Сегодня:

Житель Новочеркасска впервые в истории донского парусного спорта совершил кругосветное путешествие на яхте.
Шестого июля к причалу ростовской набережной подошла яхта «Планида», которая только что вернулась из кругосветного плавания. После процедуры таможенного оформления, которая прошла в Азове, моряки прибыли в Ростовский порт, где их встречали многочисленные друзья и родственники.
Уроженец Новочеркасска, 44-летний Павел Гончаров был принят на «Планиду» в качестве судового врача, но в ходе путешествия стал полноправным членом команды, смог, наравне со всеми, и за штурвалом постоять, и со штормами побороться. Ведь небольшое судно, которое мореплаватели строили чуть ли не всем экипажем, шло весь маршрут под парусом. Экипаж «Планиды» во время путешествия постоянно менялся, многие из тех, кто был на борту в начале путешествия, приняли решение не продолжать его и сошли на берег. Единственные, кто был на борту все 11 месяцев, с самого начала путешествия и до его окончания в ростовском порту, это капитан корабля Павел Мошкин и житель Новочеркасска Павел Гончаров.
В день возвращения «покорителей морей», во время томительного ожидания у причала, корреспондент «В» успела поговорить с мамой нашего земляка.
— Павлик рос, как и большинство мальчишек, — рассказала Евгения Георгиевна Гончарова. – Конечно, он зачитывался книгами о великих путешественниках, но я не думала, что эта страсть останется у него на всю жизнь. Правда, любовь к морю у него всегда была какая-то особенная. Еще во время учебы в Санкт-Петербурге Павел стал заниматься парусным спортом. Я видела, что ему это очень интересно, но и предположить не могла, что мой сын решится совершить на яхте кругосветное путешествие! Когда он сообщил, что будет на яхте судовым врачом и отправляется в такое дальнее путешествие, я была даже слегка напугана.
«Планида» отправилась в плавание еще в сентябре 2008 года, из Саратова. Капитан судна Павел Мошкин, кстати, сконструировал эту яхту самостоятельно. Строили ее ровно 8 месяцев, что для судостроительства, прямо скажем, очень быстро! Кроме того, как признались сами моряки, их судно по уровню технического оснащения примерно такое же, какими располагали герои их любимых детских книг. Никаких технических «примочек», никаких «умных» устройств. Никакого «автопилота», как на современных яхтах. Экипажу «Планиды» приходилось неотлучно дежурить у штурвала, делить между собой всю корабельную работу. По признанию Павла Гончарова, даже якорь они бросали вручную!
И несмотря на все это, свой кругосветный вояж все путешественники считают настоящим счастьем. Как только яхта стартовала, настольной книгой для Евгении Георгиевны Гончаровой стал Атлас Мира. Она пристально следила за маршрутом сына. Иногда, когда появлялась такая возможность, Павел связывался с мамой при помощи Интернета. Писал электронные письма из всех портов.
В это же время за путешествием Павла наблюдал и его брат Михаил. Он, что называется, на расстоянии помогал команде «Планиды».
— Я следил за прогнозами погоды, — рассказал Михаил Гончаров корреспонденту «В». – В соответствии с маршрутом брата старался не пропустить ни одного штормового предупреждения. И при помощи sms отправлял ему информацию на спутниковый телефон.
За время кругосветного путешествия российский экипаж преодолел под парусом маршрут в 35 тысяч морских миль. Их путь пролегал через Черное, Средиземное, Красное море, Индийский океан, Тихий океан, мыс Горн, Атлантический океан, и снова – Средиземное и Черное моря. Большую часть пути морякам приходилось бороться со штормами, волны высотой в 10 метров стали для них привычным делом. А несколько раз приходилось справляться и с 15-метровыми!
— Да, это опасное и трудное приключение, — рассказал только что сошедший на берег Павел Гончаров. – Но мы решились на него «не вдруг». Весь экипаж готовился к плаванию, до этого мы много раз участвовали в штормовых регатах. Правда, на протяжении кругосветки состав участников периодически менялся. Но капитан и я прошли весь путь, от старта в Саратове до сегодняшнего прибытия в Ростов, где нас встречают, как триумфаторов!
Подобно Гулливеру, который не ограничился только работой корабельного врача, Павел Гончаров тоже довольно быстро стал выполнять на яхте и множество других функций. Особенно наш земляк гордится тем, что экипаж доверил ему приготовление еды!
— Поверьте, для моряка это очень почетно, — заверил Павел. – Это знак всеобщего доверия. Я старался оправдать надежды, которые на меня возлагали ребята. Помимо самых разных «морских гадов», которых нам довелось попробовать за это время, мы ели и вполне привычную пищу. Я даже борщ варил. А еще пек хлеб на сковородке!
Само плавание длилось без малого год. Правда, в 2009-м пришлось сделать полугодовой перерыв, разделивший путешествие на два этапа.
— В порту Австралии у нас произошла поломка двигателя, — рассказал Павел. – Ситуацию осложняло и то, что стали заканчиваться деньги. А еще австралийские визы вот-вот должны были закончится. Капитан принял решение прервать плавание, мы вернулись в Саратов. Только через полгода удалось решить все проблемы, и мы продолжили наше путешествие с того места, в котором прервали его.
Путешественники не скрывают: было трудно. Приходилось спать по два часа в сутки, бороться со штормами, терпеть неудобства. Моряк из Новочеркасска, к примеру, спал в каюте в носовой части яхты. Ее и каютой-то назвать трудно, в проекте она значится как отсек для паруса. Но Павел признался, что это было единственное место на судне, где можно было хоть ненадолго почувствовать себя в одиночестве.
Помимо этого, некоторые отрезки пути «Планида» прошла под парусом в такое время года, когда таким маленьким судам в море лучше вообще не соваться! Однако отсутствие страха перед штормами сослужило мореплавателям и добрую службу. Ведь их маршрут пролегал и в «зоне контроля» печально известных сомалийских пиратов!
— Когда мы подошли туда, — рассказал Павел Мошкин, – как раз было очень много сообщений об очередном захвате. Я понимал, что нас пираты тоже вряд ли пропустят, ведь мы – легкая добыча. На свой страх и риск я приказал экипажу плыть мимо Сомали ночью, в сильнейший шторм. Пираты, видимо, посчитали, что в такую погоду в море никого не будет, и мы прошли незамеченными.
— А буквально на следующее утро тот же участок пути проходили наши хорошие приятели, экипаж французского катамарана, — добавляет Павел Гончаров. – С этими ребятами, Пьером и Марко, мы встречались много раз. Марко учил нас готовить свои национальные блюда, он баск, хранитель множества потрясающих рецептов. Так вот, они, когда шли утром через пролив у берегов Сомали, попали в плен. Французское правительство, правда, выкупило их за два миллиона евро. Через несколько месяцев.
В общем, путешествие оказалось именно таким, каким и представляют себе кругосветное плавание все мальчишки – трудным, но невероятно захватывающим! Павел Гончаров сейчас уже дома, он наслаждается отдыхом в кругу семьи и новочеркасских друзей. А вот капитану судна Павлу Мошкину еще около двух недель плыть до Самары. Там «Планиду» приведут в порядок после сложного пути, и, кто знает, вполне возможно, вскоре она снова поднимет свои паруса!
row['name']