Сегодня:

В школах могут появиться специальные службы примирения

Не секрет, что детская и подростковая среда – это особая сфера, где отношения выстраиваются не всегда просто. Конфликты, споры и противоречия – их нормальные составляющие. А вот найти цивилизованный выход и решить конфликт без применения силы удается не всегда. Научить детей мириться, уважать мнение противоположной стороны и видеть не только свою точку зрения призваны службы примирения. Они же способны стать эффективным инструментом профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних, распространения экстремистских настроений.
Такие службы появляются во многих российских школах. В мире эта практика существует уже на протяжении десятков лет. В числе лидеров в нашей стране – Пермский край и Волгоградская область. Новочеркасск может стать первым городом нашего региона, где появятся подобные службы. На минувшей неделе в администрации города прошло заседание в формате «круглого стола», где обсуждались функции и возможности подобных служб. Участие в дискуссии приняли директора школ и их заместители, представители общественных организаций, учреждений дополнительного образования и те, ради кого вводится новая структура,- подростки. Гостями мероприятия стали представители волгоградских школ, где уже накоплен опыт работы таких служб. Инициатором проведения встречи стала общественная организация «Союз женщин Дона». По ее приглашению в наш город приехали представители общественного центра «Судебно-правовая реформа» (г. Москва).
Главное отличие служб примирения от работы психологов и милиционеров, работающих с подростками и детьми, – большая самостоятельность самих детей в решении конфликтов. Предполагается, что службой примирения создаются условия, в которых подростки и дети могут сами поставить точку в конфликте, проанализировав его и найдя компромисс.
— Научить состраданию, пониманию, принятию противоположной точки зрения — вот задача, которая стоит перед нами, — отметил Рустем Максудов, председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, президент общественного центра «Судебно-правовая реформа», автор книг и публикаций по восстановительной и медиальной юстиции.
Во время обсуждения проблем, связанных с конфликтами в детской среде, эксперты отметили ряд проблем. Это отсталость школы и системы образования от социокультурной действительности, погруженность детей в виртуальную реальность и отсутствие представлений о том, какие знания и навыки понадобятся человеку в 21 веке. Все сошлись во мнении, что постепенно происходит разобщение общества – дети не умеют и не хотят общаться в реальной среде, предпочитая этому виртуальность. А в итоге это неумение и приводит в к противостояниям и конфликтам. И, соответственно, неумению их разрешать.
Для того, чтобы переломить ситуацию, и создаются службы примирения. Эксперты отметили, что они должны работать на добровольной основе. Модель может быть разной, но главное – желание самих детей искать выход из конфликтных ситуаций. Предполагается, что помогать в этом будут специально обученные медиаторы – именно они и не позволят разгораться противостояниям, а будут направлять конфликт в «мирное русло» и пригласят стороны за стол переговоров. Работа службы примирения может строиться под контролем заместителя директора по воспитательной работе. К ней могут привлекаться и родители (хотя опыт школ Волгограда показывает, что зачастую они предпочитают либо остаться в стороне, либо ищут другие, авторитарные пути решения).
Семинары по обучению медиаторов уже проходили в Новочеркасске. И, кстати, они заинтересовали представителей других территорий. Активное участие в дебатах приняли представители школ Обливского района и Таганрога – они тоже стремятся создать у себя подобные службы и опыт нашего города берут за пример.
row['name']