Сегодня: 19 апреля 9865, Среда

Вряд ли кто-то станет спорить — сегодня, как и десятки лет назад, рынки занимают довольно большое место в нашей повседневной жизни. Несмотря на значительно упростившийся процесс совершения покупок, на обилие больших и маленьких магазинов, есть в походе на рынок что-то сродни традиции. Здесь принято не только совершать покупки, придирчиво выбирая товар из предложенного изобилия, но и встречаться, обмениваться новостями, мнениями. И каждый из нас хоть иногда, соскучившись по этой совершенно особой атмосфере, отправляется за покупками на рынок. К примеру, в канун Нового года…
Сегодня, правда, всем нам знакомый розничный рынок только на первый взгляд так похож на рынок десятилетней, а тем более — двадцатилетней давности. В действительности, с тех пор, как в нашей стране стало возможным открыто заниматься такого рода бизнесом, механизмы работы этих крупных торговых предприятий поменялись кардинально. О том, что из себя представляет рынок сегодня, корреспондент «В» расспросил директора ООО «БТиК», управляющего крупнейшим в нашем городе Центральным, или Азовским, рынком, Романа Барышникова.
Оказывается, годы, прошедшие со времен перестройки, стали для рынков, что называется, переломными. Вначале они работали по следующей схеме — компания или даже один человек, располагающий достаточными средствами, оборудовал торговую площадку и сдавал места на ней практически «напрокат». Договор с рынком заключать было необязательно. Кто платит сегодня за место — тот и торгует, а законодательные нормативы, регулирующие работу рынков, были приняты еще в доперестроечные времена и, конечно, были далеки от совершенства. Причем, стоит отметить, что такое положение дел имело место вплоть до середины «нулевых». Только в 2007 году вступил в действие Федеральный Закон №271 «О розничных рынках». Этот документ положил конец хаосу, царившему в этой сфере торгового бизнеса.
Теперь рынки должны придерживаться строгого регламента в своей работе, появилось большое количество норм и правил, которые «перевели» рынки на позиции строжайшего контроля и четкого соблюдения режима.
— Во-первых, с принятием этого закона, организовать работу рынка могут только управляющие компании, — рассказал Роман Барышников. — Не имея статуса «юридического лица», заниматься этим бизнесом невозможно. Во-вторых, теперь каждый рынок должен иметь так называемый «паспорт безопасности». Этот документ, в котором оценены все возможные риски (террористические, пожарные, санитарные), связанные с объектом торговли, выдается на определенный срок. Визируют его специалисты Роспотребнадзора, пожарной охраны, представители УВД. Проще говоря, за безопасностью на рынке теперь следят с особенной тщательностью. Штрафы, предусмотренные за нарушение правил, исчисляются довольно солидными суммами.
Те же организации, которые утверждают «паспорт безопасности рынка», должны одобрить еще и «план-схему» рынка. В ФЗ № 271 сказано, что рынок может работать только в том случае, если его руководство получило все необходимые разрешительные документы от проверяющих организаций, а также от руководства муниципального образования.
— Помимо всего прочего, закон предъявляет ряд жестких требований к тому, как должен выглядеть и как должен быть оборудован сам рынок, — отмечает Роман Барышников. — На Азовском рынке, к примеру, еще в 2003 году начались довольно масштабные преобразования. Вы помните, что с тех пор рынок стал полностью крытым и переместился в удобные капитальные сооружения, мы заасфальтировали всю территорию. На мой взгляд, тогда это был огромный шаг вперед, к прогрессу. Стоит отметить, что компания ООО «БТиК» производит реконструкцию рынка вообще без привлечения внешних инвесторов. Все наши проекты мы реализуем самостоятельно, на свои средства. Ведь рынок — это не просто территория, куда можно прийти за покупками. Это крупное торговое предприятие, которое постоянно развивается и должно работать, опираясь на требования закона.
А закон, надо отметить, довольно строг в отношении того, как должен быть оборудован современный рынок. В частности, в нем говорится, что к 2013 году все предприятия торговли должны быть полностью крытыми, еще более жесткие требования предъявляются к тем рынкам, которые располагаются в городах-миллионниках. Правда, члены Российской Ассоциации рынков выступили с предложением отложить срок «преображения» хотя бы до 2015 года. Однако в Новочеркасске справедливо рассудили, что закон действует, и когда бы не вступили в силу отдельные его требования, выполнять их все равно придется. Поэтому на Азовском рынке уже сейчас планируется масштабная реконструкция. Как только будет готова проектно-сметная документация, все прилавки заменят на удобные, аккуратные павильоны.
Центральный рынок Новочеркасска, в соответствии с принятой в законе классификацией, является рынком смешанного типа. Или универсальным. Это значит, что на нем можно найти не только продовольственные товары, но и промышленную и хозяйственную группы. И это очень удобно для покупателей, ведь в одном месте можно приобрести сразу все, чего не хватает в хозяйстве.
— Многие справедливо отмечают, что в последнее время сегмент промышленных и хозяйственных товаров занимает на рынке все больше и больше места, — оценивает современную ситуацию Роман Барышников. – Однако я не вижу в этом ничего странного и уж тем более негативного. Сейчас в распоряжении покупателей очень много самых различных продовольственных магазинов. Начиная от небольших «продуктовых» возле дома и заканчивая супер- и гипермаркетами. Вполне естественно, что значительную часть продовольственных товаров люди уже не покупают на рынке, им удобнее это делать в магазинах. Поэтому было бы нелогично продолжать продавать непопулярные товары на рынке. В то же время не стоит забывать, что рынок находится на муниципальной земле, мы платим за это немаленькую аренду, и, чтобы и дальше иметь такую возможность, должны сдавать торговые места предпринимателям. Поэтому в последние годы существенно увеличилось количество торговых мест, где осуществляется торговля товарами промышленной группы.
Сократилась в последнее время и доля сельскохозяйственного сегмента рынка. Директор ООО «БТиК» связывает это с тем, что сельхозпроизводителю сейчас не выгодно реализовывать свою продукцию в розницу, гораздо проще – отдать ее оптом, перекупщикам или самому отвезти в другие регионы. Однако, по словам Романа Павловича, все местные сельхозпроизводители, стоит им изъявить желание, получат места на рынке. Ведь спрос на овощи, фрукты, мясную и молочную продукцию местных производителей всегда высок.
— По паспорту мы имеем 635 торговых мест, — рассказал Роман Барышников. – От 100 до 180 из них – свободны. Справка о том, какие места на сегодня «вакантны», ежедневно обновляется. Ее можно найти на информационном стенде у выхода с рынка. Место может получить любой предприниматель, предоставив необходимые по закону документы. Естественно, с учетом правил «товарного соседства» — если человек хочет торговать яйцами в рядах хозтоваров – мы не дадим ему место. Все должны в равной степени придерживаться строгих правил, по которым живет рынок.
Для того, чтобы получить место на рынке, нужно предоставить паспорт, свидетельство о регистрации в налоговых органах, санитарную книжку (для тех, кому это необходимо согласно установленных правил).
Немало кривотолков сейчас связано с тем, что на рынке торгует много людей различных национальностей. Роман Барышников делает акцент на том, что руководство рынка строго соблюдает все законы нашей страны. А это значит, что прежде, чем сдать предпринимателю торговое место, у него тщательно проверяют документы. Сегодня на «Азовском» работают только граждане Российской Федерации. Никаких других ограничений, в том числе, этнического плана, в законе нет. Напротив, любые попытки не пустить на рынок представителей других национальностей, имеющих российское гражданство, будут расценены, как нарушения антимонопольного законодательства и попытка разжигания межнациональной вражды. Не попадут на Центральный рынок Новочеркасска только те предприниматели, у кого нет всех необходимых документов, кто не прошел регистрацию в налоговой службе, кто отказывается подвергать свой товар тщательному контролю качества.
— Мы ведем строгий реестр продавцов, следим за тем, чтобы предприниматели соблюдали товарное соседство и санитарные правила, — рассказал заместитель директора рынка В. М. Наумов. — Кроме того, в весенний и осенний периоды на нашей территории проходят сельскохозяйственные ярмарки, для которых, к примеру, в этом году мы выделили 105 мест. Те, кто приходит торговать своим товаром на ярмарки, платит за место на рынке по льготной цене, для них упрощен и алгоритм сбора документов. Правда, в вопросе контроля качества мы остаемся также непреклонны. Я полностью уверен в качестве товаров, которые продаются у нас на рынке именно потому, что вся продукция проходит строжайший контроль в лаборатории ветсанэкспертизы, расположенной на территории рынка. Кроме того, мы следим за наличием сертификатов соответствия на каждый товар. Да и с точки зрения свежести, продукция, которая продается на рынке, вызывает больше доверия. Уж здесь-то товар точно не залеживается!
Ветеринарно-санитарная лаборатория находится в помещении, которое построили и оборудовали специально для этих целей. Руководство рынка решило, что такой важный вопрос, как контроль качества продукции, должен решаться в удобном помещении. Каждый день все товары продовольственной группы, поступающие в продажу, проходят строжайший контроль качества.
Следит за качеством продукции еще и штатный санитарный врач Людмила Николаевна Логвинова. Она не только проверяет наличие сертификатов и разрешительных документов на товары, но и строго контролирует продавцов.
— У меня есть специальный журнал учета, куда занесена вся информация о медицинских книжках тех, кто работает на рынке, — рассказала Людмила Николаевна. – Моя задача следить за тем, чтобы в наших санитарных книжках не было «просроченных» анализов, и напоминать об этом всем предпринимателям, сотрудникам рынка.
В ведении Людмилы Николаевны находится и аптечка. Если кто-то чувствует недомогание, она может оказать первую медицинскую помощь. Еще одна важная обязанность санитарного врача – следить за тем, как идет уборка рынка. Ведь когда заканчивается торговля, штат уборщиков не просто подметает проходы между прилавками. Весь рынок подвергается самой настоящей санитарной обработке – его моют и чистят с использованием целого ряда дезинфицирующих средств. И Людмила Логвинова, как внимательная хозяйка, наблюдает за этим процессом. Следует отметить, что территорию рынка убирают 6 штатных уборщиков ООО «БТиК» ежедневно, независимо от погодных условий.
— Еще я взяла под свою «опеку» радиоузел рынка, — улыбается доктор. – Иногда читаю объявления, а иногда – лекции.
Так, с наступлением сезона холодов, Людмила Николаевна уже успела проинформировать всех работников и посетителей рынка о простудных болезнях и гриппе, кроме того, она рассказывает о кишечных инфекциях, о правилах выбора товаров, предостерегает, к примеру, от покупки непроверенных грибов. Иногда, чтобы поднять настроение себе и окружающим, ставит по радио музыку.
Стоит, правда, оговориться – к рынку относятся только те торговые площади, которые находятся в его границе. Рынок огорожен по периметру забором и «законные» предприниматели располагаются внутри этого периметра. Палатки, которыми «оброс» рынок снаружи, никакого отношения к нему не имеют. Зато они имеют дурное влияние на репутацию рынка…
— Оттого, что вокруг нашего предприятия раскинулась вся эта стихийная торговля, страдаем не только мы, и не только законопослушные предприниматели, — отмечает Виктор Максимович Наумов, – страдают и покупатели. Ведь многие из них, сделав случайную покупку за пределами рынка, остаются недовольны, и при этом считают, что приобрели некачественный товар именно на рынке. Зачастую человек не обращает внимания на то, что сделал покупку на прилегающей территории. Такого быть не должно. Каждый покупатель должен понимать, что мест внутри Азовского рынка предостаточно, просто некоторые предприниматели не готовы к проверкам документов, санитарных книжек, к контролю качества. Они не хотят платить налоги, соблюдать правила торговли.
Палатки, расположенные по периметру рынка снаружи, портят не только внешний вид улицы. Они являются источником мусора, появляющегося каждый день. Ведь нерадивым предпринимателям, которые торгуют без всяких разрешительных документов, не приходит в голову убирать за собой. Словом, стихийная торговля вокруг рынка – эта одна из самых больших проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться его руководству. Мусор – это еще полбеды. Зачастую покупатели, приобретя что-то у продавцов не внутри рынка, остаются недовольны. Поменять товар им отказываются, предъявлять претензии в администрацию рынка – бесполезно, никакого отношения к торговому предприятию эти торговцы не имеют. И это при том, что в пределах самого рынка все конфликтные ситуации разрешаются в кратчайшие сроки.
— Многие думают, что товар, купленный на рынке, невозможно вернуть или обменять, — удивляется Роман Барышников. – Это вкорне неправильно. Во-первых, если вы не уверены в своем выборе, вы имеете полное право попросить у продавца на рынке товарный чек. А во-вторых, в случае какой-то совсем уж сложной ситуации, вы всегда можете обратиться в администрацию рынка. Мы сразу же рассматриваем все обращения покупателей и стараемся помочь.
Естественно, частенько у покупателей на рынке возникают подозрения – не обвешивают ли их. Для того, чтобы такие неприятные догадки не имели под собой почвы, на рынке трудится весовой мастер. Василий Карпович Ткаченко каждый свой день начинает с того, что проверяет все без исключения весы.
— Я хожу по рядам, проверяю весы и гири, — рассказал Василий Карпович. – Помогаю настроить оборудование, если что. Слежу за тем, чтобы продавцы не работали с бытовыми весами, которые не отличаются точностью. Конечно же, случается и такое, что обнаруживаю подпиленные гири. Ведь если сделать в «грузе» выемку, он станет легче, и товар вам будут отпускать «не по-честному». Все подпиленные гири я изымаю.
Кроме того, в ведении Василия Карповича находятся контрольные весы. Все, кто сомневается в точности измерений, могут воспользоваться ими и проверить, «чист ли на руку» продавец.
Время идет, и рынок так же, как и все остальное в нашей жизни, развивается. Неизменным остается только строгий контроль за соблюдением всех правил, по которым «живет» предприятие. Что касается перемен – будут и они. В ближайших планах руководителя – реконструировать капитальные сооружения, имеющиеся на рынке.
— Я думаю, что к 2013 году мы полностью закончим эту работу, — строит планы Роман Барышников. – Тогда каждое торговое место будет огорожено, закрыто от дождя и ветра, да и чисто внешне будет смотреться в разы аккуратнее. Думаю, такие изменения придутся по вкусу всем – и продавцам, и покупателям.
row['name']