Сегодня:

Советы не постороннего

Развитие города Новочеркасска (как и России в целом) в первые годы нового тысячелетия, несомненно, можно назвать позитивным. Налицо видимые изменения облика города, стабильная работа инфраструктуры, достойное исполнение и эффективное использование городского бюджета, даже несмотря на мировой финансово-экономический кризис. Но… Почему предприниматели и бизнесмены уходят работать в соседние регионы, выпускники вузов и колледжей мечтают работать в Ростове, Москве, Краснодаре, Сочи, Новороссийске и т.д., но не в Новочеркасске? Почему выпускники школ стремятся поступить в ростовские вузы и не вернуться? Какая перспектива ждет город, из которого пытаются уехать самые молодые и предприимчивые? И как противостоять бегству молодежи и бизнеса из города?
Ответ прост: нужно сделать его более привлекательным для жизни и работы. Новочеркасцы должны и могут получать самые высокие в регионе зарплаты, жить в новых просторных домах и квартирах, иметь достойную социальную защиту, качественное здравоохранение, престижное образование, ровные дороги, чистые улицы и бесперебойное энергообеспечение. Возможно ли это? Однозначно да!
Новочеркасск — город с колоссальным инвестиционным потенциалом, который, к сожалению, недостаточно (слабо) использовало прежнее руководство. Ряд крупных промышленных предприятий (НчГРЭС, НЭВЗ, НЗСП, НЭЗ и другие) и масса предприятий поменьше, которые обеспечивают работой значительную долю горожан, достались городу в наследство от социалистической экономики. У нас достаточное количество учреждений высшего и средне-технического образования, которые в состоянии подготовить достойные кадры для промышленности и бизнеса, и, наконец, город располагает амбициозными предпринимателями и финансовыми ресурсами для более активного, я бы сказал, взрывного этапа в развитии нашего города.
Для этого необходимо, но не достаточно, создание области инвестиционной привлекательности для бизнеса. Более конкретно это должно выражаться в создании, поиске, привлечении и удержании в регионе как можно более крупных инвестиционных проектов, таких как строительство крупных производств, логистических, торгово-развлекательных комплексов, в разработке и реализации градостроительных программ, которые позволили бы обеспечить высокооплачиваемой работой жителей нашего города, а также привлекать лучшие кадры из других регионов. Прежде всего, это касается выделения площадок для размещения производственно-складских комплексов в бывшем Промышленном районе города и земельных участков в бывшем Первомайском районе под комплексную многоэтажную, малоэтажную и индивидуальную застройку. Мы должны понимать, что создание одного рабочего места в промышленности и строительстве приводит к созданию 5-10 рабочих мест в смежных отраслях и сфере обслуживания и услуг. На сегодняшний день крупные строительные фирмы г. Новочеркасска ищут площадки под строительство и реализуют инвестиционные проекты в Аксайском, Октябрьском (сельском) районах, городах Ростов, Шахты, Таганрог, Краснодарском крае и других регионах, которые рады реализовывать на своих землях наши проекты, используя наши производственные и финансовые ресурсы, и извлекать из них доходы (платежи в бюджеты всех уровней, в том числе и муниципальный, зарплата местных жителей, трудоустраиваемых по месту реализации проекта, прибыли местных подрядных организаций и предпринимателей, реализующих товары и услуги местным и приезжим рабочим и т.д.). Руководство города должно понимать, что чем больше реализуется в городе инвестиционных проектов различных уровней, тем богаче становится город, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Кроме того, необходимо использование «административного ресурса» для содействия муниципалитета в решении предпринимателями проблем с доступом к коммунальной инфраструктуре и преодолении административных барьеров (разрешительно-согласовательная документация, регистрационные процедуры, налоговая инспекция, ГИБДД и т.д.). Принципиально недопустимо вменять нагрузку на проект за право подключения к сетям энергообеспечения. Напомню, что на федеральном уровне решается вопрос об отмене платы за подключение к электросетям предприятий малого и среднего бизнеса, что абсолютно оправданно и необходимо. Но данная практика сохраняется на предприятиях электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Нельзя решать проблемы города за счет еще не реализованных проектов, значительно удорожая при этом и зачастую ставя под сомнение экономическую эффективность любого начинания. Нужно помочь организовать новый бизнес, обеспечить его инфраструктурой и в дальнейшем многие годы извлекать доход от эксплуатации построенных и работающих или эксплуатирующихся в бытовых целях объектов. Предприятия коммунального хозяйства города сами по себе являются инвестиционно привлекательными объектами, которые в состоянии самостоятельно или при помощи внешних инвестиций не только обеспечить бесперебойное энергообеспечение потребителей, но и извлекать значительную прибыль, платить работникам достойную заработную плату и производить весомые отчисления в бюджеты всех уровней. В развитых странах коммунальный бизнес составляет до 30% ВВП и является очень привлекательным для инвесторов любого уровня, поскольку практически не подвержен кризисным явлениям в экономике, являясь при потрясающей стабильности довольно прибыльным. В связи с этим требуется разрабатывать и внедрять различные формы взаимодействия муниципалитета и частных инвесторов (что возможно при сохранении контроля за деятельностью социально значимой для города отрасли со стороны муниципальных властей).
В Новочеркасске очень много проблем, требующих неотложного решения, но я верю что новое руководство поймет необходимость создания благоприятного инвестиционного климата в нашем городе и даст нам шанс ощутить на себе все преимущества жизни в не только ухоженном, но и богатом Новочеркасске. Наш город тем богаче, чем богаче новочеркасцы. И пусть это станет нашим девизом. Новочеркасск может из столицы Донского казачества превратится в финансово-экономическую столицу Южного федерального округа. Нужно только захотеть и сделать это.
Виталий Крючков,
кандидат экономических наук, доцент Северо-кавказской академии государственной службы.