Сегодня: 19 апреля 9031, Вторник

«В будущие дни всё будет забыто. Нет памяти о прежних людях. И любовь их, и ненависть, и ревность давно исчезли, и уже нет им участия ни в чем, что делается под солнцем».
Екклесиаст.

Ностальгия – это вообще-то тоска по Родине, но сегодня это слово все чаще приобретает более широкое значение. Нередко его употребляют в значении душевного, даже болезненного сожаления о чем-то безвозвратно ушедшем.
Валентина Ивановна Михайлюк, известная многим в Новочеркасске как руководитель самодеятельного коллектива песни, пригласила меня на концерт группы «Ностальгия» в Дом учителя, 2 октября, накануне Дня учителя. Откровенно говоря, я не ожидал чего-то необычного. Ведь «Ностальгия» сегодня имеет много значений.
Был пасмурный осенний день. Накануне значительно похолодало, дул несильный ветер, и на улицах стало меньше людей. Затянутое тучами небо было каким-то мертвым и словно заснуло. Кажется, еще вчера появились юные, такие глянцевые, такие упругие листочки на деревьях, но сегодня тротуары и тропинки обильно усеяны жухлыми, преимущественно желтыми, листьями. Правда, жизнь нельзя остановить, и свадебные кортежи в радостном кураже сотрясали воздух центральной улицы города торжествующими звуковыми сигналами.
Прекрасно оформленный, даже праздничный, камерный зал Дома учителя постепенно заполнился людьми. Конечно, преимущественно людьми старшего возраста. Обстановка была чуть ли не семейная. Ансамбль ДК микрорайона Октябрьского состоял из Валентины Михайлюк (баян), Владимира Попика (аккордеон), Татьяны Ворониной (скрипка, она же руководитель ансамбля), Нины Исуповой (вокал), вела концерт Лидия Кузнецова. Пели также все музыканты. Они вложили всю душу в это выступление.
Звучали песни моих школьных лет, то есть до конца 50-х. В том числе и «Журавли», сверхпопулярная песня, которую приписывали Петру Лещенко, и которая никогда официально не исполнялась по советскому радио. Там есть такие слова: «здесь под небом чужим я как гость нежеланный…». Возможно, она была потому популярна и близка тем, кто освобождал Европу от гитлеризма, что рождала и в их сердцах созвучные чувства. И нестареющий «Школьный вальс», с которым мы покидали свою школу.
В те далекие 50-е годы в кинотеатрах перед началом вечерних сеансов минут 15-20 были выступления музыкантов, и обязательно с солисткой в богатом вечернем платье. Исполнялись, как теперь говорят, шлягеры. Нельзя забыть тех исполнительниц, даривших праздник. Те песни, танго, фокстроты были дороги пережившим войну людям, но мы, подростки, неизбежно еще сильнее впитывали эту музыку, как и всё, что было впервые в жизни. Прошли десятки лет, это бесконечная давность… Но это было! Было! Да, в городе случались концерты заезжих знаменитостей, но случались они редко. А кинозалы вечерами были полны, ведь не было телевидения. И честно сказать, многие люди шли в кинотеатр еще и из-за того, чтобы насладиться живыми музыкой и пением. Поэтому перед сеансом билеты часто купить было сложно. А на трофейные зарубежные фильмы особенно. Это было недавно, это было давно…
Увлечение моего поколения Элвисом Пресли, Армстронгом и другими англоязычными певцами наступило позже – в 60-е годы, когда рожденные во время войны молодые люди стали взрослеть.
«Будь веселым, не нужно печалится…», — так пел Глеб Романов в те послевоенные годы в популярнейшей песенке «Домино», визитной карточке Первого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. Да, эта мелодия тоже прозвучала в концерте. Никогда не забыть того оптимистического ожидания обновления и счастливого будущего, которым в конце 40-х годов жили люди, трудившиеся на износ, восстанавливая израненную страну. Песни того послевоенного школьного детства, исполненные на концерте, буквально выворачивали мне душу. Таяло время, пожилые слушатели возвращались во времена своей юности.
«Всё прошло, всё умчалось в невозвратную даль. Ничего не осталось – лишь тоска, да печаль…». Не буду скрывать, в записи у меня есть все те песни ушедших далеких лет. Но живое, во многом страстное исполнение этих столь драгоценных мне произведений, свидетелей юности – совсем иное дело. Большинство прозвучавших песен постоянно исполнялось на различных танцевальных вечерах, которых в то время в Новочеркасске было очень много – дух коллективизма проявлялся и на них, а совсем не в драках в школьных дворах. Звучали они и в самом популярном ресторане тех лет «Южном», где эстрадно-джазовым ансамблем руководил Леонид Афанасьев, рафинированный музыкант и интеллигент.
Уже закончился блестящий концерт, когда прозвучали «Брызги шампанского». Популярность этой мелодии в те далекие годы невозможно описать. Она непременно, и не раз, звучала на всех танцевальных вечерах. Не было «Радио «Шансон» и одноименного телеканала, но песни блатных были и в те годы. Амнистия после смерти Сталина привела и в наш город немало бывших заключенных. На мелодию «Брызг» под гитару часто доносилось пьяненькое пение «Новый год, порядки новые: колючей проволокой наш лагерь окружен…».
Многое вспомнилось на том концерте. Давно минувшее, невозвратное, щемящее. Но и очищающее. Лишь люди, в отличие от всех живущих на Земле существ, задумываются о своей прошедшей жизни: удивляются, восхищаются, благодарят Судьбу. И какая-либо внезапно прозвучавшая мелодия способна столько сказать душе! И как будто нет тех долгих прожитых многих лет!
Нет уже тех людей, которые сочинили эти вальсы, танго и фокстроты, нет и первых исполнителей этих произведений. Осталась только музыка. И ностальгия у тех, кто вырос с ней. И спасибо ансамблю «Ностальгия» за доставленные волнения.