Сегодня: 19 апреля 2923, Понедельник

Память

16 июня исполняется год, как преждевременно в возрасте 67 лет ушел из жизни заслуженный работник культуры России, искусствовед, член Союза художников РФ, старший научный сотрудник Музея истории донского казачества, преподаватель детской художественной школы, краевед Владимир Иванович Кулишов.
Имя этого человека известно не только в нашем городе, но и за его пределами — благими делами.
Писать о Кулишове легко и сложно одновременно. Легко – потому что он всегда был самим собой: открытым, честным, прямолинейным, не терпел фальши, не лгал, не увиливал от ответа и принятия важных решений. Всегда обосновывал свою точку зрения и твердо отстаивал ее.
Сложность же заключается в том, что Владимир Иванович был Личностью в прямом понимании этого слова. Был многоликим и уникальным по своей человеческой сути. Многогранность таланта была так велика, что охватить всю ее – задача непростая. И все же попытаюсь.
У каждого поколения есть свои лидеры. Только одних выдвигает власть, а других выбирает время. И такая ноша, возлагаемая на плечи избранника, под стать далеко не каждому. Это значит: быть негласным ориентиром, той высотой, на которую равняются остальные.
Вряд ли Кулишов задумывался о том, какая миссия на него была возложена. Он просто всегда честно исполнял свой долг. Вряд ли знал он, родившийся в военное лихолетье 1942 года в казачьей семье на Кубани, о том, что навсегда свяжет свою жизнь со столицей донского казачества.
Приехав в гости к свояченице, в Новочеркасск, он был поражен его красотой, гениальным воплощением замыслов архитектора, той гармоничной аурой, которая, несмотря на эпохальные исторические перипетии, окружала город. Для человека, вступившего на стезю служения искусству, здесь было непаханое поле для творчества и деятельности, для реализации самых сокровенных замыслов.
К тому времени за плечами была служба в ракетных войсках, диплом Краснодарского художественного училища, женитьба. Он поступил и успешно учился на искусствоведческом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Словом, это был зрелый самостоятельный и самодостаточный человек, полный сил и энергии, знающий, что он хочет и что он может.
Оговорюсь сразу. Привычный образ известного человека складывается из многих моментов, как детская мозаика. Чем больше крутишь калейдоскоп, тем интереснее и красивее получаются узоры, переливаясь всеми цветами радуги. Словно кто-то невидимый кропотливо их собирает. Вот так и в семейной жизни. Едва ли бы мы знали известного нам Владимира Ивановича, успевающего все и везде, если бы не было у него таких тылов, как его Нина Борисовна! Воистину две половинки одного яблока! Почти 42 счастливых года вместе: в радости и горе. Это она, неутомимая: и двоих детей родила – Людмилу и Ивана, и работать успевала, и быт складывала так, что в доме всегда мир, лад да любовь жили. Она и помощницей, и единомышленником во всем была!
Любовь к городу была любовью с первого взгляда, в этот момент судьба вложила ему в руки нить Ариадны и повела… Нет ничего удивительного в том, что ему захотелось узнать о Новочеркасске все! Они словно ждали друг друга все эти годы – город и Кулишов — настолько сильным было это обоюдное притяжение. Состоялось знакомство с начальником отдела культуры горисполкома Нинелью Афанасьевной Павленко. Обладающая незаурядными организаторскими способностями она сразу поняла: такие кадры терять — преступление!
Молодой человек с радостью принял ее предложение. На тот момент ничего в помине не было из того, что создаст позднее Кулишов в Новочеркасске. В том числе и детской художественной школы: ее сообща предстояло построить. Ждать осуществления планов самой Нинель Афанасьевны, молодого педагога и его будущих союзников оставалось недолго.
Через год в 1970 году чета Кулишовых с девятимесячной дочерью Людмилой обосновалась в столице донского казачества. И с этого времени пошел отсчет деяний Владимира Ивановича во славу града Платова. Пока — художник-оформитель в технологическом техникуме, Доме учителя и Доме ученых НПИ. Жить пришлось, конечно, в очень скромных условиях – на съемных квартирах, при небольшой зарплате. Но это не пугало. Ведь началась реализация грандиозных планов по созданию в городе, известном своими художественными традициями, городе, о котором говорили, что каждый третий – молодой в возрасте до 30 лет – детской художественной школы.
Это стоило немалых усилий, усилий героических, подкрепляемых оптимизмом и энтузиазмом. Но сложился коллектив единомышленников, ему были по плечу все эти благородные задачи. Сама Нинель Афанасьевна была новатором, отличалась пробивным характером. Кулишов продемонстрировал свои лучшие организаторские способности. Внесла достойную лепту Светлана Алексеевна Неделькина. Много стоили мудрые советы опытного Николая Яковлевича Лисименко, одного из лучших педагогов того времени. Он и возглавил открывшуюся в уже 1971 году (!) школу.
В каких только условиях не приходилось работать преподавателям и их воспитанникам! Пока в 90-е годы школа не получила собственное, нынешнее помещение по проспекту Баклановскому, 79, ей приходилось ютиться и в подвальных помещениях городского Дома культуры, и помещениях Дома офицеров, других арендованных зданиях по всему городу…
Впрочем, и с новым помещением пришлось помыкаться! Ведь оно планировалось под магазин, а не под школу. Чтобы его перестроить, требовался кирпич и прочие строительные материалы. Рабочий день Кулишова начинался с визита к директору кирпичного завода М.А. Васильеву. И по-настоящему была сношена пара сапог, так как дела происходили в зимне-весенний период, когда слякоть и распутица покрывает наши дороги.
Вскоре Кулишов сменит на посту директора ушедшего из жизни Николая Яковлевича и будет возглавлять ДХШ более четверти века – годы не просто становления, а и расцвета в ее истории! За 26 лет он вырастил целую плеяду достойных учеников, которые, в свою очередь, уже сами воспитали новую достойную смену. Рядом с ними мэтр до последнего дня продолжал дело эстетического просвещения юных новочеркасцев.
Одна из его учениц, ныне — заместитель директора ДХШ Т.А. Родионова с теплотой в голосе вспоминала, как пришла записываться в школу, которая располагалась тогда на улице Московской. Занимала школа 3 комнаты и коридор 2-го этажа. Несмотря на то, печку учителя топили углем, условия были стесненными, она бегала на занятия с огромной радостью, впрочем, как и все остальные ребята. Для нее самой Владимир Иванович стал самым главным учителем в жизни. Дети обожали его, он уважал их и любил, но был строг. Многим его жизнелюбие дало так необходимую точку опоры.
Вся жизнь Владимира Ивановича была посвящена формированию в человеке чувства прекрасного, воспитанию любви к родному городу и бережному отношению к его истории. Осознавая, какую роль патриотическое воспитание играет в жизни молодежи, он без лишней патетики много сил вкладывал в восстановление и сохранение памятников Новочеркасска, личным примером показывал, как из малых дел складываются большие.
Радел за каждый дом, за каждый камень, каждое дерево, каждое крылечко или наличник. Болезненно воспринимал изменения на центральной улице — Московской, когда украшавшие ее особнячки-памятники архитектуры обезличивались, реконструировались, превращались в похожие друг на друга, как близнецы, магазины-банки.
В. Егельская, заслуженный работник культуры, начальник отдела культуры в 1988-1991 годы: «Чувство гражданской ответственности было главной чертой характера Кулишова. Любое ответственное поручение выполнял не для похвалы, никогда ее в итоге не ждал, считая, сделал то, что должен был делать. Это был удивительно светлый человек. Рано ушел, потому что все пропускал через себя. Не соглашался никогда ни на какие компромиссы. Он был лицом Новочеркасска, вместе они составляли одно целое, и город осиротел без него».
Кулишов был из тех щедро одаренных людей, которые всей своей жизнью оказывают влияние на общественное мнение. Поэтому к его мнению прислушивались, давали ответственные поручения. Многие годы (1988-1995)он был заместителем председателя Рабочей группы при Новочеркасском горисполкоме по воссозданию памятников М.И.Платову и Я.П.Бакланову. То есть, по сути дела, человеком, на которого была возложена миссия решения самых сложнейших и порой противоречивейших вопросов: от утверждения проекта памятника до его отливки и установки. Ведь сама идея восстановления в советские времена памятников прославленным казачьим атаманам ею же, советской властью уничтоженной, была крамольной. Это означало признать не только действия по их ликвидации, но и проводимую в отношении казачества политику ошибкой.
Сколько было споров, восстанавливать или нет? И если все-таки – да, то какой ставить: старый вариант или предложенные новые? Что делать в таком случае с памятником Ленину, который стоял на историческом платовском постаменте? Словом, копий было переломано немало! В те времена, работая в Пресс-центре администрации, я и мои коллеги невольно были в курсе этих предстоящих событий; заходя после заседаний к нам, Владимир Иванович эмоционально делился всем происходящим.
Мы знали: всех не в меру пылких оппонентов Кулишов всегда отсылал к историческим документам. Памятник основателю Новочеркасска, ставшему олицетворением героизма и бесстрашия казаков, был воздвигнут благодаря тому, что донская общественность нашла в лице генерала М.Г. Хомутова (атамана Войска Донского в то время) горячую поддержку, и после утверждения этой идеи петербургскими властями начался сбор средств на сооружение монумента. Именно на людские (а не какие другие) пожертвования и был воздвигнут памятник народному герою к 100-летию со дня его рождения в 1853 году!
Кулишов постоянно доказывал, что историческую целостность города необходимо сохранять, несмотря на всевозможные ветры перемен и временщиков, стоящих у руля. Им не подвластна история. Поэтому он бескомпромиссно отстаивал возвращение на законный пьедестал именно копии памятника, созданного в 19-м веке архитекторами А.А.Ивановым и Н.А.Токаревым и скульптором П.К. Клодтом. Никаких других вариантов он не признавал, считая это фальсификацией. Проявлял при этом принципиальность и твердость духа. Давалось это непросто. Власть прибегала к различным ухищрениям: запугивали снятием с должности, исключением из очереди на получение жилья, строгачом по партийной линии… Сейчас все это вспоминается с улыбкой: не знала власть, с кем она боролась! Разве можно было материальными благами напугать человека, который за них не держался, а имел совершенно другие приоритеты – ценности духовные?!
Весной 1993 года были, наконец, закончены работы по воспроизведению платовского монумента. Он был бережно воссоздан известным московским скульптором А.В. Тарасенко и торжественно установлен на прежнем пьедестале в уже мае. Останки атаманов были перезахоронены в усыпальнице Войскового кафедрального собора. Торжества в столице донского казачества не прекращались три дня!
А 1995 году была мастерски завершена и реставрация также пострадавшего в годы советской власти памятника Я.П. Бакланову. Скульптор А.В. Тарасенко вернул и ему первозданный облик. Так историческая справедливость была восстановлена и по отношению к не менее прославленному донцу — генералу Бакланову. Прах умершего и похороненного в Санкт-Петербурге героя Кавказских войн усилиями общественности был перезахоронен в начале 20 века в усыпальнице Войскового кафедрального собора, а монумент (который также был возведен на людские пожертвования) перевезен и установлен на Соборной площади.

(Окончание на стр. 9)
Хотя оба памятника начали новую жизнь совсем недавно, трудно представить, что это случилось лишь полтора десятилетия тому назад. Кажется, что они всегда стояли там, куда их поставили наши благодарные предки, отдавая должное прославленным патриотам своей Родины. Монументы являются не только настоящим украшением города, но и лицом столицы донского казачества. Памятник Ленину избежал участи платовского, был сохранен и перенесен к Дому культуры в микрорайоне Октябрьском.
Говорят, талантливые люди, талантливы во всем. Жизнь Кулишова – подтверждение этих слов. Он был един в нескольких лицах: педагог, живописец, искусствовед, писатель, журналист, историк-краевед. Его вклад в развитие изобразительного искусства Новочеркасска огромен. Он был «хранителем древностей», оберегом истории города, человеком, обладающим чувством времени, исторического такта и этикой большого художника. Сохранение творческого наследия великих новочеркасских предшественников: Дубовского, Крылова, Грекова, Овечкина — он видел делом своей жизни. Писал статьи в местной и центральной прессе, книги о них и их творчестве. За публикацию материалов о достопримечательностях Новочеркасска был награжден дипломом лауреата литературной премии им. Пантюхова (1987).
Сколько любви было в его материалах! С каким трепетом он рассказывал об архитектурных ценностях донского края, о том, что именно приобщение к культуре делает человека человеком. Но в большей степени, он, конечно же, писал о новочеркасских сокровищах, беспокоился о том, чтобы будущее поколение воспитывалось на бережном отношении к истории. Молодые чутко чувствуют фальшь. А вокруг Владимира Ивановича всегда было много молодежи. Он прожил свою жизнь без единой фальшивой ноты.
Хотя трудностей на его долю выпало немало. Его научно-литературное наследие могло быть куда более обширным, если бы не укладывались «в столы» издательств некоторые книги: на них просто не находилось средств. Примечательно, что все-таки при финансовой поддержке Министерства культуры Ростовской области в 2009 году увидели свет многострадальный (и пока единственный) труд о Н.Н. Дубовском, книга о М.Б. Грекове. Осталась, к сожалению, незавершенной рукопись об И.И. Крылове. Надо заметить, что долгие годы Владимир Иванович был единственным связующим между Новочеркасском и родственниками Н.Н. Дубовского, завещавшим городу около 1000 экземпляров произведений искусства и мечтавшим о создании художественной галереи. Галереи, увы, нет в городе и до сих пор. А хотелось бы!
Хотя оба памятника начали новую жизнь совсем недавно, трудно представить, что это случилось лишь полтора десятилетия тому назад. Кажется, что они всегда стояли там, куда их поставили наши благодарные предки, отдавая должное прославленным патриотам своей Родины. Монументы являются не только настоящим украшением города, но и лицом столицы донского казачества. Памятник Ленину избежал участи платовского, был сохранен и перенесен к Дому культуры в микрорайоне Октябрьском.
Говорят, талантливые люди талантливы во всем. Жизнь Кулишова – подтверждение этих слов. Он был един в нескольких лицах: педагог, живописец, искусствовед, писатель, журналист, историк-краевед. Его вклад в развитие изобразительного искусства Новочеркасска огромен. Он был «хранителем древностей», оберегом истории города, человеком, обладающим чувством времени, исторического такта и этикой большого художника. Сохранение творческого наследия великих новочеркасских предшественников: Дубовского, Крылова, Грекова, Овечкина — он видел делом своей жизни. Писал статьи в местной и центральной прессе, книги о них и их творчестве. За публикацию материалов о достопримечательностях Новочеркасска был награжден дипломом лауреата литературной премии им. Пантюхова (1987).
Сколько любви было в его материалах! С каким трепетом он рассказывал об архитектурных ценностях донского края, о том, что именно приобщение к культуре делает человека человеком. Но в большей степени, он, конечно же, писал о новочеркасских сокровищах, беспокоился о том, чтобы будущее поколение воспитывалось на бережном отношении к истории. Молодые чутко чувствуют фальшь. А вокруг Владимира Ивановича всегда было много молодежи. Он прожил свою жизнь без единой фальшивой ноты.
Хотя трудностей на его долю выпало немало. Его научно-литературное наследие могло быть куда более обширным, если бы не укладывались «в столы» издательств некоторые книги: на них просто не находилось средств. Примечательно, что все-таки при финансовой поддержке Министерства культуры Ростовской области в 2009 году увидели свет многострадальный (и пока единственный) труд о Н.Н. Дубовском, книга о М.Б. Грекове. Осталась, к сожалению, незавершенной рукопись об И.И. Крылове. Надо заметить, что долгие годы Владимир Иванович был единственным связующим между Новочеркасском и родственниками Н.Н. Дубовского, завещавшим городу около 1000 экземпляров произведений искусства и мечтавшим о создании художественной галереи. Галереи, увы, нет в городе и до сих пор. А хотелось бы!
Много лет Кулишов входил в состав словарной группы Центрального научно-исследовательского института теории и истории архитектуры по созданию «Биографического словаря архитекторов народов СССР». Участвовал в издании энциклопедии «Культура Дона третьего тысячелетия». Вместе с членом Союза журналистов СССР Б.А. Плевакиным при поддержке А.В. Калинина создавал Пухляковскую картинную галерею, организовывал в ней тематические и персональные выставки новочеркасских художников. Бывая на пленэрах в Пухляковском, члены городского городского клуба художников гостевали не раз у Анатолия Вениаминовича.
Созданным городским клубом художников (1971), который Кулишов возглавлял более 30 лет, возрождением городских художественных выставок он продолжил лучшие традиции донской художественной школы, начало которой было положено в конце 19-го века Николаем Никаноровичем Дубовским. А творческая группа «Мишкинские бугры» стала «пленэрной академией живописи», где главным академиком, по мнению Владимира Ивановича, была природа. Сам он не переставал у нее учиться всю жизнь. Вдохновенно занимаясь живописью, писал пейзажи, натюрморты, тематические картины, портреты. Был тонким и чутким художником. Неброская красота донской природы воплощена в трогательных и простых, на первый взгляд, видах. Но они дышат любовью, настроением, и эмоциями, всеми теми чувствами, которые пронизывают человека глубоко. Ты чувствуешь, что мастер пишет и восторгается, пишет и наслаждается тем, что видит!
Личность историческая. Можно рассказывать еще о многих других делах. Но так сложилось, что при жизни Владимир Иванович не был удостоен звания «Почетный гражданин города Новочеркасска». И это связано не только с природной скромностью и порядочностью этого человека, но и с тем, что последние годы он находился в противостоянии с бывшей администрацией Новочеркасска. Как искусствовед и художник он входил в градостроительный комитет, и постоянно выступал против нововведений администрации, называя их разрушительными, а не созидательными.
Как профессионала и гражданина, его задевало желание временщиков менять исторические факты и перестраивать город в угоду себе. Кулишов считал, что власть должна бережно относиться к историческим ценностям столицы донского казачества. В категорической форме выступал против перепланировки центральной – исторической – части города и находящихся на ее территории домов-памятников архитектуры конца 19-го — начала 20-го веков, против строительства в Александровском саду гостиничного комплекса, против реконструкции исторической площади Ермака, против чрезмерной установки в городе различных памятников-однодневок с непременно прикрепляемой табличкой «в бытность какого мэра поставлен этот шедевр» архитектуры…
За что не только был выведен из состава комитета, но и отлучен от СМИ города: негласно запрещалось его снимать, показывать по ТВ, печатать его статьи. У него оставалась лишь одна трибуна – страницы газеты «Частная лавочка».
При жизни не любивший дифирамбы, Владимир Иванович работал не за звания и за регалии. Будучи страстным патриотом Новочеркасска, он остро переживал происходящее с ним, его волновало будущее города, постепенное превращение из столицы в торгово-мещанский уезд. Можно сказать, что он и умер на посту. Последним делом стала остановка работ по варварской реконструкции исторической площади столицы – Ермака. Не выдержало сердце – обширный инфаркт.
Не пришла ли пора городу отдать долги этому замечательному человеку, истинному патриоту и настоящему гражданину, так много сделавшему для его культуры, для сохранения исторического наследия?
Как мы можем почтить память этого человека? В свое время силами общественности начался сбор средств на возведение памятников Платову и Бакланову, перенос памятника Бакланову из Санкт-Петербурга в Новочеркасск. Выступления общественности привели к возобновлению остановившееся строительство Музея истории донского казачества.
Да, Кулишов не был почетным гражданином, как этого требует Устав муниципального образования «Город Новочеркасск», в связи с чем не положено установление мемориальной памятной доски. Но любой правовой документ, в том числе и местного уровня, должен защищать память о людях, которые это заслужили. Чтобы чиновники от культуры, в чьи должностные обязанности входит сохранение культурного потенциала муниципального образования, не отсылали обращающихся к ним в различные инстанции, а могли помочь в решении исключительных ситуаций, подобных той, в которую попал достойнейший человек. Жизнь не стоит на месте и ее нельзя ограничить определенными рамками.
Если раньше установка памятных знаков и памятников на Дону осуществлялась путем опроса общественного мнения, и власть к этому мнению прислушивалась, то, думаю, многие новочеркасцы всех возрастов не откажутся подписать обращение о посмертном присвоении заслуженному работнику культуры и патриоту своего города Владимиру Ивановичу Кулишову звания почетного гражданина города.
Вместе с ним ушла целая эпоха в истории Новочеркасска. Мы все осиротели, потеря невосполнимая! Но оставшиеся в памяти людской добрые дела рождают ответные благородные начинания. Владимир Иванович был широкомасштабной личностью, равной которой в городе нет и ближайшее время вряд ли появится! Он был нашей совестью, всегда открыто говорил и делал то, что многие хотели бы, но боялись.
Можно было бы в порядке исключения и в знак глубокого уважения памяти этого человека переименовать улицу Первомайскую, где он жил, в улицу имени В.И. Кулишова. На пересечении улицы Первомайской и проспекта Баклановский размещается детская художественная школа, которой незадолго до смерти Владимира Ивановича усилиями его самого было присвоено имя Н.Н. Дубовского.