Сегодня: 19 апреля 1599, Понедельник

Вступил в силу Закон о полном запрете алкоголя за рулем. Документ запрещает эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения.
Закон также отменяет прежнюю норму, допускавшую управление автомобилем при наличии в организме водителя 0,3 промилле этилового спирта.
Теперь даже кефир и содержащие алкоголь медицинские препараты могут стать причиной отстранения водителя от управления транспортным средством и поводом для лишения водительского удостоверения.
Напомним историю вопроса. Закон, определяющий предельно допустимые нормы содержания алкоголя в крови человека, управляющего транспортным средством, был введен в России 1 июля 2008 года. Эта норма разрешала управление автомобилем при концентрации этилового спирта в крови водителя менее 0,3 граммов на один литр крови или менее 0,15 миллиграмм на один литр выдыхаемого воздуха.
Фактически можно было сесть за руль, выпив кружку пива или бокал вина. Кроме того, эта норма позволяла избегать сложностей в общении с сотрудниками ДПС при наличии остаточных следов этанола после выпитого накануне, а также при употреблении содержащих алкоголь медицинских препаратов или напитков, содержащих этанол в минимальных количествах. Также, по мнению многих автолюбителей, эта норма, будучи введенной законодательно, снижала коррупционную емкость правил дорожного движения, существенно сокращая количество поводов для придирок со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Теперь же прием обычной дозы валерьянки или пристрастие к кефиру может стать реальной угрозой беспрепятственному управлению автомобилем. И уже наличие запаха «после вчерашнего» — так точно приведет к лишению водительских прав.
Законопроект, отменяющий предельно допустимые нормы содержания в крови водителей этилового спирта был внесен в Госдуму Президентом РФ Дмитрием Медведевым в марте 2010 года. Президент заявил тогда, что россияне «пока не готовы к тому, чтобы разрешать им употребление алкоголя за рулем даже в небольших, ограниченных количествах».
Президента тогда поддержали не только депутаты, но и общественные организации. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин высказался в духе того, что минимально-допустимая норма стала своего рода индульгенцией на употребление алкоголя. Кроме того Похмелкин утверждал, что как раз введение допустимой нормы открывало простор для коррупции вместе с предоставленным ГАИ правом проводить освидетельствование водителей прямо на месте, при помощи портативных алкотестеров.
В свою очередь большой ошибкой отмену норм, разрешающих определенное количество алкоголя в крови, назвал член Совета Федерации, бывший глава ГАИ Владимир Федоров. Именно он, в свое время, был инициатором законодательного закрепления допустимости минимального содержания алкоголя в крови.
Также не поддержали инициативу Президента и наркологи, поскольку у каждого человека в крови всегда присутствует определенное количество так называемого эндогенного этанола, синтез которого идет прямо в организме. Уровень этанола может быть повышен из-за приема еды или лекарств. Кроме того, повышенный уровень содержания спирта в крови может обнаружиться, если человек болен. Так у диабетиков содержание алкоголя в организме может без всякого поступления извне достигать 0,1 промилле.
Кроме того, остается вопрос совершенства измерительной техники. Новый закон требует нулевых показателей, а погрешность приборов измеряющих этот показатель составляет плюс-минус 0,1–0,2 промилле. И чем большая нужна точность, тем больше будет вероятность ошибки измерения.
Стоит, наверное, вспомнить и о том, что в появлении закона о предельно допустимых нормах содержания этилового спирта (был введен в 2008 году) не последнюю роль сыграл аргумент, что Россия является участницей Венской конвенции о дорожном движении 1968 года и поэтому обязана предусматривать не только положения о вождении в нетрезвом виде, но и допустимые нормы. И конвенция эта до сих пор никуда не делась, но вот выполнять ее Россия передумала.