Сегодня:

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге завершилась вторая серия семинаров «Школы молодого журналиста», организованных Благотворительным фондом Алины Кабаевой. Журналист «В» прошла там обучение и готова поделиться впечатлениями и эмоциями.
Признаться, в этот раз я ехала на семинары в Санкт-Петербург не в таком приподнятом настроении, как в апреле, когда в Москве была первая часть «Школы». Удовольствие портил тот факт, что этими семинарами должно завершиться мое обучение. Ведь «Школа молодого журналиста» задумана как ежегодный проект, в рамках которого все новые и новые группы талантливых представителей нашей профессии в возрасте до 30 лет будут получать возможность не только обменяться опытом с коллегами, но и побывать на мастер-классах настоящих мэтров журналистики. Журналисты «Новочеркасских ведомостей» во второй раз приняли участие в этом обучающем проекте.
Когда в апреле этого года мы начинали свое обучение на двухдневном семинаре в столице, было ощущение, что можно не торопиться – все продолжится через полгода в Петербурге, и тогда можно будет задать вопросы, которые не успел, послушать новых экспертов, словом, наверстать упущенное. Сейчас, на завершающих семинарах, лично у меня было ощущение, что нужно ценить каждую минуту – в плане работы у нас значилось «вручение дипломов». А это, как ни прискорбно, знак, что «Школу» мы вот-вот окончим.
По уже сложившейся хорошей традиции, в первый день семинары для нас начались не столько с полезной в профессиональном плане лекции, сколько с безумно интересного разговора о состоянии современной культуры с человеком, который по праву считается одним из умнейших представителей нашего времени.
Кинокритик и социолог СМИ, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей говорил с нами не только о кинематографе. Гораздо больше его интересовали вопросы культуры и нравственности. И то, как мы относимся к этим понятиям. Большое внимание Даниил Борисович уделил и информационной политике современных СМИ. По мнению кинокритика, рейтинговая система измерения, на которую перешло российское телевидение на заре девяностых, не лучшим образом повлияла на качество медийного продукта. Природа человека такова, что вне зависимости от количества достоинств, наше внимание в той или иной степени привлекают темы, на которые сейчас делают ставку многие телевизионные каналы. Хуже того, в последнее время даже в новостных программах появились сюжеты, которые никак не тянут на звание «общественно-политических», но зато подробно рассказывают о каком-нибудь «жареном» факте. К сожалению, не брезгуют такими приемами даже информационные программы на «топовых» федеральных каналах.
Что касается непосредственной специализации Даниила Дондурея, мы успели поговорить и о последнем прорыве российского артхауса – фильме «Овсянки», и о бесспорном провале «Утомленные солнцем. Предстояние», и о сериале «Доктор Хаус», который Даниил Борисович оценил очень высоко.
О том, что сайт газеты не стоит путать с ее электронной версией, нам рассказывал директор Интернет-проекта «Известия» Александр Алиев. По мнению Александра Эмильевича, сейчас региональные газеты сплошь «грешат» тем, что превращают Интернет-сайт своего издания в площадку, где цитируется бумажная версия:
— Такой подход возможен в том случае, если вы именуете свой проект «Интернет-версией» газеты, и располагаете его, скажем, на портале города (как в случае с газетой «Новочеркасские ведомости» и журналом «Новочеркасск» — Н. М.). Сайт газеты – это другое дело, здесь уместны совсем другие подходы к подаче материалов. В идеале, сайтом газеты должна заниматься другая, специализированная редколлегия.
По мнению директора Интернет-проекта «Известия», именно за сетевой журналистикой будущее. Вернее, в обозримом будущем все СМИ просто переместятся на просторы Интернета – радио, телевидение, даже газеты откажутся от привычных носителей и станут доступны, как говорится, в режиме он-лайн. На примере своего издания Александр Алиев показал, как на просторах Интернета «Известия» постепенно превращаются в крупный медиа-холдинг. Если в бумажном виде выходят только два проекта «Известий», то в сети их насчитывается не меньше десятка. И на сайте издания постоянно появляются все новые и новые проекты. Недавно появились даже «Известия-TV». Такое скорое освоение Интернета происходит во многом благодаря тому, что у «Известий» есть отдельный редакционный коллектив, который работает не над «бумажными», а над «электронными» проектами.
Главный редактор информационного вещания телеканала «Рен» Алексей Абакумов произвел на нас впечатление еще в Москве, на первых семинарах. Его журналистский опыт и талант рассказчика сделали Алексея Владимировича одним из самых любимых «школьниками» лекторов. В этот раз он говорил с нами о способах подачи новостей. «Правила пяти «П», сформулированные Абакумовым, лично я распечатала и повесила над своим письменным столом:
— Показать (это значит, что любую информацию, вне зависимости от темы, лучше передавать при помощи яркого образа, а не просто констатировать факт)
— Понять (то, о чем говоришь, или того, о ком рассказываешь)
— Полюбить (героев и тему, над которой работаешь)
— Поискать (новые обстоятельства, неожиданную информацию, подробности и факты)
— Переписать (пять раз!!!)
Рассказывая о правилах работы журналиста, Алексей Владимирович делал акцент на главном: «Никогда материал не получится качественным, если вы не приложите к работе над ним мозги. А еще важнее – приложить душу».
Председатель Научно-методического совета Государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» по русскому языку, заведующий кафедрой сопоставительного изучения языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. Ломоносова, доктор филологических наук, профессор Игорь Милославский говорил с нами о главном инструменте журналиста – русском языке. Кроме советов пользоваться словарями и читать как можно больше, Игорь Григорьевич предлагал нам самим развивать язык. И даже создавать языковые единицы.
— Я уверен, что любой пишущий человек хоть изредка, но сталкивается с ситуацией, когда слов просто не хватает, — заметил профессор. – Несмотря на все многообразие нашего языка, такое случается. Последний пример – я не так давно думал, как звать людей, которые в театре после третьего звонка пересаживаются со своих мест вперед, на места более удобные и дорогие. В трамваях без билетов — «зайцы», а в этой ситуации, когда занимают не совсем свое место – кто это? Нет такого слова в языке. Вам как журналистам, как молодым авторам я предлагаю не бояться быть новаторами. Возьмите пример с писателей прошлого – если не хватает слов, создавайте их!
Второй день семинаров начался для нас с экскурсий. Утром нас ждали в ТРК «Петербург-Пятый канал». Журналистам из регионов показали студии, где снимаются почти все передачи «пятой кнопки», рассказали о том, как работают журналисты в прямом эфире, показали камеры, с которыми работают операторы. Мы смогли даже побыть «с той стороны объектива». На все наши вопросы ответил Виталий Лукашов, ведущий информационных выпусков на «Пятом». Очень интересно было побывать в знаменитой «Открытой студии» пятого канала, где снимают одноименную передачу. Панорамные окна, выходящие на оживленную петербургскую улицу, делают студию и в самом деле «открытой». После телецентра мы отправились в Ленинградский дом радио. Оттуда до сих пор ведет свое вещание старейшее радио Санкт-Петербурга. Именно из тех студий, в которых мы побывали, во время блокады то быстрее, то медленнее звучал ленинградский метроном. Именно там сейчас работает «Музей блокадного ленинградского радио».
Самое удивительное, что даже сейчас, в век прогресса и засилья цифровых технологий, на питерском радио работают по старинке: запись передач идет на аналоговые носители, и даже при производстве знаменитых питерских радиоспектаклей до сих пор не пользуются цифровой фонотекой! Все шумы, которые мы слышим в конечном продукте, «производят» прямо там, в студии. Дверь с большим количеством створок и запоров используется для записи разного рода «хлопков» и «клацаний», а специальные емкости с песком и галькой – для того, чтобы показать шаги героев по нужному виду поверхности. Такие звуки, уверены на питерском радио, гораздо лучше. А в цифровых нет главного – души.
Последнюю лекцию читала нам автор ведущая программы «Неделя с Марианной Максимовской» на телеканале «РЕН». Марианна Александровна говорила о том, как правильно формулировать вопросы в жанрах интервью и репортажа. По мнению известной журналистки, именно от того, насколько грамотно будет составлен список вопросов, во многом и зависит успех всей работы.
Вечером, в последний день семинаров, организатор «Школы молодого журналиста», депутат Государственной Думы Алина Кабаева вручила нам сертификаты о ее окончании. Потом, конечно же, были благодарности, обещания работать еще лучше и качественнее, но главное, в чем признавались все мы, прощаясь, это то, что мы будем очень скучать по «Школе» и по коллегам, с которыми познакомились и подружились благодаря этому проекту. Автор этих строк, к примеру, уже скучает.
row['name']