Сегодня: 19 апреля 9724, Среда

Иван Егорович Зубенко родился в армейский праздник – 23 февраля 1922 года. В ряды Красной Армии Иван был призван в мае 1941 года. Служить ему довелось на Украине, в Кировограде, в авиационной школе. День начала войны 22 июня он встретил там же. Был в охране аэродрома, боролся с диверсантами. Потом была эвакуация школы в Среднюю Азию. В ноябре 1941 года с группой сослуживцев он попал в 658-й полк ночных бомбардировщиков. В качестве авиатехника Ивану Егоровичу довелось принимать участие во многих боях, во многих сражениях Великой Отечественной войны.
В декабре 1941-го года летчики его полка в сильнейший мороз делали за зимнюю ночь до 12-ти боевых вылетов. Бомбили позиции немцев на легких самолетах «Р-5» типа «кукурузник», не имевших закрытой кабины. Тяжело было и авиатехникам, обслуживающим эти машины. Довелось Ивану Зубенко воевать на Волховском фронте, принимать участие в боях под Ленинградом. К декабрю 1942 года от авиационного полка остался лишь один самолет. После переформирования подразделения на его вооружение были поставлены штурмовики ИЛ-2. Летом – Брянский фронт, потом — Второй Прибалтийский. В июне 1944 года полк перебросили на Первый Белорусский. Войну Иван Егорович завершил западнее Берлина в составе Шестого штурмового авиационного полка Войска Польского. После войны он служил в Польше до 1948 года, обучал поляков. В декабре 1949 года И.Е. Зубенко был направлен на службу в Группу советских войск в Германии. Там и произошло событие, оставившее самый глубокий след в памяти фронтовика. О нём он и сегодня не может говорить без волнения.
Во время учений, проходивших весной 1951 года, самолёты полка штурмовиков попали в атмосферный фронт. Снег полностью дезориентировал пилотов, нарушил работу датчиков указателя скорости. Из-за сложнейших метеоусловий девять машин разбились, погибли 18 летчиков. Это была трагедия, которая по своей величине превзошла даже потери во время войны, масштабами катастрофы были потрясены все. Говорят, когда о ней доложили И.В. Сталину, Верховный главнокомандующий долго молчал, потом сказал: «Подобный случай был с самолётами Люфтваффе в 1939 году, примерно, в том же районе. Опыт врага надо изучать. Никого не наказывать. Семьям погибших помочь».
Иван Егорович мог сам оказаться в кабине одной из разбившихся машин. Его спасла случайность. Старшему лейтенанту Зубенко пришлось принимать участие в поисках разбившихся самолетов и похоронах останков летчиков. Их предали земле на русском кладбище в Потсдаме. В Германии Иван Зубенко служил до 1953 года. Потом был переведён в часть, расположенную на территории Советского Союза. После демобилизации в 1968 году он очень хотел попасть в Потсдам, чтобы поклониться праху своих товарищей. Однажды, в конце 70-х годов, у него была возможность в составе туристической группы побывать в ГДР, но Потсдам не числился в маршруте поездки, а отклоняться от намеченного пути туристическим группам в те времена было строжайше запрещено, и Иван Егорович от поездки отказался. Посетить могилы своих друзей-лётчиков ветеран мечтает и сейчас. Несмотря на свои 88 лет, он готов совершить это путешествие. Перелёт его не пугает. Во-первых – сам во время войны неоднократно участвовал в боевых вылетах, а, во-вторых, в мае этого года летал в Москву на Парад Победы и в Минск к детям.
— Я уверен, что за местом захоронения наших летчиков немцы ухаживают, — говорит ветеран, — мне бы хоть увидеть снимок их могилы. Может быть, кто-то будет в Потсдаме и зайдёт на русское кладбище…
row['name']