Сегодня:

Бои местного значения

4 февраля городская Дума утвердила Положение «Об Общественной палате города Новочеркасска».
Мнение об этом событии неоднозначное. И хотя юрист Думы указал в своем заключении «… проект решения не противоречит действующему федеральному и областному законодательству, а также не содержит коррупциогенных факторов», страсти вокруг принятого документа (и процедуры его принятия) разгорелись нешуточные.
Для чего создается общественная палата – это понятно: «Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов жителей города Новочеркасска, общественных организаций, органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод жителей города Новочеркасска, демократических принципов развития гражданского общества в городе Новочеркасске». Собственно, этим же целям служил Общественный консультативный совет при мэре города, прекративший свое существование 2 декабря прошлого года. Созданный еще при мэре Волкове, он, по рассказам его членов, собрался раза два, не более: на первый оргсбор и перед выборами мэра, чтобы «правильно» сориентировать общественников – за, естественно, Волкова.
С созданием Общественной палаты многие горожане связывали немалые надежды: предполагалось, что в его составе смогут работать самые активные, самые лучшие, самые уважаемые земляками. И вот родилось Положение.
Даже поверхностный анализ показывает, что, по сути, Общественная палата ничем не отличается от почившего в бозе консультативного совета. Цели благие, механизмы взаимодействия прописаны. Вопрос в том, кто это будет выполнять.
«Общественная палата состоит из 30 человек, членов Общественной палаты и формируется в соответствии с настоящим Положением из пяти жителей города Новочеркасска, представителей действующих в городе Новочеркасске общественных организаций, выдвигаемых Мэром города Новочеркасска, пяти жителей города Новочеркасска, представителей действующих в городе Новочеркасске общественных организаций, выдвигаемых Городской Думой города Новочеркасска и двадцати представителей общественных организаций действующих в городе Новочеркасске, выдвигаемых в соответствии с настоящим Положением».
Всё! То есть в Общественную палату может попасть только житель нашего города, состоящий в ОДНОЙ ИЗ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. При этом мэр и Дума могут каждый выдвинуть по пять своих кандидатур, но … тоже «представителей действующих в городе Новочеркасске общественных организаций».
Вот где собака зарыта! Будь ты хоть семь пядей во лбу, поддержан сотнями своих земляков, облачен доверием новочеркасцев, ты ущербен, если не числишься в списках какого-нибудь клуба любителей кактусов, ежегодно сдающего отчеты в Управление юстиции.
До такого новшества не додумалась даже Общественная палата РФ: в соответствии с Федеральным законом, она формируется из сорока двух граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, сорока двух представителей общероссийских общественных объединений и сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. То есть счастливый президент, в отличие от новочеркасских мэра и депутатов, волен выбирать лучших из простых россиях, не обремененных членством общественных объединений. При этом президент проводит консультации с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами, чтобы выслушать их рекомендации относительно кандидатур («имеющих особые заслуги перед государством и обществом»), а мэр и Дума Новочеркасска – не сметь: только с общественными организациями. Причем, согласно утвержденному Положению, единственная заслуга отбираемых кандидатур (перед государством и обществом?) – опять-таки пресловутое «членство».
Может, мы что перепутали? – подумали мы и сравнили еще две статьи: Федерального закона и новочеркасского Положения об Общественной палате. Увы… В Новочеркасске: «Членом Общественной палаты может быть гражданин Российской Федерации житель города Новочеркасска, достигший возраста восемнадцати лет, являющийся членом действующей в городе Новочеркасске общественной организации». В России: «…гражданин Российской Федерации, достигший возраста восемнадцати лет».
Удивившее нас Положение удивило не только нас. Депутат городской Думы по 5-му избирательному округу А.А. Кутырев, ратовавший за самое широкое представительство горожан в местной Общественной палате, взял да и отвез Положение в Москву: пусть почитают умные люди, дадут заключение и рекомендации. В Аппарате Общественной палаты РФ заявление приняли, обещали разобраться. По словам Андрея Андреевича, в ближайшую пятницу в наш город ожидается визит гостей из «старшей» Палаты.
Если Кутырев сразу вышел с жалобой на российский уровень, то М.В. Поволоцкая, председатель Союза предпринимателей Новочеркасска, ограничилась пока местным прокурором. Марина Валерьевна имела намерение как гражданин принять участие в обсуждении проекта Положения. Бывший депутат Думы, она отлично знала ее регламент и в соответствии с ним подала письменную заявку для участия в заседании 4 февраля и предоставления права на выступление.
— В нарушение статей 37 и 40 Регламента Думы, слово для выступления в прениях при обсуждении вопроса повестки дня Думы мне предоставлено не было, — рассказала нам Поволоцкая. — Председательствующий не проинформировал депутатов о моем желании выступить, не выяснил, настаиваю я на выступлении или нет, и прения по этому вопросу повестки дня были прекращены, так и не начавшись, без решения, которое должно приниматься большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании.
«Считаю, — написала она в прокуратуру, — что решение по вопросу повестки дня Думы «Об утверждении Положения «Об общественной палате города Новочеркасска» принято без широкого и гласного обсуждения в ходе подготовки и принятия, с нарушениями порядка рассмотрения на заседании Думы, что ставит под сомнение законность самого решения Думы по данному вопросу, так как нарушены основные принципы в деятельности Думы – гласности и открытости, равноправного и свободного обсуждения и коллективного решения вопросов».
По словам Марины Валерьевны, в обсуждении Положения не участвовали даже такие крупные общественные организации, как общества инвалидов и слепых. А в самом документе куча «ляпов», которые не позволят Палате работать. К примеру, она не является юридическим лицом, у нее нет расчетного счета, не прописаны источники финансирования. Мелочи – скажет кто-то. Отнюдь. Вы хотите получить ответ на свое письмо в Общественную палату? Значит кто-то должен его зарегистрировать, рассмотреть, а потом готовый ответ вложить в конверт и наклеить марку. Вы знаете, что это денег стоит? Ответственный секретарь, на которого Положением возложено, в частности, «материально-техническое обеспечение деятельности», будет слезно просить канцтовары у сильных мира сего? Можно ли говорить тогда о независимости Общественной палаты…