Сегодня: 19 апреля 5140, Пятница

Во вторник , 31 августа, у входа в театр им. Комиссаржевской вновь можно было увидеть людей, спрашивающих «лишний билетик». Московский независимый театр привез в наш город спектакль «Любовь по-французски» с народным артистом России
Владимиром Стекловым в главной роли.
Можно много говорить о достоинствах и недостатках антрепризных спектаклей, кто-то идет на них, предвосхищая встречу с любимым артистом, и остается доволен увиденным, кому-то мешает скудость декораций таких спектаклей. На мой взгляд, в антрепризе, как правило, заняты лучшие актеры, поэтому уже через десять минут после начала спектакля зрители забывают о декорациях и получают наслаждение от их игры. Тем не менее, было интересно узнать, что по этому поводу думает сам Владимир Стеклов, который после спектакля любезно согласился дать эксклюзивное интервью для нашей газеты.
— Владимир Александрович, первый вопрос традиционный: «Какое впечатление произвели на Вас Новочеркасск и его жители?»
— Я впервые в Новочеркасске, хотя до этого бывал и в Ростове, и в Таганроге. Мне очень понравился ваш город, по крайней мере, та часть, которую я успел посмотреть. Мы сегодня побывали в двух храмах, немного погуляли по улицам. У вас удивительный город, с богатейшей историей. Меня поразили ваш театр и замечательный театральный зритель. Это всегда приятно. Поэтому, даже избегая каких-то совсем уж превосходных степеней, о городе у меня самые лестные впечатления.
— За короткий промежуток времени Московский независимый театр привозит в наш город три спектакля. Это, безусловно, знаковое событие для Новочеркасска. Не могли бы Вы в двух словах рассказать об этом театральном проекте?
— Я участвую в двух спектаклях этого театра. Один из них вы видели сегодня. Второй, я надеюсь, вы еще увидите. Называется он «Любовь длиною в ночь», и играем мы в нем с замечательной актрисой Мариной Могилевской.
Я искренне надеюсь, что мы с этим спектаклем обязательно к вам приедем. Что же касается самого Московского независимого театра, то я вошел в этот проект сравнительно недавно. В Москве я сотрудничаю с несколькими театрами, в том числе и с этим.
— Владимир Александрович, а насколько существенна разница между так называемыми «репертуарными» и «антрепризными» театрами? Даже хочется спросить немного по-другому. Понятно, что антрепризные спектакли существенно отличаются от репертуарных по ряду объективных причин: технических, финансовых и прочих. Интересно другое: насколько отличаются взаимоотношения актеров в антрепризных проектах и стационарных театральных труппах?
— Вы знаете, отношения между актерами разные, впрочем, как разные они в любом коллективе. Нельзя сказать, что в одном театре – это дружная семья, а в другом – скопище коммунальных негодяев. Во всяком театре отношения непростые, но в этом плане у антрепризного проекта есть ряд преимуществ. Здесь люди встречаются как на съемочной площадке. А главное отличие – тут нет каких-то социальных привязок. Понимаете, тут какая штука: репертуарный театр порождает, как правило, большие труппы. Актеров в них много вообще, и актеров, которые требуют к себе особого внимания (называйте их как угодно: заслуженные актеры или там звезды), тоже много. И каждый хочет быть достойно задействован, причем, согласно своему статусу и положению. Но такой объем спектаклей не в состоянии потянуть ни один из самых именитых театров.
В результате люди годами, а то и десятилетиями, играют одну и ту же роль. А ведь актеру всегда хочется какого-то саморазвития, движения вперед, новых ролей. Актер должен работать, а не сидеть на «скамейке запасных», пусть даже и в престижном театре. Без настоящей работы, без хороших ролей у актера гаснет что-то внутри. Так что обычно приходится делать выбор: или ты что-то делаешь, или довольствуешься статусом внешним. В этом плане антрепризные проекты дают такие возможности. Ведь актерская профессия сама по себе очень зависимая, а антрепризный проект не порождает зависимости. В репертуарном театре ты в любом случае зависишь от того самого пресловутого Карабаса-Барабаса. И пусть это самый замечательный Карабас-Барабас на свете, в конечном итоге он решает «быть иль не быть», играть тебе или не играть, одарить ли тебя какими-либо благами в виде званий, привилегий и прочего или нет. Вот это все и порождает такие отношения в театре между людьми. Не случайно в театре есть выражение «Иудин день» — первый день открытия сезона в театре после летних каникул, когда вся труппа встречается, все делают вид, что очень любят друг друга, целуются, передавая по цепочке яд взаимного «обожания». Вот поэтому для меня удобная и приемлемая форма работы та, которая сложилась сейчас. Актеру антреприза дает больше возможностей.
— Но ведь очень часто антрепризу обвиняют в меркантилизме?
— Становиться в пафосную позу и обвинять кого-то – это самый простой путь. Это сродни тому, когда обвиняют актеров в том, что они снимаются в сериалах. Причем, такие высказывания я неоднократно слышал и от самих актеров, успешно снимающихся в сериалах. Поэтому, если ты этим занимаешься, то имей приличие, не пинай это, не говори, что «это гадость и ниже моего достоинства». По этой же причине я никогда косо не посмотрю на актеров, которые снимаются в рекламе. В конечном итоге, где и как бы ты ни снимался, в каком бы проекте ни участвовал, на первое место выходит мастерство или бездарность актера.
В антрепризе я принимаю участие в том числе и потому, что есть проекты очень интересные.
Скоро у нас с Граней (так Стеклов называет свою старшую дочь Агриппину) и Максом Авериным выйдет интересный спектакль «Укрощение строптивой».
— Владимир Александрович, как Вам работается на одной сцене с дочкой?
— Хорошо. Мы с ней вместе играем в трех спектаклях: «Жак и его господин» вместе с Костей Райкиным в Сатириконе, «Любовь в двух действиях» Андрея Максимова, где мы играем вместе с Колей Расторгуевым, и «Слухи». Теперь вот будет еще один спектакль — вышеупомянутый «Укрощение строптивой».
— Агриппина ведь сама уже заслуженная артистка России, тем не менее, Вы что-то советуете, подсказываете ей?
— Ну разве что только поначалу, на «Жаке», а сейчас мы просто делимся мнениями и впечатлениями о киноработах и работах в театре, но это не носит какого-то поучительного характера. Вот у нас есть студент-второкурсник Даниил, мой внук и Гранин сын, он студент второго курса школы-студии МХАТ. С ним – да, мы можем поработать и на сессии, я могу ему что-то посоветовать.
— А как работается с молодежью вообще?
— Замечательно! Мне давно не доводилось бывать на студенческих работах, с тех пор, как я в 2005 году выпустил свой курс. А в этом году ходил к Даниле и на зимнюю, и на летнюю сессии, на отчетные спектакли. Был просто поражен. Они очень талантливые, и, самое главное, у них есть истовость. Они хотят этим заниматься.
— Владимир Александрович, возвратимся к сегодняшнему спектаклю. Несмотря на всю его легкость, в нем есть довольно глубокий смысл: роль женщины в становлении мужчины. Роль женщины в судьбе мужчины действительно настолько велика?
— Это не громкие слова. Но все, что в этой жизни делается, делается во имя и ради женщины. Я рад, что Вы смогли увидеть это в спектакле. Поэтому я бесконечно благодарен тем женщинам, которые меня окружают: дочкам, жене.
— Кстати, о жене. Она ходит на Ваши спектакли?
— В Москве – обязательно. И не только на мои. На спектакли, в которых занята Граня, обязательно выбираемся всем семейством.

На прощание Владимир Александрович пожелал всем жителям Новочеркасска радости и любви.
А мне в тот момент вспомнилась одна старая, но не теряющая своей актуальности и значимости истина: какая бы ни была любовь — по-французски или по-русски — именно она правит миром.
row['name']