Сегодня: 19 апреля 5388, Суббота

Задача учителей сегодня – воспитать «человека культурного».
Сегодня наше образование претерпевает колоссальные изменения. ХХ век породил невиданный разрыв между образованием и культурой. Войны, тоталитарные режимы, технологические революции отчуждали человека от духовных ценностей. Чего стоит миф о всемогуществе технократического разума! А сама цель образования была сведена, главным образом, к освоению знаний и формированию умений и навыков. На смену этой модели пришла другая – «человека культуры», которая говорит, что усилия образования необходимо сосредоточить на том, чтобы включить человека в прошлое, настоящее и будущее культуры. И делать это нужно, начиная со школьной скамьи.
На плечи наших учителей возложена непростая задача – создать условия, способствующие духовному, нравственному развитию и социализации ребёнка. И именно культура превращается в один из главных ориентиров современного общего образования.
О том, как удается выполнить эту непростую задачу, на минувшей неделе рассказали учителя школы №25 имени П.К. Каледина. Здесь прошли сразу два семинара, посвященные проблеме воспитания «человека культурного», а не просто «человека образованного».
В среду, 27 ноября, с опытом работы школы знакомились заместители директоров по воспитательной работе всех школ города. А двумя днями позже в школе принимали учителей русского языка и литературы. Они побывали на необычных занятиях, главной темой которых стало знакомство с различными сферами культуры и искусства 19 века. Эта эпоха выбрана не случайно – в течение всей первой четверти на уроках школьники знакомились с историей, литературой, искусством того периода. Итогом стала попытка погрузиться в эпоху и познать это время, «приблизить» его к себе.
Ученики 2-А класса знакомились с народными промыслами и принимали участие в импровизированной ярмарке, где выставлялись гжель и изделия с хохломской росписью. Школьники своими руками изготовили обереги, а вместе с родителями провели исследования и познакомились с историей наших традиционных ремесел, даже побывали на специализированной выставке. И тема так понравилась, что ребята не только с воодушевлением рассказывали обо всем, что смогли узнать, но решили продолжить изучение промыслов не только в теории – а попытаться научиться делать что-то своими руками.
Культурному человеку не обойтись без хороших манер – поэтому занятие в шестом классе было посвящено именно им. В форме интерактивной игры под названием «Чашка бодрости и хороших манер» ученики знакомились с правилами этикета, принятыми в 19 веке. Для того, чтобы процесс был интереснее, проводили сравнения правил хорошего тона, принятых в России и в эталонной в этом отношении стране – Англии. Школьники узнали и о том, как было принято одеваться в свете, как вести себя за столом (и как вести застольную беседу), как вести себя в обществе дам. Очень многое ученики хотели бы перенести из прошлого в нашу современную жизнь – сделать уважение и почтение основными принципами общения.
Перенести в сегодняшний день балы, светские салоны и романтичные наряды захотели и старшеклассники. Ученики 9 класса представили портрет эпохи в форме, вполне традиционной именно для того времени. Это был светский салон, который посетили дамы в пышных платьях и галантные кавалеры, где обсудили последние творения художников и поэтов, действия военачальников, где познакомились с особенностями интерьера того времени и даже узнали, что предпочитали светские дамы на обед.
Погружение в эпоху завершил спектакль, посвященный главному гению русской литературы Александру Пушкину и главному событию 19 века – восстанию декабристов. В стихах, музыке юным актерам удалось передать не только весь трагизм происходящего, но и показать, что в любой ситуации спасает любовь. Жизнь продолжается, как бы ни менялись обстоятельства, времена, эпохи.
— За годы учебы выпускник школы должен не только подготовиться ко взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, «обжить» дом культуры, как родной дом, и создать себя по законам культуры, — считает директор школы №25 Алла Семеновна Павлова. — Поэтому меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Учителя вынуждены постоянно искать новые пути. И мы рады поделиться своими достижениями с коллегами.
И, судя по тому, что финал семинаров вызвал бурные аплодисменты, можно с уверенностью сказать, что этот поиск успешен.
row['name']