Сегодня:

В начале каждого календарного года всех горожан очень волнует вопрос о тарифах ЖКХ. Тарифы ежегодно растут, как бы их ни пытались сдерживать. И конца росту тарифов пока не предвидится. Не стал исключением и новый 2011 год.
Многие горожане по привычке во всех неприятностях обвиняют городскую администрацию, что, пожалуй, не совсем правильно. В настоящее время из всех тарифов на услуги ЖКХ на местном уровне утверждаются только два вида: тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО и тарифы для населения на содержание и ремонт неприватизированного жилищного фонда. Постановлением Администрации города от 28.12.2010 № 2862 утвержден на 2011 год тариф на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в размере 232,86 руб./м3, без НДС, рост к 2010 году составляет — 110,6%.
Все остальные тарифы утверждаются на областном уровне постановлениями Региональной службы по тарифам (РСТ). С августа 2010 года полномочия по утверждению тарифов на водоснабжение и водоотведение также были переданы РСТ Ростовской области. Организациями коммунального комплекса нашего города разработаны производственные и инвестиционные программы. Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса утверждаются на уровне, обеспечивающем финансовые потребности для реализации производственных программ и безубыточную работу организаций.
Тариф на электроэнергию для населения – 3,08 руб./кВт.ч, для населения, проживающего в домах, оборудованных электроплитами – 2,15 руб./кВт.ч
Розничная цена на природный газ, реализуемый населению в 2011 году:
с 1 января 2011 г. – 3,547 руб. за 1 м. куб.
с 1 апреля 2011 г. — 3,785 руб. за 1 м. куб.
В 2011 году уровень оплаты населением нашего города будет составлять 100 % от тарифов, утвержденных для предприятий – поставщиков коммунальных услуг
Губернатор Ростовской области Василий Голубев подписал распоряжение, предусматривающее комплекс мер по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах цено-образования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», рост платежей в 2011 году не должен превышать 15 процентов по отношению к прошлому году. Однако в ряде территорий Ростовской области этот предельный уровень был превышен. В связи с этим губернатором было принято решение о дополнительных мерах поддержки населения. Предусмотрена адресная социальная выплата гражданам за счет средств областного бюджета в случае, если тарифы за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению превышают предельные критерии.

Что стоит за всеми приведенными выше цифрами? За комментарием автор этих строк обратился к заместителю главы администрации Новочеркасска Владимиру Иващенко. По его мнению, администрация города внимательно отслеживает ситуацию с тарифами городских предприятий ЖКХ, но утверждение этих тарифов сейчас осуществляется на областном уровне. Он отметил, что многие городские управляющие компании и ТСЖ по привычке пытаются ориентироваться по величине тарифа на содержание и ремонт неприватизированного жилого фонда, утверждаемого на муниципальном уровне, хотя это и не совсем правильно. В каждой управляющей компании должен быть свой обоснованный тариф, утверждаемый на общем собрании жителями каждого дома. То есть величину тарифа на содержание и ремонт для управляющей компании должны определять сами жильцы, исходя из конкретных особенностей своего дома. И ссылки на тариф, утвержденный главой администрации для муниципального жилья, тут неуместны. Но управляющие компании не хотят проводить такую работу и попросту «привязывают» свой тариф к муниципальному.
Владимир Иващенко также обратил внимание на то, что в Новочеркасске в настоящее время насчитывается 9 теплоснабжающих организаций, каждая из которых имеет свой собственный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию. Так уж сложилось исторически в нашем городе. Попытки прошлой администрации создать единую организацию — поставщика услуг — были признаны не соответствующими федеральному законодательству. Таким образом, в Новочеркасске нередко возникает ситуация, когда два стоящих по соседству дома обслуживаются разными поставщиками тепла. У каждого из них своя котельная, свои сети, свой износ этих сетей и т.д. Соответственно, жители соседних домов оплачивают тепловую энергию по совершенно различным тарифам.
По теплоснабжению у всех предприя-тий-поставщиков рост тарифа не превысил максимально установленные законом 15 процентов, кроме маленькой котельной ОАО «Новочеркасскгоргаз», где региональной службой по тарифам согласовано включение части прошлогодних затрат в тариф этого года. Что же касается водоснабжения и водоотведения, исключением является ситуация с микрорайоном Октябрьский. В связи с тем, что решением Арбитражного суда Ростовской области в конце декабря 2010 года признано банкротом МУП ЖКХ «Октябрьский», с 1 января 2011 года ресурсоснабжающей организацией на территории микрорайона стал МУП «Горводоканал». У абонентов станет действовать тариф, утвержденный для этой организации, поскольку тариф на услуги предприятия устанавливается вне зависимости от территории обслуживания. Таким образом, рост тарифа для жителей микрорайона по канализации составил 160 %. Чем это вызвано? В 2010 году МУП «Октябрьский» пользовался услугами по канализации от ОАО «ПК «НЭВЗ», где тариф был более чем вдвое ниже, чем у МУП «Горводоканал», сотрудничающего с ОАО «НЗСП». Вот и образовался «скачок». Чтобы жители не стали заложниками ситуации со столь значительным ростом тарифа, администрация города предполагает вынести на заседание городской Думы вопрос о предоставлении адресной социальной помощи населению, проживающему на данной территории. В случае положительного решения Думы, каждый житель микрорайона при отсутствии задолженности по уплате за услуги ЖКХ сможет в индивидуальном порядке обратиться в УТиСР администрации за получением этой адресной социальной помощи.
Подводя итоги, хочется сказать, что рост тарифов в отечественной системе ЖКХ, к сожалению, неизбежен и будет продолжаться. Причин можно назвать несколько. Тут и непрерывный рост цен на энергоносители, и инфляция, регулярно оказывающаяся выше заявленных Правительством РФ показателей. Большой развал всего ЖКХ, почти не имевшего финансирования на протяжении как минимум двадцати лет. Все это объективные причины роста тарифов ЖКХ, хотя, на мой взгляд, имеются и причины субъективные. Хотелось бы, впрочем, чтобы рост зарплат и пенсий в нашей стране хотя бы не отставал от роста этих тарифов.