Сегодня:

Несколько нарядно одетых барышень с букетами роз весело суетятся вокруг дома-музея И.И. Крылова. Трудно не заметить их приподнятого настроения и предпраздничного волнения – все-таки открытие выставки! Они пробуют войти то в одну, то в другую дверь. Хотя центральный вход в выставочный зал открыт, проникаем почему-то на выставку Льва Елисеева через дворик. В этом даже есть своя романтика. Не можем сразу сообразить, как подняться по свежеотремонтированным ступенькам. Гости боятся быть забетонированными здесь. Но рабочие показывают безопасный путь.
До начала официальной части еще есть время, и поэтому люди стекаются к выставочному залу довольно неспешно. Наши дамы на пороге уже сталкиваются с самим виновником торжества, юбиляром, который вышел на перекур (устал, видимо, от суматошной подготовки). Он с улыбкой и неисчерпаемым зарядом энергии принимает первые неформальные поздравления от друзей, поклонников и близких людей. Приветствует своих гостей. Всегда рядом со Львом Викторовичем его необыкновенная жена. Женщина с горящими глазами и очаровательной улыбкой. Она принимает не меньше поздравлений, чем знаменитый супруг. Да и сил своих в его деятельность она вкладывает не меньше самого художника.
Все мы знаем Льва Елисеева как крайне разностороннего подлинного творца. Он знаменитый мастер прикладного искусства. Не случайно он участвовал во Всероссийских выставках «Во славу Фаберже». Высочайшей оценки всегда удостаивалось изготовленное им художественное оружие: сабли, стилеты, охотничьи ножи, пистолеты. Сабля, посвященная атаману Платову, была преподнесена первому Президенту России Б.Н. Ельцину.
Восемнадцать лет Елисеев являлся сотрудником Ростовских научно-реставрационных мастерских и возглавлял бригаду резчиков по дереву, занимавшихся восстановлением иконостаса в Воскресенском соборе станицы Старочеркасской. Подвластна Льву Викторовичу резьба по дереву, кости, рогу, малая пластика.
Но, попав на выставку со двора, в первую очередь, сталкиваешься все же с его картинами. Тематика их широка и разнообразна. Встречают гостей натюрморты, за ними открываются чудесные пейзажи. Меня, как человека, трепетно относящегося к морю и всему, что с ним связано, привели в восторг картины «Голубая бухта» и «Прибой в Новомихайловке». Глядя на них, всматриваясь в бьющиеся о скалы волны, возвращаешься к незабываемым минутам, проведенным на побережье. В пейзажных работах нельзя не уловить мотив неслыханной любви к родному краю. Донские пейзажи поглощают своей глубиной и простотой, одновременно слившимися в единое и необыкновенным чувством близости и любви к природе родного края. А изображения улиц Новочеркасска как-то ненавязчиво, но очень убедительно учат ценить и беречь город, хранить его традиции.
Выставка сродни настоящему оазису. Она расположилась в выставочном зале ремонтирующегося сейчас музея. Частичка прекрасного среди пустых, только что оштукатуренных комнат. Так и творчество одаренных художников – лучик света в нашем суровом и полном прагматики мире.
Настоящие художники, те, которые оставляют за собой шлейф впечатлений и эмоций, тем и заслуживают особую любовь публики, что видят в повседневности нечто необыкновенное, то, что простому обывательскому глазу заметно не сразу. Настоящие мастера своего дела открывают нам глаза на те прекрасные стороны окружающего мира, которые порой человек творчески неодаренный просто не замечает.
Одно из самых сложных, на мой взгляд, направлений в живописи – портрет. Сложно передать не столько внешность, сколько внутренний мир человека, его душевную составляющую. Но и это удается нашему мастеру. Написанные Л.В. Елисеевым портреты брата, внуков, В.И. Михайлова целиком пронизаны теплыми чувствами, которые испытывал автор к своим героям. Человек с богатой фантазией может дорисовать к портретам их индивидуальные истории.
Народ продолжает прибывать на выставку. И никто не перестает восхищаться жизненной энергией и творческой активностью художника. Не смолкают среди гостей и разговоры о том, как и когда все это успевает Лев Викторович и где же он хранит все созданные им сокровища – их такое множество.
Пожалуй, нет такого материала, который был бы неподвластен волшебным рукам Елисеева. Героями его выставки стали скульптурные произведения, бюсты, портреты, вырезанные на дереве, и даже изделия из кости. Трудно себе даже представить, что это один человек способен работать в столь разных направлениях. Кстати, незадолго до открытия выставки Лев Викторович, окинув взором зал, выпалил жене:
— Неужели это все я натворил?!
— Ты, Лева, ты, — донеслось в ответ.
Восхищались юбиляром и удивлялись его работоспособности абсолютно все. А когда дело дошло до официальной части, то поздравления посыпались, словно из рога изобилия. Когда началось перечисление заслуг, среди зрителей слышался легкий шепот, добавлявший к каждому слову ведущей: «…и не только». Казалось, что, сколько бы ни говорили о художнике, всегда что-то останется недосказанным, не хватит человеческих слов для выражения признательности и уважения. Лев Елисеев принимал поздравления лично от мэра города Анатолия Кондратенко, главы департамента культуры, от Союза художников России, от донских казаков и от своих близких друзей, не менее славных мастеров кисти, чем он сам.
Букеты сыпались вперемешку со словами благодарности, восхищения и восторга. Хотя, на самом-то деле, лучшая награда для художника — это то, что его искусство оценено и любимо зрителями и что они всегда с радостью идут посмотреть как на его новые, так и на уже хорошо знакомые работы.
У Льва Викторовича множество учеников, которым он подарил возможность писать окружающий мир и видеть его с другой, необычной и не каждому доступной стороны. Так что в истории живописцев нашего города и страны Лев Викторович Елисеев, отпраздновавший недавно свое 80-летие, уже оставил яркий след мазком своей кисти. Но мы, благодарные зрители, ждем от него новых творений и творческих открытий. И верим, что лучшая его работа ждет нас всех еще впереди!