто требуют, но и угрожают уголовным преследованием. В некоторых штатах Северной Америки выдвинуты законодательные инициативы уголовного наказания тех, кто называет гомосексуализм противоестественным грехом. В государствах Евросоюза либерально настроенные парламентарии, во имя абсурдной политкорректности и толерантности, запрещают христианскую символику в учебных и медицинских учреждениях. Христиане уже подвергаются дискриминации, впрочем, это лишь логическое развитие эпохи Просвещения с ее антихристианским запалом. Наша страна пережила невиданные гонения на Церковь, физическое уничтожение сотен тысяч верующих от высших иерархов до простых прихожан, разрушение храмов и монастырей, и самое страшное — растление миллионов человеческих душ, которое, впрочем, продолжается и поныне, причем, с помощью многих средств массовой информации. И у нас хватает политиков и либерально настроенных «интеллектуалов», люто ненавидящих христианство, реализуемое только в Церкви, стремящихся изолировать, дискредитировать, а еще лучше — уничтожить Церковь. Мы не боимся этого, во-первых, потому, что в состоянии борьбы Церковь только становится крепче, сильнее. А состояние успокоенности, благодушия и желание «почивать на лаврах» — оно для христианского мира действительно опасно. Чем комфортнее жизнь, чем она более наполнена материальными благами, тем больше расслабленности, тем больше вот такого равнодушия, «пофигизма», говоря современным сленгом. На самом деле так не должно быть. Мы должны понимать, что борьба происходит внутри человека, происходит вне его, и не надо бояться ввязываться в эту борьбу. Только должны быть четко определены цели, задачи, и рассчитывать надо в этой борьбе не только и не столько на себя, сколько на помощь Божию. Но только активно, а не пассивно ждать, когда Бог придет на помощь. Нужно самому быть деятельным в этом плане и понимать, что вне Церкви нет спасения, и кто не признает Христа Спасителя, тот и не христианин. А во-вторых, Сам Господь обещал нам, что врата Ада не одолеют Церковь, потому что Христос с нами «во все дни до скончания века», и это самое главное!
row['name']