Сегодня:

«Люди волей-неволей вглядываются в прошлое…
сама наша идентичность возникает из историчности…
Те, кто не может вспомнить прошлое, приговорены
к тому, чтобы сперва его выдумать»
(М. Хайдегер «Бытие и время»).

Ворошить прошлое очень полезно, чтобы не отрываться от корней своих и строить новое на фундаменте прошлых успехов. В свете развернувшихся дискуссий вокруг создания Общественной палаты в городе показалось своевременным посмотреть на историю города и истоки гражданского общества. С большим восхищением и уважением к дореволюционным традициям общественной активности в нашем городе хочу поделиться некоторыми своими «раскопками».

Кто они, дореволюционные активисты?
К 1916 году в городе Новочеркасске действовало около 60 общественных объединений. Из названий во многом становится ясно, кто объединялся и с какими целями. Помимо таких известных организаций, как «Общество Донских врачей», «Красный Крест», «Общество Донских торговых казаков», были: «Новочеркасский комитет Общества вспомоществования бедным семействам поляков, участвовавших в войне и бедствующему польскому населению, пострадавшему от военных действий», «Новочеркасское товарищество потребителей», «Новочеркасское взаимно-вспомогательное общество фельдшеров, фельдшериц и повивальных бабок», «Общество новочеркасских портных, скорняков и шапошников», «Новочеркасское общество поощрения рысистаго коннозаводства», «Общество любителей Донской старины», «Общество распространения полезных книг» и другие.
Сложилась устойчивая структура государственно-общественных учреждений, имеющих различную «подведомственность» (Ведомство Учреждений Императрицы Марии, Военное Министерство, Министерство Внутренних дел, Ведомство Православного Вероисповедания). В русле общероссийских тенденций местная социальная активность развивалась в казачьем контексте. Общинный казачий уклад жизни, подразумевающий коллективную идентификацию и солидарность, демократические способы принятия решений, ответственность и милосердие, основанные на православной христианской вере, способствовали развитию самоуправления, вовлечению горожан в решение социальных проблем того времени и поддержанию чувства единства в городском сообществе.
Государство поощряло социальную активность, направленную на решение проблем, на которые у него не хватало собственных ресурсов. Кем же были эти «предки» современных НКО-шников? Учредителями и членами обществ были в основном представители наиболее образованной части населения: интеллигенция, дворянство, духовенство, купечество и высшие чины казачьего Войска. Однако в общественно-полезной деятельности мог участвовать любой представитель мещанского или крестьянского сословий, даже неграмотный, пожелавший «оказать посильную помощь страждущему». Крестьянские семьи, например, брали на воспитание детей из «сиропитательного» дома и получали на это небольшие средства из казны.
Основанием для социальной активности, проявляющейся преимущественно в виде благотворительной и волонтерской деятельности, служили религиозно-нравственные мотивы, идеи милосердия и помощи ближнему. Ценностная основа нашла отражение в учредительных документах обществ, годовых отчетах и иных архивных документах.
Альтруистические мотивы находились во взаимосвязи с иными мотивами (прагматическими, охранительными). Зарождающийся класс промышленников-предпринимателей был заинтересован в развитии своего бизнеса. Участие в благотворительной деятельности давало льготы по местным налогам. Например, члены Общества Донских торговых казаков получали право на беспошлинную торговлю (число членов этого объединения достигало более тысячи человек). Зачастую только участие в благотворительности открывало путь к известности, званиям и наградам. К примеру, Донское общество призрения детей Новочеркасского сиропитательного дома имело свои нагрудные знаки (золотой и серебряный) и жетон организации. Знаки вручались почетным членам организации и за значительные пожертвования.
Разветвленная организационная структура позволяла дореволюционным обществам вовлекать в работу новых людей, удерживать их, привлекать ресурсы. Участвовать в деятельности организации можно было в качестве членов-учредите-лей, членов-соревнователей, почетных членов, действительных членов, пожизненных членов и сотрудников. Такой дифференцированный подход позволял учитывать материальные возможности потенциальных членов, разнообразие предлагаемых ими ресурсов и определять уровень морального вознаграждения, воздаваемого за вклад в деятельность организации. Общества внимательно подходили к приему новых членов. Для этого была введена категория членов-соревнователей, т.е. тех, кто хотел стать членом общественной организации и в течение года (или даже нескольких лет) доказывал своей деятельностью, что он достоин стать действительным членом данной организации. Это был своеобразный испытательный срок. Подобный способ привлечения горожан был связан с престижностью: принадлежность к какому-либо обществу поощрялась общественным мнением, повышала статус человека, позволяла ему стать публичной фигурой, способствовала достижению новых позиций во властных или предпринимательских структурах. Списки членов организаций и информация об их деятельности регулярно публиковались в специальных отчетах и местной прессе, а выдаваемые участникам объединений удостоверения (патенты) подписывались Войсковым Наказным Атаманом.

Чем занимались?
Деятельность дореволюционных обществ была сконцентрирована в двух направлениях: взаимопомощь и помощь нуждающимся гражданам. Большая часть организаций фокусировала свое внимание на конкретных группах нуждающихся: сироты-подкидыши, инвалиды по слуху, больные туберкулезом, погорельцы, беженцы, «родильницы» и др. Специфика деятельности организаций и целевая группа, как правило, были отражены в их названиях: «Областной комитет по призрению детей лиц, погибших в войну с Японией», «Епархиальный комитет по устройству быта беженцев», «Донской отдел попечительства Государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых» и др.
По сферам деятельности большинство объединений были ориентированы на решение социальных проблем (Донское попечительство о народной трезвости, Новочеркасский отдел Всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом и др.), работало в сфере образования и науки (Южно-российское горное общество, Донское общество содействия высшему женскому образованию и др.), в сфере культуры (Новочеркасское отделение Императорского русского музыкального общества и др.). Поскольку Донской край является аграрной территорией, часть организаций действовала в этой сфере (Донское общество сельского хозяйства, Донской областной комитет виноградарства и виноделия и др.).
Местные общественные инициативы появлялись вслед за возникновением какой-либо социальной проблемы и были ответом, призванным смягчить ее негативные последствия. В отчете Новочеркасского Общества помощи населению местностей России, пострадавших от войн, говорится: «Идея организации Общества по оказанию помощи беженцам появилась у отдельных лиц и учреждений в первые же дни появления беженцев. 3 ноября 1914 г. финансовая комиссия Городской Думы постановила ассигновать 1000 р. на помощь беженцам и войти в Думу с ходатайством об избрании особого местного комитета для организации помощи беженцам» (строки из годового отчета организации). Впоследствии Общество помогло в устройстве быта тысячам беженцев и стало организатором городских акций по сбору вещей (фургонный сбор).

На какие средства работали?
Бюджеты организаций могли состоять из государственного, войскового, частного капиталов (а также процентов с них), процентов по ценным бумагам, членских взносов членов организации, коммерческой деятельности. Разнообразие ресурсной базы позволяло организации выжить в случае утраты какого-либо из источников.
Никакое общество не могло получить разрешение на открытие своей деятельности без финансового обеспечения и представления в регистрирующий орган подтверждений об этом.
Основу любого общества составляли членские взносы. Они были дифференцированными. Количественный состав участников организации определял и ее финансовую устойчивость. Членская структура организации позволяла иметь постоянный источник финансирования, а также была средством вовлечения граждан в общественную активность на регулярной основе, а не от случая к случаю.
Общества получали от частных лиц не только обязательные членские взносы, но и добровольные пожертвования, завещания, согласно которым на благотворительные нужды передавались капиталы, имущество, земля. В большинстве случаев пожертвования носили «адресный» характер, т.е жертвователь указывал, на какую деятельность они должны быть использованы.
Организации вели коммерческую деятельность и зарабатывали на проведении концертов, лекций, лотерей, издании книг, организации чайных домов и другими способами. Например, за счет платных концертов, которые давались членами Новочеркасского отделения Император-ского русского музыкального общества, десятки детей смогли обучаться музыке бесплатно. Помимо денежных средств, в качестве пожертвований организациям передавались земли, здания, а также вещи для нуждающихся. Ряд организаций располагался в домах, оставленных им владельцами по завещаниям. Например, Донское окружное правление Российского Общества Красного Креста владело таким зданием в Новочеркасске. В нем долгие годы располагалась община сестер милосердия и склад для сбора вещей. В советский период оно было отнято и в нем располагалась коммунальная служба. В современный период дом был приватизирован и в настоящее время является частной собственностью.
Дореволюционные общества не только получали в дар здания, но и сами строили и оборудовали общественно-полезные учреждения, ряд из которых работает в этом качестве и сегодня (больница на ул. Красноармейской, туберкулезный санаторий, центральная библиотека и др.).

Взаимодействие
Основой для взаимодействия органов власти и общественных объединений было большое поле социальных проблем, возникших в переходный к индустриальному обществу период. Это было время возникновения и становления большого количества новых негосударственных структур, социальных и общественных учреждений (школы, институты, музыкальные классы, библиотеки, сиропитательные дома и т.д.).
Понимая, что решить массу возникающих социальных проблем без опоры на население и его ресурсы невозможно, органы власти реализовывали социальную политику с помощью общественных объединений.
Высокий уровень доверия государственной и местной казачьей власти позволял получать нематериальные «дивиденды» и объединениям, имеющим в названиях слово «Императорский». Взаимодействие различных структур строилось на принципе сотрудничества и имело единые цели (помощь нуждающимся) и ценности (религиозно-нравственные). Роль общественных объединений заключалась в вовлечении новых членов и поддержании воспроизводства общественно-полезной деятельности. Роль государственной власти заключалась в создании нормативно-правовой базы для деятельности (процесс ее регламентации получил наиболее завершенные формы во Временных правилах об обществах и союзах 1906 г.), инициировании создания и финансовой поддержке обществ. Роль местного самоуправления заключалась в регистрации, патронаже, координации, финансовой поддержке. С 1906 г. порядок открытия обществ был облегчен, регистрация общественных объединений была передана на местный уровень. В ведение казачьей власти поступило право на выдачу разрешений на открытие и закрытие организаций, контроль за соблюдением уставной деятельности и расходованием финансовых средств. Контроль со стороны местной власти за созданием и деятельностью различных обществ был значительным. Наличие в составе попечительских советов организаций представителей власти, их родственников, с одной стороны, повышало авторитет обществ, с другой — было своеобразным способом контроля. Власти контролировали движение финансовых средств организаций. План работы и смету доходов и расходов на предстоящий год общества направляли на утверждение окружного атамана. Надо заметить, что контроль касался расходования всех средств обществ, а не только тех, которые были переданы правительством или атаманским правлением. Власти, с одной стороны, делегировали общественным объединениям реализацию части функций социальной политики (вместе с финансовыми средствами), с другой – взяли под жесткий контроль. Таким образом, создались своеобразные государственно-общественные объединения, в рамках которых осуществлялось взаимодействие, характеризующееся регулярной коммуникацией. Высокий уровень взаимодействия поддерживался за счет организационной структуры обществ. Постоянное участие представителей власти и общественности предусматривалось уставными документами. Отчетность, утверждение планов и смет, информирование, ходатайства о проведении мероприятий (спектаклей, благотворительных концертов и т.д.), присутствие на общих собраниях и ключевых событиях в организациях, — эти прямые контакты позволяли поддерживать постоянный высокий уровень коммуникации, что в итоге способствовало активности организаций и лучшему согласованию частных и государственных интересов.

Почему вызывали доверие у населения?
Это стало возможным в результате добровольного и обязательного распространения обществами информации о своей деятельности. Организации уделяли этому много внимания. Уже при регистрации обществ закладывались основы прозрачности. Сбор в размере 3 руб. (согласно ст. 25 Временных правил об обществах и союзах), который заявители приносили вместе с уставом и заявлением в Донское областное по делам об обществах Присутствие, шел на публикацию в газете информации о целях новой организации, учредителях и видах деятельности. В уставах самих организаций также заложены в отдельном параграфе принципы отчетности, гласности в деятельности. «Все действия Общества должны подлежать самой широкой гласности и быть во всякое время доступны ознакомлению не только собственных членов, но и каждого постороннего Обществу лица. Поэтому годовой отчет о деятельности Общества, а также смета, обязательно и своевременно публикуются как отдельными изданиями, так и через газеты» (из устава Донского филантропического общества).
Ежегодно все организации публиковали книжки-отчеты о своей деятельности (достижениях и финансовых тратах), планах работы и составе участников. Отчеты рассылались всем членам организации и жертвователям, публиковались в прессе, представлялись на общих собраниях. Наряду с отчетами общественные организации Новочеркасска публиковали в прессе материалы о регулярных собраниях своих членов. Ведущим членам Общества направлялись также пояснительные записки по тем или иным проблемам. Делопроизводство велось на высоком уровне, что и позволило сегодня иметь представление о работе дореволюционных объединений.
Из приведенных данных о дореволюционных обществах можно заметить, что нам есть чему поучиться у них с точки зрения организационного развития. В архивных документах мы можем встретить конкретные примеры вовлечения новых членов в общественно-полезную деятельность, увидеть элементы фандрайзинга (привлечения средств), восхититься высокой степенью самоорганизации и внутреннего контроля, открытости и полноты сведений о деятельности дореволюционных обществ.
Ни по уровню доверия, ни по числу активных участников, ни по размерам бюджетов современные общественные объединения и близко еще не подошли к своим дореволюционным предшественникам! У тех, правда, был длительный период становления – около 70 лет, а у современных объединений «новая история» насчитывает около 20 лет. Законодательство и налогообложение в области НКО и сегодня находится в стадии становления, и признается экспертами как самое противоречивое и запутанное в России. Молодое гражданское общество имеет хорошие истоки, знание которых позволит не только испытывать чувство восхищения предками, но и учиться у них.

В подготовке публикации были использованы материалы ряда архивов Ростовской области и краеведческого отдела ЦГБС, за что особая благодарность его сотрудникам В.М. Иваненко и Н.И. Буниной.
row['name']