Сегодня:

Все человеческое грустно, поэтому люди любят чудиков и шутников так сильно, что они получают статус народных героев. Александр Григорьевич Малашенко всего лишь год назад открыл Уголок Деда Щукаря в библиотеке имени Шолохова на Буденновской, и он уже успел обрасти экспонатами и друзьями. Философы считают, что люди, умеющие организовывать досуг, достигли наивысшей степени цивилизованности. «Чтобы не пройти мимо первой годовщины», мы взяли интервью у основателя «всей этой Щукариады».
– Обычно создатель, выпустив свое творение в белый свет, теряет над ним власть…
– Да, наше детище начинает жить своей жизнью. Некоторые экспонаты появились уже без нашего участия. Поэтому мы и назвали музей народным. Но я не думал, что так быстро начнется пополнение коллекции. Рассчитывал, что это произойдет, когда повысится статус. Но если все так быстро образовалось, это говорит о том, что люди все еще ходят в библиотеку. А я уже думал, что книги все добывают в Интернете. Музей определяет наши встречи, приучает к более ответственному отношению, ведь мы уже сделали шаг в историю.
– А задумывался клуб или музей?
– Клуб юмористов у нас уже был. Многие музеи существуют при клубах. Как организация людей это — клуб, а мы уже создали Уголок, который трансформировался в музей. Общались давно (четыре десятка лет – М.К.) под эгидой неофициального клуба юмористов, а хотелось какой-то деятельности. Не просто общения, а чтобы дело объединяло. А идея народного музея возникла, когда в Интернете прочитал про музей Остапа Бендера. Завязали отношения с его создателем сначала в сети, а потом и лично. И еще. Думал, как распорядиться моей коллекцией юмористической литературы, которую я собирал всю жизнь: есть уникальные издания, отражение эпохи. Часть книг у меня забрал Музей юмора и сатиры в Габрово, а потом я подумал: почему бы не оставить библиотеку в Новочеркасске? Ознакомившись с идеями музеев литературных героев, я понял, что ближе всего нам шолоховский Дед Щукарь. Я обратился в ЦБС, озвучил идею, и нам пошли навстречу и приютили в библиотеке имени Шолохова на Буденновской. И сейчас директор Шолоховского филиала Виктория Ильинична Колесникова обращает внимание посетителей на наши экспонаты. Ко дню рождения нам выделили еще одну стенку, и получился настоящий уголок.
– На какой культурный слой вы рассчитывали?
– Прежде всего, на «политехническую» интеллигенцию, которая сдружилась, начиная со студенческого возраста. Поколение шестидесятников. И молодые тоже примыкают к общению. Свидетельство тому – присутствие на первоапрельском заседании руководителя молодого коллектива ТЮСа ЮРГТУ . Основное наше окружение – это поэты, художники, фотографы, самодеятельные артисты и те, кто любит юмор и не боится сатиры. Поэтому творческие традиции сохраняются. Интересно, что есть и заочные участники клуба – наши друзья, живущие в других городах: Саша Брежнев, Коля Серпокрылов. Саша прислал картину «Буденный и дети», в которую он вместо детских личиков поместил наши фотографии. Коля Серпокрылов посвятил нам стихотворение. А Миша Точилкин из Москвы предложил нам название «Шайка Деда Щукаря», и при вступлении в нее — ритуал омовения ног в одноименной шайке деда Щукаря с донской водой (такой экспонат тоже ищем!).
– Как вообще пополняются такие коллекции?
– Создатель Музея Остапа Бендера Анатолий Котов по радио попросил присылать вещи, созвучные эпохе, а конкретно — компостер, которым пробивали в 30-е годы железнодорожные билеты. А мы сейчас ищем черный довоенный репродуктор, чтобы повесить на стену в нашем Уголке. Мы определили время жизни деда Щукаря примерно с 1870 года по 1940 год. Вещи, которыми пользовались на Дону в этот промежуток времени, могут быть нашими экспонатами. Они сопровождали Щукаря по жизни и могли служить ему. Что мы ищем? Различную утварь, книжки, календари. Я знаю, они есть у людей, которые не знают, что с ними делать, а выбросить жалко. А в музее они станут общим достоянием. Мы превращаем старье в экспонаты. Я сам люблю старые вещи, свидетелей эпохи. Поэтому будем собирать их в музей.
– Как возникают темы заседаний?
– Мы хотим, чтобы каждое способствовало повышению нашего культурного уровня. Одна встреча была посвящена карикатуре, следующую хотим посвятить анекдоту. Будем делать маленькие исследования, а потом оставлять их на стендах Уголка. Это будет просветительское направление, как в любом уважающем себя музее. Например, изучающие творчество Шолохова или историю казачества смогут не только увидеть, но и потрогать экспонаты: взять чугунок ухватом и поместить его в печку, накинуть на плечи зипун. В официальных музеях экспонаты трогать не позволяется, а мы будем разрешать. Такой демократический музей, в котором можно потрогать историю. Вот и получается больше клуб, чем музей.
– А есть нотки разочарования?
– Мне хотелось бы, чтобы члены клуба больше помогали, имели бы свои постоянные поручения. Сайт вот не в очень хорошем состоянии. Я особо не переживаю. По жизни приходилось многое создавать. Поначалу все идет трудно, приходят в голову мысли: «Вот, не помогают…» Но когда детище разрастается, люди начинают подключаться. Я по опыту знаю, что не надо опускать руки, если встречаются трудности. Ну, что самое страшное может случиться? Не получится. Но тогда можно сделать другое дело!
row['name']