Сегодня: 19 апреля 0700, Четверг

Почему мы на различных интернет-форумах прячемся под никами? Вернее, не мы и не все. Одни люди обсуждают тему под фамилией-именем, а другие — под непонятными никами. Почему? Из-за глубинного страха, внутренних комплексов, нежелания засветить свое имя?.. А помните в «12 стульях»: «А когда же будем бить морду?» Может быть, от этого прячутся ?
А может быть, приятно за одну жизнь прожить несколько жизней? Возможно, суть людей, «прячущихся за никами», более отражена именно в их никах, нежели в их именах (на их взгляд)? Мне сложно судить, какой внутренней мотивацией руководствовался человек, выбирая себе, к примеру, ник «Злобная черепашка» или, скажем, какие-то перевертыши, типа «Абаж в упож»…
А может, все проще: если и сморозил что, то никто в реальной жизни не знает, что это был ты. А это чувство собственной важности и страх быть осмеянным.
Почему люди тянутся к подобным ярлыкам? Среди прочих причин поневоле задумаешься над тем, что «подобное притягивает подобное».
Бегло остановимся на некоторых психологических особенностях использования «ников» (и очень часто аватар — маленьких картинок, прикрепляемых участниками форумов к своему «нику»): во время такого своеобразного «маскарада» люди думают, что они прячутся, но в действительности показывают другим свою неприкрытую внутреннюю сущность; и не стоит забывать и о том, что различные маски, если их надевать очень часто, имеют свойство «прирастать», иногда весьма крепко.
Дальше — больше. Безусловные плюсы «ников»: использование «ников» наделяет участников общения дополнительными «степенями свободы». Возможность писать открыто абсолютно всё, что приходит на ум авторам, и в целом всё, что угодно.
Минусы «ников»: авторы чрезвычайно редко задумываются об ответственности за сказанное во время так называемого «общения». За сказанное особо отвечать не нужно: это говорит «ник», а настоящий, «хороший», человек в это время надёжно спрятался «в домике».
В качестве дополнительного пояснения сказанного выше привожу цитату из книги философа Славоя Жижека «Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм»: «…когда Другой смеется вместо меня, я могу спокойно отдохнуть; когда Другого приносят в жертву вместо меня, я могу продолжать жить с сознанием того, что я понес за свою вину расплату, и т. д.».
Для самого человека этот процесс «превращения» происходит практически незаметно, по аналогии с вовлечением в алкогольную зависимость. Первая условная стадия — «просто интересно и хочется новых ощущений», вторую условную стадию назовём «по чуть-чуть», третью — «не могу отказать хорошим людям», четвёртая условная стадия — «уже не могу остановиться, даже если хочу остановиться».
Если смотреть на аватары, представленные в Интернет-пространстве — мы все красивые, сверкающие, или, наоборот, хмурые, грозные, с коготками. А в реальности позволяем ли мы себе быть такими?
А кому мы задаем социальные вопросы, прячась за аватарками и никами? Реальным людям. И хотим, чтобы они выступали под своим именем, отвечали и несли ответственность за свои слова. Не кажется ли вам, это не комильфо? Весы жизни не уравновешивают положение задающего вопрос и отвечающего. К слову, есть множество цивилизованных интернет-пространств, где это равновесие выдерживается. Обычно это официальные сайты: сайт Президента РФ, где он отвечает на вопросы граждан; сайт Администрации РО, где Губернатор в своем блоге готов выслушать жителей региона, официальный сайт Администрации города Новочеркасска www.novochgrad.ru, где в нынешнем году появилась интерактивнвая кнопка.
И еще пример, иллюстрирующий эту тему. Когда-то, давным-давно, мне моя бабушка говорила, что де, внученька, не бойся злых собак. Увидишь, что собака тобой заинтересовалась – скрути дулю в кармане, она и отвернется от тебя. Я, в детстве, этим советом пользовалась и чувствовала себя более защищенной, держа в кармане дулю. И почему-то мне это общение ников-аватаров с реальными людьми напомнило мою детскую уверенность в собственной силе, имея в кармане свою же крепко скрученную ладонь.
row['name']